Дополнительная образовательная программа "Музей в компьютере, компьютер в музее"

Разделы: Информатика


Актуальность данной программы

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствует иерархия ценностей.  Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется недооценка значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, углубление противоречий между старшим и молодым поколениями.
Музей в этом отношении призван содействовать приобщению детей к общечеловеческим ценностям, к историческому наследию предшествующих поколений.
Современный ребенок не представляет свою жизнь без компьютера. Однако зачастую он впустую проводит за ним свободное время. Программа «Музей в компьютере, компьютер в музее» позволит ребенку не только изучить основы информационно-коммуникативные технологии, но и  пополнить  свои знания о малой родине на краеведческом материале.
В программе особое внимание уделяется обучению компьютерной грамотности и использованию ее в музейной деятельности.

Педагогическая концепция

Основа предлагаемого курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий, в ходе которых обучающимся предоставляется возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих вопросов краеведческой направленности обучающийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию: виртуальную экскурсию, буклет, Web-страницу, презентацию.
Рефлексивные задания  помогут обучающим увидеть и осознать результат своей деятельности.

Цель программы: с помощью средств музея и информационно-коммуникативных технологий формировать творческую личность, приобщать к общечеловеческим ценностям, культурному наследию.

Задачи

Образовательные

  • Освоить основные научные представления об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
  • Обучить приемам работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также организовывать собственную информационную деятельность с планированием ее результатов.
  • Познакомить учащихся с возможностями информационно-коммуникативных технологий в  различных направлениях музейной деятельности.
  • Овладеть способами применения информационно-коммуникативных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.

Воспитательные

  • Воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации.
  • Через воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, историческому наследию предшествующих поколений прививать чувство гордости и любви к малой родине.

Развивающие

  • Формировать навыки работы на персональной компьютере в программах Microsoft Office.
  • Развивать интеллектуальные способности и творческую познавательную активность каждого ребенка средствами информационно-коммуникативных технологий.
  • В ходе проектирования и конструирования виртуальных экскурсий развивать эвристические способности с учетом степени подготовленности каждого обучающегося, сочетая парную работу с групповой и индивидуальной.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Настоящая программа рассчитана на один год обучения и предполагает проведение теоретических и практических занятий  по группам, подгруппам, индивидуально по 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа каждое). Возраст занимающихся – 12-15 лет. Количество учащихся – от 8 до 11 человек, по одному за каждым компьютером.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения полного курса по данной программе дети должны знать:
– основы компьютерной грамотности;
– основные направления музейной деятельности.
Уметь:
– проектировать и готовить Web-страницу, виртуальную экскурсию объемом 5-10 страниц на заданную тему, презентацию, буклет.
– осуществлять рефлексию, оценивать свои результаты и планировать дальнейшую деятельность.

Способы проверки уровня достижений обучающихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные Web-страницы, виртуальные экскурсии, презентации, буклеты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к цели и задачам программы.

Качество продукции обучающихся характеризуется

  • по количеству творческих элементов в работе:
    • «высокий» – 5-10 элементов;
    • «средний» – 2-4 элемента;
    • «низкий» – 0-1 элемент;
  • по степени оригинальности:
    • «высокий» – применен индивидуальный дизайн;
    • «средний» – в дизайне присутствуют стандартные элементы;
    • «низкий» – использован шаблон;
  • по емкости и лаконичности:
    • «высокий» – работа содержит 5-10 страниц, лаконична, интерактивна;
    • «средний» – работа содержит 3-5 страниц, присутствуют элементы навигации;
    • «низкий» – работа содержит 1-3 страниц, навигация в виде гиперссылок.

Формы и методы реализации программы

Формы занятий:

  • Теоретические занятия (беседы, лекции).
  • Практические занятия: коллективные, групповые, индивидуальные.
  • Экскурсии.
  • Игровые программы.
  • Конференции, слеты, семинары, смотры.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, лекция).
  • Наглядные методы (музейные экспонаты, фото-, видеоматериалы, слайдовые презентации).
  • Практические методы (работа с различного вида программами)
  • Методы контроля (теоретические и практические зачеты, наблюдения, анкетирование, практические работы).

Учебно-тематический план

Темы

Форма занятия

Количество часов

Всего Теория Практика
Вводные занятия
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Беседа 2 2  
1. Знакомство с ПК

1.1. Работа на ЭВМ.

