Цель: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять представления детей об эмоциях.
- Развивать умения дифференцировать и изображать эмоциональные состояния по средствам игровых обучающих ситуаций с литературными персонажами.
- Развивать познавательную сферу.
- Воспитывать у детей эмоционально – нравственную культуру.
- Создать доброжелательную атмосферу.
- Формировать навыки рефлексии своего состояния на занятии через цвет.
Предварительная работа: беседа о смысловом значении слов (силуэт пословиц о горе;; чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», художественных произведений: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Г-Х. Андерсен «Снежная королева», Астрид Лидгрен «Малыш и Карлсон», рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Аленушка».
Оборудование: объемное красное сердечко, «волшебная» палочка, клубок, вязаные мешочки, банка с вареньем, чайные ложки, сердечки, сделанные из бумаги, плоскостной материал: театр, Карабас Барабас, избушка, заинька, репродукция картины В.М.Васнецова, крыша, Карлсон, дворец, Снежная королева, театр «Молния», Буратино, снежинки с эмоциями, кассета с записью релаксации, мелодии, силуэты с изображением девочки и мальчика, цветные полоски, ракушки, ткань.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ритуал начала занятия
– Доброе утро, поприветствуем друг друга
ладошками.
– Сегодня к нам в гости пришла сказка, которая
живет в сердце каждого из нас. (Педагог
неожиданно достает сердечко.)
– Какое красивое сердечко, а вы хотите поиграть в
игру «Сердечко»? (Да)
– Положите руку на грудь и прислушайтесь, как оно
бьется, почувствуйте его тепло ладонью,
постарайтесь сохранить это тепло.
– А теперь сложите ладони в виде сердца,
прикоснитесь «сердцем» друг к другу и подарите
частичку своего тепла тому, кто с вами рядом.
2. Игра – перевоплощение
– Вы любите путешествовать? (Да) Кто такой
путешественник? (Человек, который путешествует
по разным странам, городам.)
– А вы хотите отправиться в сказочное
путешествие? (Хотим)
– Вы вокруг себя покружитесь и в сказочных
путешественников превратитесь. (Педагог
взмахивает «волшебной» палочкой.)
– На нашем пути будут встречаться сказочные
персонажи, которым необходима ваша помощь. Чтобы
найти верный путь в этом нам поможет «чудесный»
клубочек.
3. Заюшкина избушка
– В какую сказку нас привел клубочек? (Заюшкина
избушка)
– Кто герой этой сказки? (Зайчик) Какой зайчик? (Испуганный)
– Кого он испугался? (Лисы)
– Ребята, кто пытался помочь зайчику? (Собака,
медведь, бык)
– Почему звери не смогли помочь зайчику? (Испугались
лисы)
– Как пугала лиса зверей? (Как выскачу, как
выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.)
– Кто помог зайчику? (Петушок)
– Какую песенку пел петушок? (Ку-ка-ре-ку, несу
косу на плечах, хочу лису посечи, поди, лиса, вон.)
– Споем все вместе. Молодцы!
– А вам когда-нибудь было страшно? (Ночью, когда
гроза, один дома.)
– Как можно преодолеть свой страх? (Нарисовать
страх и порвать рисунок, дорисовать веселые
элементы, подружиться со страхом.)
– Я вам предлагаю прошептать свой страх в
«волшебную» ракушку.
– Возьмите ракушку и шепотом проговорите свой
страх.
4. Театр Карабаса Барабаса
– Куда привел нас «чудесный» клубочек? (К
театру Карабаса Барабаса).
Из домика выходит злой Карабас и говорит:
– У меня нет актеров в театре, я вас всех
сейчас заберу.
– Ребята, изобразим гнев на лице и сердито
ответим:
– Мы не пойдем в твой театр! (Дети изображают
гнев и с интонацией отвечают.)
– Научим Карабаса, как можно справляться с
гневом? (Да)
– А как это сделать? (Покричать в мешочек.)
– Возьмите мешочки, а один подарим Карабасу
Барабасу.
– Скажем волшебные слова:
– Уходи злость, уходи и ко мне не приходи.
