Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширять представления детей об эмоциях.
  • Развивать умения дифференцировать и изображать эмоциональные состояния по средствам игровых обучающих ситуаций с литературными персонажами.
  • Развивать познавательную сферу.
  • Воспитывать у детей эмоционально – нравственную культуру.
  • Создать доброжелательную атмосферу.
  • Формировать навыки рефлексии своего состояния на занятии через цвет.

Предварительная работа: беседа о смысловом значении слов (силуэт пословиц о горе;; чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», художественных произведений: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Г-Х. Андерсен «Снежная королева», Астрид Лидгрен «Малыш и Карлсон», рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Аленушка».

Оборудование: объемное красное сердечко, «волшебная» палочка, клубок, вязаные мешочки, банка с вареньем, чайные ложки, сердечки, сделанные из бумаги, плоскостной материал: театр, Карабас Барабас, избушка, заинька, репродукция картины В.М.Васнецова, крыша, Карлсон, дворец, Снежная королева, театр «Молния», Буратино, снежинки с эмоциями, кассета с записью релаксации, мелодии, силуэты с изображением девочки и мальчика, цветные полоски, ракушки, ткань.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал начала занятия

– Доброе утро, поприветствуем друг друга ладошками.
– Сегодня к нам в гости пришла сказка, которая живет в сердце каждого из нас. (Педагог неожиданно достает сердечко.)
– Какое красивое сердечко, а вы хотите поиграть в игру «Сердечко»? (Да)
– Положите руку на грудь и прислушайтесь, как оно бьется, почувствуйте его тепло ладонью, постарайтесь сохранить это тепло.
– А теперь сложите ладони в виде сердца, прикоснитесь «сердцем» друг к другу и подарите частичку своего тепла тому, кто с вами рядом.

2. Игра – перевоплощение

– Вы любите путешествовать? (Да) Кто такой путешественник? (Человек, который путешествует по разным странам, городам.)
– А вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (Хотим)
– Вы вокруг себя покружитесь и в сказочных путешественников превратитесь. (Педагог взмахивает «волшебной» палочкой.)
– На нашем пути будут встречаться сказочные персонажи, которым необходима ваша помощь. Чтобы найти верный путь в этом нам поможет «чудесный» клубочек.

3. Заюшкина избушка

– В какую сказку нас привел клубочек? (Заюшкина избушка)
– Кто герой этой сказки? (Зайчик) Какой зайчик? (Испуганный)
– Кого он испугался? (Лисы)
– Ребята, кто пытался помочь зайчику? (Собака, медведь, бык)
– Почему звери не смогли помочь зайчику? (Испугались лисы)
– Как пугала лиса зверей? (Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.)
– Кто помог зайчику? (Петушок)
– Какую песенку пел петушок? (Ку-ка-ре-ку, несу косу на плечах, хочу лису посечи, поди, лиса, вон.)
– Споем все вместе. Молодцы!
– А вам когда-нибудь было страшно? (Ночью, когда гроза, один дома.)
– Как можно преодолеть свой страх? (Нарисовать страх и порвать рисунок, дорисовать веселые элементы, подружиться со страхом.)
– Я вам предлагаю прошептать свой страх в «волшебную» ракушку.
– Возьмите ракушку и шепотом проговорите свой страх.

4. Театр Карабаса Барабаса

– Куда привел нас «чудесный» клубочек? (К театру Карабаса Барабаса).
Из домика выходит злой Карабас и говорит:
– У меня нет актеров в театре, я вас всех сейчас заберу.
– Ребята, изобразим гнев на лице и сердито ответим:
– Мы не пойдем в твой театр! (Дети изображают гнев и с интонацией отвечают.)
– Научим Карабаса, как можно справляться с гневом? (Да)
– А как это сделать? (Покричать в мешочек.)
– Возьмите мешочки, а один подарим Карабасу Барабасу.
– Скажем волшебные слова:
– Уходи злость, уходи и ко мне не приходи.
– А как еще можно избавиться от гнева? (Стряхнуть «злость» в мешочек.)
– Покричим в него, стряхнем с себя все «злинки», «капризки», как капельки воды и крепко затянем его, чтобы злость не вылетела.
– Мешочки оставим в театре Карабаса Барабаса.

