Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание образовательного процесса развития ребенка. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни.
Программой М.Васильевой в разделе «Физическое воспитание» не предусмотрен цикл специальных занятий по формированию здорового образа жизни, но важность и актуальность данной проблемы нацелило меня на разработку цикла тематических занятий и спортивных развлечений, направленных на воспитание здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья детей, создание соответствующих условий для их физического развития, создание благоприятного психоэмоционального климата в детском коллективе является залогом успешного воспитания здорового, всесторонне развитого малыша. Поэтому, очень важно обратить внимание на содержание образовательного процесса развития ребенка, на четкое и конкретное его построение, на формы и методы работы, используемые в работе с детьми. Именно от этого зависит успешность, здоровье и настроение наших воспитанников. Если педагог будет искать и использовать новые пути, нетрадиционные способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья детей, то заболеваемость детей обязательно снизится, дети будут идти в детский сад с радостью, с желанием, будут здоровы и эмоционально благополучны.
Ведущими задачами данной системы являются:оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма;
- повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи:
- формирование у детей двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
- формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- развитие представлений о строении собственного тела, о назначении органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- привитие навыков элементарного самомассажа;
- профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения;
- формирования потребности в двигательной активности.
Цель: формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Новизна
Предлагаемая система работы включает в себя цикл оздоровительных интегрированных познавательных занятий и развлечений, специально подобранных с учетом возрастных особенностей детей для каждого возрастного периода (от младшей группы до подготовительной). В каждом занятии представлены разные виды массажа, динамических и оздоровительных упражнений, пальчиковых игротренингов, гимнастик для глаз, упражнений на развитие дыхания и др. Все упражнения сопровождаются художественным словом, что позволяет повысить внимание и интерес детей к занятию. Данная система работы позволит педагогам грамотно и в системе проводить физкультурные занятия и развлечения в каждой возрастной группе.
Представленные конспекты занятий имеют определенную структуру, включающую в себя разные виды деятельности: комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, дыхательных упражнений, пальчиковых игр, разных видов массажа, подвижных игр и другое. Это позволяет сделать занятия интересными, познавательными и привлекательными для детей.
Художественное слово, используемое на каждом занятии, привлекает внимание детей к тому или иному виду деятельности, создает положительную эмоциональную атмосферу в течение всего занятия.
Описание упражнений, заданное в непривычной для детей стихотворной форме, дает детям возможность лучше запомнить технику его выполнения и приучает «слушать и слышать» взрослого.
Представленный цикл занятий способствует не только физическому развитию детей, но и их интеллектуальному развитию, помогает развивать психические процессы, такие как память, внимание, мышление и так далее.
Данный система работы будет интересна инструкторам по физ.воспитанию ДОУ, учителям начальных классов, воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Содержание:
- Перспективное планирование физкультурно-оздоровительных занятий для всех возрастных групп (Приложение 1)
- Примерные образцы физкультурно-оздоровительных занятий (Приложение 1)
- Перспективное планирование спортивных праздников и развлечений для всех возрастных групп (Приложение 2)
- Примерные образцы конспектов спортивных праздников и развлечений (Приложение 2)
- Планирование работы с воспитателями (Приложение 3)
- Планирование работы с родителями воспитанников (Приложение 3)
- Критерии оценивания уровня развития знаний и умений детей разных возрастных групп (Приложение 4)
- Приложение 5