– А как еще можно избавиться от гнева? (Стряхнуть
«злость» в мешочек.)
– Покричим в него, стряхнем с себя все «злинки»,
«капризки», как капельки воды и крепко затянем
его, чтобы злость не вылетела.
– Мешочки оставим в театре Карабаса Барабаса.
5. Дворец Снежной королевы
– Становится холодно, дует северный ветер,
кружатся снежинки.
– Где мы? (Во дворце Снежной Королевы)
– Поиграем со снежинками? (Да)
Белые снежинки в воздухе кружатся
И на землю тихо падают, ложатся.
– Ребята, посмотрите у каждой снежинки свое
настроение.
– Маша, какая эмоция у снежинки? (Радость,
грусть, удивление, злость, страх.)
– Какая Снежная Королева? (Холодная, грозная,
белая, ледяная.)
– Что вместо сердца у Снежной королевы? (Осколок
льдинки.)
– Чего она боится? (Тепла, радости)
6. Картина В.М. Васнецова «Аленушка»
– А клубочек привел нас к картине.
– Кого вы видите на картине? (Девушку, сидящую у
воды.)
– Из какой она сказки? («Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»)
– Кто написал эту картину? (Русский художник
В.М. Васнецов)
– Какая Аленушка? (Печальная, грустная)
– Почему она горюет? (Жаль братца, не
послушался Иванушка, напился из козьего копытца
водицы и превратился в козленочка.)
– Представьте и изобразите горе, печаль
Аленушки.
– В народе о горе говорят так:
– Горе старит, а радость красит.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Кто знает пословицы о горе? (Слезами горю не
поможешь.)
7. Кукольный театр «Молния»
– «Чудесный» клубочек привел нас в кукольный
театр «Молния».
– Кто вас приветствует? (Веселый Буратино.)
– Он приглашает на веселый танец «Бу-ра-ти-но». (Звучит
фонограмма.)
– Какое настроение у вас? (Веселое, радостное.)
8. «Малыш и Карлсон»
– Кто нас встречает на крыше? (Карлсон)
– Заглянем к нему на чердак?
– Что вы увидели? (Банку с вареньем)
– А вы удивились, когда увидели варенье? (Да)
– Какое выражение лица у Карлсона? (Удивленное)
– Карлсон угощает вас варенье.
– Какое оно на вкус? (Сладкое, вкусное)
– Из каких ягод его сварили? (Из вишни)
– Теперь произнесем удивленно: «Вишневое»!
– Поблагодарим Карлсона за угощение (Спасибо)
9. Рефлексия своих чувств
– С помощью цветных полосок и силуэта человека отобразите ваше настроение на занятии.
10. Подведение итогов
– С какими сказочными персонажами вы
встречались? (Карабасом Барабасом, зайчиком,
сестрицей Аленушкой, Снежной королевой,
Карлсоном, Буратино.)
– Кому помогали, сочувствовали, сопереживали? (Карабасу
Барабасу, зайчику, сестрице Аленушке.)
– Какие чувства были у сказочных героев? (Гнев,
злость, страх, горе, печаль, удивление, радость.)
11. Ритуал окончания занятия
На этом сказочное путешествие заканчивается.
Нам пора возвращаться.
– На прощание я дарю сердечки, которые имеют
определенные качества, пусть эти качества
останутся с вами. (Педагог читает
положительные качества личности: доброта,
смелость, отзывчивость, которые написаны на
сердечках, а дети громко, уверенно произносят: я
добрый, я смелая.)
– Большое спасибо! До свидания!
Литература:
- Девина И.А., Маштакова И.В. Управляем эмоциями (4-6). – М.: Издательство «Ось – 89», 2002. – 48 с. (Учебное пособие для письменных творческих заданий).
- Клюева Н. В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет / Художник Масленникова Е. П. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.: ил. – (Серия: «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 208 с., илл.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников (занятия, игры). Пособие для практических работников дошкольных учреждений.
- Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. (Развитие и воспитание).
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 80 с. (Практическая психология в образовании).