Актуальность данной программы
В последние годы падает уровень духовной
культуры общества и подрастающего поколения,
отсутствует иерархия ценностей.
Привлекательными и престижными становятся
невысокие образцы «легкой культуры», освоение
которых не требует от человека серьёзной
умственной и душевной работы, проявляется
недооценка значимости культурно-исторических
памятников, незначительный интерес к истории,
непонимание ее закономерностей, преобладание
абстрактных, схематических представлений о
прошлом, углубление противоречий между старшим и
молодым поколениями.
Музей в этом отношении призван содействовать
приобщению детей к общечеловеческим ценностям, к
историческому наследию предшествующих
поколений.
Современный ребенок не представляет свою жизнь
без компьютера. Однако зачастую он впустую
проводит за ним свободное время. Программа «Музей
в компьютере, компьютер в музее» позволит
ребенку не только изучить основы
информационно-коммуникативные технологии, но
и пополнить свои знания о малой родине на
краеведческом материале.
В программе особое внимание уделяется обучению
компьютерной грамотности и использованию ее в
музейной деятельности.
Педагогическая концепция
Основа предлагаемого курса – личностная,
практическая и продуктивная направленность
занятий, в ходе которых обучающимся
предоставляется возможность личностного
самоопределения и самореализации по отношению к
стремительно развивающимся информационным
технологиям и ресурсам. Для достижения данной
цели необходимо, чтобы при изучении общих
вопросов краеведческой направленности
обучающийся мог создавать личностно значимую
для него образовательную продукцию: виртуальную
экскурсию, буклет, Web-страницу, презентацию.
Рефлексивные задания помогут обучающим
увидеть и осознать результат своей деятельности.
Цель программы: с помощью средств музея и информационно-коммуникативных технологий формировать творческую личность, приобщать к общечеловеческим ценностям, культурному наследию.
Задачи
Образовательные
- Освоить основные научные представления об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
- Обучить приемам работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также организовывать собственную информационную деятельность с планированием ее результатов.
- Познакомить учащихся с возможностями информационно-коммуникативных технологий в различных направлениях музейной деятельности.
- Овладеть способами применения информационно-коммуникативных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.
Воспитательные
- Воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации.
- Через воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, историческому наследию предшествующих поколений прививать чувство гордости и любви к малой родине.
Развивающие
- Формировать навыки работы на персональной компьютере в программах Microsoft Office.
- Развивать интеллектуальные способности и творческую познавательную активность каждого ребенка средствами информационно-коммуникативных технологий.
- В ходе проектирования и конструирования виртуальных экскурсий развивать эвристические способности с учетом степени подготовленности каждого обучающегося, сочетая парную работу с групповой и индивидуальной.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Настоящая программа рассчитана на один год обучения и предполагает проведение теоретических и практических занятий по группам, подгруппам, индивидуально по 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа каждое). Возраст занимающихся – 12-15 лет. Количество учащихся – от 8 до 11 человек, по одному за каждым компьютером.
Ожидаемые результаты
В результате прохождения полного курса по
данной программе дети должны знать:
– основы компьютерной грамотности;
– основные направления музейной деятельности.
Уметь:
– проектировать и готовить Web-страницу,
виртуальную экскурсию объемом 5-10 страниц на
заданную тему, презентацию, буклет.
– осуществлять рефлексию, оценивать свои
результаты и планировать дальнейшую
деятельность.
Способы проверки уровня достижений обучающихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные Web-страницы, виртуальные экскурсии, презентации, буклеты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к цели и задачам программы.
Качество продукции обучающихся характеризуется
- по количеству творческих элементов в работе:
- «высокий» – 5-10 элементов;
- «средний» – 2-4 элемента;
- «низкий» – 0-1 элемент;
- по степени оригинальности:
- «высокий» – применен индивидуальный дизайн;
- «средний» – в дизайне присутствуют стандартные элементы;
- «низкий» – использован шаблон;
- по емкости и лаконичности:
- «высокий» – работа содержит 5-10 страниц, лаконична, интерактивна;
- «средний» – работа содержит 3-5 страниц, присутствуют элементы навигации;
- «низкий» – работа содержит 1-3 страниц, навигация в виде гиперссылок.
Формы и методы реализации программы
Формы занятий:
- Теоретические занятия (беседы, лекции).
- Практические занятия: коллективные, групповые, индивидуальные.
- Экскурсии.
- Игровые программы.
- Конференции, слеты, семинары, смотры.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, лекция).
- Наглядные методы (музейные экспонаты, фото-, видеоматериалы, слайдовые презентации).
- Практические методы (работа с различного вида программами)
- Методы контроля (теоретические и практические зачеты, наблюдения, анкетирование, практические работы).
