История руками людей расставляет памятные знаки: это события радостные и горестные, торжественные и печальные, военные и мирные победы. Путь нашей Родины никогда не был легким. Сегодня свидетелями неповторимых событий нашего Отечества являются литературные произведения, песни. Именно они являются выразителями чувств, мыслей, характеров и судеб Российского народа.
Художественно-творческая деятельность помогает подростку осознать на эмоциональном уровне подвиги советского народа во время Великой Отечественной войны. Это способствует учащимся совершенствовать собственные морально-нравственные ориентиры. Через актерское перевоплощение подросток «переживает роль», т.е. испытывает на себе чувства, эмоции героя, его «образ мысли», близость далеких эпох.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На фоне музыки звучит голос за кадром:
О, память Родины!
Она прошла походкою солдатской
Из-под знамен Бородина
Под пули площади Сенатской
И хоть нелегок путь бойца.
Она прошла путем былинным
От взятья Зимнего дворца
И до победы над Берлином!
И слава тем, кто грудью встал,
Кто выстоял в сраженьях жарких
И с полным правом
В Трептов-парке
С мечом
Взошел на пьедестал!
Под стук метронома занавес постепенно открывается. Звучит голос солиста, постепенно подхватывают песню другие голоса. На сцене хор исполняет песню В. Лебедева-Кумача «Священная война» без музыкального сопровождения!
1.. Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная.
Священная война!2. Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война
Световой эффект – бегущие лучи прожекторов. Массовка изображает движение на сцене. Затем выстраивается, как отряд бойцов. На авансцене два чтеца, читают стихотворение Давида Самойлова «Сороковые ...».
1-й:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку ...
2-й:
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке.
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете.
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
1-й:
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
2-й:
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало –*
И лишь потом во мне очнулось! ...
Вместе:
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые ...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Отряд бойцов – массовка марширует. Чтецы читают стихотворение Евгения Винокурова «Двадцать пятого года рождения».
3-й:
Вчера мы писали диктанты.
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги.
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы.
Мы песни заливисто пели.
Скребли, провинившись, полы.
Когда же, идя на ученья.
Мы путали ногу подчас:
– Двадцать пятого года рождения!
С усмешкой кивали на нас.
4-й:
Но фронт наступил! Мы мужали
В сражениях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь.
Друзей после битв хороня.
Орудия, танки, повозки
Гремели по городам,
И пели по-чешски и польски
Веселые девушки нам.
Массовка строевым шагом уходит за кулисы. На авансцене вокальная группа.
5-й: С правого берега привезли группу
раненых.
Один из них, с забинтованной головой, обратился к
бойцам с просьбой дать закурить. Ему
протянули несколько кисетов с махоркой. Кто-то
поинтересовался:
– Что там, в городе делается?
– Да сам черт не разберет. Весь город в огне.
Немец зверствует, туго нашим приходится.
Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится ...
– А люди?
– Люди? Стоят! ...
Исполняют песню слова М. Ножкина, музыка М. Ножкина и Д. Ашкенази «Последний бой».
1-й: Ночевали в лесу, в блиндаже с
железной печкой. Представьтесебе такую
картину: посредине землянки горит печка,
вокруг на соломе сидят бойцы, в уголочке коптит
маленькая коптилка. Отдыхают, едят,
разговаривают, смеются.
Какой-то боец принес трофейную гармонь, перебрал
аккорды ... Здесь все звучит совсем по-другому, и
даже задорные частушки.
Исполняют частушки на военную тему. После частушек песня, слова: Исаковского, музыка Блантера «В лесу прифронтовом». После песни на сцену выходят два чтеца.
2-й: Здравствуй, дорогая мамочка!
Не знаю, получила ли ты мои предыдущие письма и
открытки, поэтому решил писать тебе в любое
свободное время, не дожидаясь ответа. Мамуля, у
меня все хорошо, не волнуйся, как бы тебе ни было
трудно, знай, что мы обязательно встретимся!
3-й: Дорогая, Лида! Выбрал
свободную минуту, чтобы написать
письмо. Комбат говорит «Отдыхайте, завтра бой». А
я не могу уснуть.
В окопном блиндаже нас пять человек, шестой на
посту. Ребята спят, а я пишу и думаю о тебе.
Здесь на фронте я увидел, как умирают мои
товарищи. А сегодня наш политработник рассказал
случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом
на запад ...
По заднику сцены выходит первый чтец, постепенно приближаясь к авансцене.
1-й:
Я говорил от имени России,
Ее уполномочен правотой.
Чтоб излагать с достойной полнотой
Ее приказов формулы простые.Я был политработником. Три года –
Сорок второй и два еще потом.
Политработа – трудная работа.
Работали ее таким путем:
Стою перед шеренгами неплотными.
Рассеянными час назад в бою.
Перед голодными, перед холодными.
Голодный и холодный, Но, стою!Им хлеб не выдан, им патрон недодано.
Который день поспать им не дают.
А я напоминаю им про Родину.
Молчат, Поют. И в новый бой идут.
Исполняют песню из к/ф «Офицеры».
1-й: В марте 43-го был ранен, угодил в
тыл – далеко от линии фронта.
Госпиталь, в который меня привезли, расположился
в помещении школы.
Сестричка ловко делала перевязки. Смотрел на нее
и думал – совсем девочка, может быть, ученица
этой школы. А теперь тоже на боевом посту – в
тылу, в госпитале.
Здесь легко обосновались
Предвоенные слова.
И палаты назывались:
Третья – «Б»
Восьмая – «А».
Раненые здесь учились
Делать первые шаги
И сестрички помогали,
Что есть силы.
Им идти.
В госпитале шел экзамен
Нескончаемый урок.
Где на всех – одна задача:
Даже если тяжело.
Выжить – так или иначе.
Выжить – Гитлеру назло!
5-й: И назло врагу жизнь продолжалась!
Каждую неделю в госпиталь приходили ребята,
ученики этой школы – помогали ухаживать за
ранеными, писали письма от имени бойцов и
устраивали концерты. Как же мы ждали этих минут,
для нас они были частичкой мирной жизни и верой в
будущее.
Сорок трудный год.
Тыловой госпиталь
Коридоры сухие и маркие
Шепчет старая нянечка:
– Господи!
До чего же артисты маленькие.
Мы вошли.
Мы стоим в молчании
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно,
Объявляет начало концерта.
Блок концертных номеров.
Звучит финальная песня. Массовка выходит рядами из-за кулис, выстраиваясь в шахматном порядке. На втором куплете каждый ряд, поочередно поднимается на пандус (первый ряд – белый цвет, второй ряд – синий цвет, третий ряд – красный цвет) тем самым изображая флаг России. Выходят участники концерта.
Занавес.