5. Дворец Снежной королевы

– Становится холодно, дует северный ветер, кружатся снежинки.
– Где мы? (Во дворце Снежной Королевы)
– Поиграем со снежинками? (Да)
Белые снежинки в воздухе кружатся
И на землю тихо падают, ложатся.
– Ребята, посмотрите у каждой снежинки свое настроение.
– Маша, какая эмоция у снежинки? (Радость, грусть, удивление, злость, страх.)
– Какая Снежная Королева? (Холодная, грозная, белая, ледяная.)
– Что вместо сердца у Снежной королевы? (Осколок льдинки.)
– Чего она боится? (Тепла, радости)

6. Картина В.М. Васнецова «Аленушка»

– А клубочек привел нас к картине.
– Кого вы видите на картине? (Девушку, сидящую у воды.)
– Из какой она сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
– Кто написал эту картину? (Русский художник В.М. Васнецов)
– Какая Аленушка? (Печальная, грустная)
– Почему она горюет? (Жаль братца, не послушался Иванушка, напился из козьего копытца водицы и превратился в козленочка.)
– Представьте и изобразите горе, печаль Аленушки.
– В народе о горе говорят так:
– Горе старит, а радость красит.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Кто знает пословицы о горе? (Слезами горю не поможешь.)

7. Кукольный театр «Молния»

– «Чудесный» клубочек привел нас в кукольный театр «Молния».
– Кто вас приветствует? (Веселый Буратино.)
– Он приглашает на веселый танец «Бу-ра-ти-но». (Звучит фонограмма.)
– Какое настроение у вас? (Веселое, радостное.)

8. «Малыш и Карлсон»

– Кто нас встречает на крыше? (Карлсон)
– Заглянем к нему на чердак?
– Что вы увидели? (Банку с вареньем)
– А вы удивились, когда увидели варенье? (Да)
– Какое выражение лица у Карлсона? (Удивленное)
– Карлсон угощает вас варенье.
– Какое оно на вкус? (Сладкое, вкусное)
– Из каких ягод его сварили? (Из вишни)
– Теперь произнесем удивленно: «Вишневое»!
– Поблагодарим Карлсона за угощение (Спасибо)

9. Рефлексия своих чувств

– С помощью цветных полосок и силуэта человека отобразите ваше настроение на занятии.

10. Подведение итогов

– С какими сказочными персонажами вы встречались? (Карабасом Барабасом, зайчиком, сестрицей Аленушкой, Снежной королевой, Карлсоном, Буратино.)
– Кому помогали, сочувствовали, сопереживали? (Карабасу Барабасу, зайчику, сестрице Аленушке.)
– Какие чувства были у сказочных героев? (Гнев, злость, страх, горе, печаль, удивление, радость.)

11. Ритуал окончания занятия

На этом сказочное путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться.
– На прощание я дарю сердечки, которые имеют определенные качества, пусть эти качества останутся с вами. (Педагог читает положительные качества личности: доброта, смелость, отзывчивость, которые написаны на сердечках, а дети громко, уверенно произносят: я добрый, я смелая.)
– Большое спасибо! До свидания!

Литература:

  1. Девина И.А., Маштакова И.В. Управляем эмоциями (4-6). – М.: Издательство «Ось – 89», 2002. – 48 с. (Учебное пособие для письменных творческих заданий).
  2. Клюева Н. В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет / Художник Масленникова Е. П. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.: ил. – (Серия: «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 208 с., илл.
  4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников (занятия, игры). Пособие для практических работников дошкольных учреждений.
  6. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. (Развитие и воспитание).
  7. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 80 с. (Практическая психология в образовании).