Учебно-тематический план
Темы |
Форма занятия |
Количество часов |
||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводные занятия | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Беседа | 2 | 2 | |
1. Знакомство с ПК | ||||
1.1. Работа на ЭВМ. |
Лекция, работа с ПК | 4 | 2 | 2 |
1.2. Текстовый редактор Microsoft Word. | Лекция, работа с ПК | 10 | 3 | 7 |
1.3. Microsoft Access. | Лекция, работа с ПК | 6 | 2 | 4 |
1.4. Microsoft Power Point. | Лекция, работа с ПК | 8 | 3 | 5 |
1.5. Microsoft Front Page. | Лекция, работа с ПК, принтером, сканером, фотоаппаратом | 10 | 4 | 6 |
1.6. Microsoft Publisher. | Лекция, работа с ПК, принтером, сканером, фотоаппаратом | 10 | 4 | 6 |
1.7. Глобальная компьютерная сеть (ГКС). | Лекция, работа с ПК, Интернет | 6 | 2 | 4 |
1.8. Контрольная работа | Практическая работа по созданию виртуальной экскурсии, слайдовой презентации, разработка буклета и т. п. (по выбору учащихся) | 6 | 6 | |
2. Знакомство с музеем | ||||
2.1. Виды музеев, их основные группы и социальные функции | Беседа, работа с литературой | 4 | 2 | 2 |
2.2. Экскурсии в музеи школ города и в Ачинский краеведческий музей | Экскурсия | 18 | 2 | 16 |
2.3. Контрольная работа | Практическая работа по созданию новой экспозиции, слайдовой презентации, разработка экскурсии и т. п. (по выбору учащихся) | 12 | 12 | |
3. Применение ИКТ в основных видах музейной деятельности | ||||
3.1. Основные направления музейной деятельности | Беседа | 2 | 2 | |
3.2. Фондовая работа в музее | Беседа, практическая работа | 8 | 2 | 6 |
3.3. Экспозиционная деятельность | Беседа, работа с экспонатами, составление экспозиций | 18 | 6 | 12 |
3.3. Научно-исследовательская работа в музее | Беседа, работа в сети Интернет | 8 | 2 | 6 |
3.4. Культурно-образовательная деятельность в музее | Беседа, практическая работа (разработка экскурсии, презентация экспоната) |
22 | 4 | 18 |
2.3. Контрольная работа | Практическая работа по созданию новой экспозиции, слайдовой презентации, разработка экскурсии и т. п. (по выбору учащихся) | 12 | 12 | |
4. Проектная деятельность с применением ИКТ | ||||
4.1. Введение учащихся в проектную деятельность | Лекция, практическая работа по составлению матрицы проекта | 6 | 6 | |
4.2. Работа над проектом | Практическая работа | 34 | 34 | |
4.3. Представление проекта | Презентация | 6 | 6 | |
Подведение итогов года | ||||
Наши успехи и неудачи | Беседа | 4 | 4 |
Содержание обучения
Вводные занятия
Цели, задачи, содержание программы «Музей в
компьютере, компьютер в музее». Особенности
программы «Музей в компьютере, компьютер в
музее», организация занятий. Значение
работы. Инструктаж по технике безопасности.
Общее знакомство с кабинетом, экскурсия по
историко-археологическому музею. Поход
выходного дня в окрестности города.
1. Знакомство с ПК
Знакомство с персональным компьютером и его возможностями. Знакомство с возможностями программ Microsoft Office. Практическая работа в указанных программах на содержании краеведческого материала. Зачетная работа (создание виртуальной экскурсии, буклета, презентации).
2. Знакомство с музеем
Понятие музея. Знакомство с музеями различной профильной направленности. Выезд в музеи школ города, в Ачинский краеведческий музей. Беседа с работниками музея, с учащимися, посещающими кружки при школьных музеях.
3. Музейная деятельность
Основные направления музейной деятельности: комплектование, учет, хранение, изучение музейных фондов.
– Фондовая работа в музее
Оформление документов (актов, инвентарной книги, книги выдачи предметов, книги учёта мероприятий и т.д.), организация хранения собранных музейных предметов (описание, определение места, первичная научная обработка и т.д.).
– Экспозиционная деятельность
Научное, художественное и техническое
проектирование экспозиций.
Практическая работа по созданию экспозиций.
– Научно-исследовательская работа в музее
Понятие научно-исследовательской работы в музее и ее содержание. Составление матрицы исследования. Роль сети Интернет как одного из источников получения материала.
– Культурно-образовательная деятельность в музее
Методика проведения экскурсий и мероприятий.
Подготовка виртуальной экскурсии, ее
представление учащимся или группой учащихся.
Выезды в школы для проведения виртуальных
экскурсий.
Методика проведения музейных мероприятий.
Составление сценариев для проведения
мероприятий и их информационно-техническое
сопровождение.
4. Проектная деятельность с применением
Знакомство с понятием проектная деятельность, ее этапами. Выбор темы проекта, ее обоснование, распределение ответственности в команде по позициям. Непосредственное осуществление проектной деятельности. Оформление результатов и их представление. Рефлексия.
Подведение итогов года
Анализ проделанной за год работы.