Лекция, работа с ПК 4 2 2
1.2. Текстовый редактор Microsoft Word. Лекция, работа с ПК 10 3 7
1.3. Microsoft Access. Лекция, работа с ПК 6 2 4
1.4. Microsoft Power Point. Лекция, работа с ПК 8 3 5
1.5. Microsoft Front Page. Лекция, работа с ПК, принтером, сканером, фотоаппаратом 10 4 6
1.6. Microsoft Publisher. Лекция, работа с ПК, принтером, сканером, фотоаппаратом 10 4 6
1.7. Глобальная компьютерная сеть (ГКС). Лекция, работа с ПК, Интернет 6 2 4
1.8. Контрольная работа Практическая работа по созданию виртуальной экскурсии, слайдовой презентации, разработка буклета и т. п. (по выбору учащихся) 6   6
2. Знакомство с музеем
2.1. Виды музеев, их основные группы и социальные функции Беседа, работа с литературой 4 2 2
2.2. Экскурсии в музеи школ города и в Ачинский краеведческий музей Экскурсия 18 2 16
2.3. Контрольная работа Практическая работа по созданию новой экспозиции, слайдовой презентации, разработка экскурсии и т. п. (по выбору учащихся) 12   12
3. Применение ИКТ в основных видах музейной деятельности
3.1. Основные направления музейной деятельности Беседа 2 2  
3.2. Фондовая работа в музее Беседа, практическая работа 8 2 6
3.3. Экспозиционная деятельность Беседа, работа с экспонатами, составление экспозиций 18 6 12
3.3. Научно-исследовательская работа в музее Беседа, работа в сети Интернет 8 2 6
3.4. Культурно-образовательная деятельность в музее Беседа,
практическая работа (разработка экскурсии, презентация экспоната)
22 4 18
2.3. Контрольная работа Практическая работа по созданию новой экспозиции, слайдовой презентации, разработка экскурсии и т. п. (по выбору учащихся) 12   12
4. Проектная деятельность с применением ИКТ
4.1. Введение учащихся в проектную деятельность Лекция, практическая работа по составлению матрицы проекта 6 6  
4.2. Работа над проектом Практическая работа 34   34
4.3. Представление проекта Презентация 6   6
Подведение итогов года
Наши успехи и неудачи Беседа 4   4

Содержание обучения

Вводные занятия

Цели, задачи, содержание программы «Музей в компьютере, компьютер в музее». Особенности программы «Музей в компьютере, компьютер в музее», организация занятий. Значение работы. Инструктаж по технике безопасности.
Общее знакомство с кабинетом, экскурсия по историко-археологическому музею. Поход выходного дня в окрестности города.

1. Знакомство с ПК

Знакомство с персональным компьютером и его возможностями. Знакомство с возможностями программ Microsoft Office. Практическая работа в указанных программах на содержании краеведческого материала. Зачетная работа (создание виртуальной экскурсии, буклета, презентации).

2. Знакомство с музеем

Понятие музея. Знакомство с музеями различной профильной направленности. Выезд в музеи школ города, в Ачинский краеведческий музей. Беседа с работниками музея, с учащимися, посещающими кружки при школьных музеях.

3. Музейная деятельность

Основные направления музейной деятельности: комплектование, учет, хранение, изучение музейных фондов.

Фондовая работа в музее

Оформление документов (актов, инвентарной книги, книги выдачи предметов, книги учёта мероприятий и т.д.), организация хранения собранных музейных предметов (описание, определение места, первичная научная обработка и т.д.).

Экспозиционная деятельность

Научное, художественное и техническое проектирование экспозиций.
Практическая работа по созданию экспозиций.

 – Научно-исследовательская работа в музее

Понятие научно-исследовательской работы в музее и ее содержание. Составление матрицы исследования. Роль сети Интернет как одного из источников получения материала.

Культурно-образовательная деятельность в музее

Методика проведения экскурсий и мероприятий. Подготовка виртуальной экскурсии, ее представление  учащимся или группой учащихся. Выезды в школы для проведения виртуальных экскурсий.
Методика проведения музейных мероприятий. Составление сценариев для проведения мероприятий и их информационно-техническое сопровождение.

4. Проектная деятельность с применением

Знакомство с понятием проектная деятельность, ее этапами. Выбор темы проекта, ее обоснование, распределение ответственности в команде по позициям. Непосредственное осуществление проектной деятельности. Оформление результатов и их представление. Рефлексия.

Подведение итогов года

Анализ проделанной за год работы.