Формы работы с родителями детей, имеющими речевые нарушения

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья является коррекционным, оно направлено на современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса. Особая роль в воспитании и обучении ребенка с речевыми нарушениями принадлежит семье. Коррекционная работа с дошкольниками с ОНР – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушения всех компонентов речевой системы. У детей, имеющих диагноз “дизартрия”, наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и методико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация). Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений. Они отстает в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Работа с родителями – важная часть коррекционно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. К сожалению, анализ практической работы свидетельствует об обратном. Семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного процесса. Постоянная занятость родителей, непонимание ими важности заниматься развитием речи своих детей, недостаточная компетентность в вопросах педагогики – основные причины создавшейся ситуации в работе с родителями, чьи дети посещают логопедические группы. Поэтому кроме традиционных форм работы, педагоги группы применяют и нетрадиционные формы. Нисколько не умоляя значения консультаций, семинаров, родительских собраний, считаем, что приоритетную роль в работе с семьей могут иметь праздники, совместные занятия, игры-драматизации, инсценировки, спортивные и тематические развлечения. На данных мероприятиях отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Распределяя роли, логопед индивидуально для каждого ребенка рассчитывает речевую нагрузку. Участие в инсценировках дает возможность перевоплотиться в различные образы, и побуждает следить за своей речью. В период подготовки совместных мероприятий вместе со специалистами ДОУ активную роль играют родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить: выучить песню, найти стихотворение по заданной теме, скроить, сшить костюмы, маски, декорации. Родители, которые задействованы в мероприятиях, приходят на совместные репетиции, разучивают песни. В группе проведены:

– праздники “День Матери”, “День музыки ”, “День рождения”, “День защиты детей”;
– развлечения “В гостях у бабушки”, “Путешествие в страну Хохатанья”;
– тематические проекты – “ Лучшая профессия” (встреча с интересным человеком);
– спортивные досуги “Спорт – как альтернатива здоровому образу жизни”, “Папа, мама, я – спортивная семья”;
– музыкальные спектакли “Теремок”, “Волк и семеро козлят”, “Про котенка”.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

– выделение цели и задач мероприятий для родителей и педагогов;
– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
– распределение ролей взрослых;
– подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
– индивидуальные встречи и консультации со специалистами;
– изготовление атрибутов, пособий.

В такой обстановке происходит единение взрослых и детей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы, подходить к воспитанию и коррекции дефектов речи как к серьезному и целенаправленному процессу. Предлагаем сценарий совместного мероприятия для детей с родителями "День Матери" в подготовительной логопедической группе.

Звучит музыка “Ты у меня одна” (муз. и слова Ю.Визбора).

Ведущий: Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мам и бабушек. Самых – добрых, чутких, нежных, заботливых, трудолюбивых, и, конечно же, самых красивых. Сегодня вас ожидают встречи с шутками и неожиданностями, с песнями, стихами.

1-й ребёнок.

На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово “мама”
И нет на свете слов дороже, чем оно.

2-й ребёнок.

Без сна ночей прошло немало
Забот, тревог, не перечесть.
Большой поклон вам всем родные мамы,
Зато, что вы на свете есть.

3-й ребёнок.

За доброту, за золотые руки,
За материнский ваш совет,
От всей души мы вам желаем
Здоровья, счастья, долгих лет.

Ведущий: Милые мамы! Примите в подарок песню.

Исполняется песня “Маме песенку пою” (слова Е.Авдиенко, муз. Т.Попатенко).

Ведущий: О матери сложено много пословиц и поговорок, знают ли их наши мамы мы сейчас проверим. Вам нужно закончить пословицу.

– При солнышке тепло (при матери добро).
– Материнская забота в огне не горит (в воде не тонет)
– Птица рада весне (а младенец – матери).
– Материнская ласка (конца не знает).
– Для матери ребёнок (до ста лет дитёнок).

Ведущий: Я думаю, всем в зале будет, интересно узнать, насколько хорошо мамы знают своих детей.

Конкурс “Найди свою дочку или сыночка”.

Мама должна с закрытыми глазами найти своего ребенка на ощупь.

Исполняется песня “Цветы для мамы” (слова и муз Г.А Юриной).

Ведущий: У наших мам, самые добрые, ласковые и умелые руки. А вот насколько богатой фантазией обладают мамы, мы сейчас проверим.

Конкурс. “Золотые ручки”.

Мамы должны из платка, шарфика, бантов сделать наряд ребёнку.

Ведущий: Особые слова нужны для того, чтобы отблагодарить за заботу и ласку наших мам.

1-й ребёнок.

Мамочка как бабочка, весёлая, красивая,
Ласковая, добрая – самая любимая.
Мамочка со мной играет и читает сказки.
Для неё ведь нет важней, меня – голубоглазки.

2-й ребёнок.

Мама, очень – очень я тебя люблю.
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темноту, утро тороплю
Я тебя всё время, мамочка люблю.
Вот и солнце встало, вот уже рассвет,
Никого на свете лучше мамы нет.

3-й ребёнок.

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я: “Это мамочка – моя!”

4-й ребёнок.

Маму крепко поцелую, обниму её родную.
Очень я люблю её, мама, солнышко моё.

Ведущий: Женщина должна уметь всё: стирать, гладить, штопать, готовить. Мамы и бабушки это умеют, а девочки ещё учатся. Сейчас мы посмотрим, могут ли они пришить оторванную пуговицу.

Конкурс. “Кто быстрее пришьёт пуговицу”.

Соревнуются бабушка, мама и девочка из одной семьи. Каждый пришивает отдельно от всех пуговицу.

Ведущий:

Колыбель мою качая,
Ты мне пела дорогая.
А теперь спою и я,
Эту песню для тебя.

В исполнении девочки и мальчика звучит песня “Колыбельная”.(Р.Паульс).

Ведущий: Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть.

Игра с бубном “Ты катись весёлый бубен ”

Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова:

“Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует (споёт) нам”.

Ведущий: А теперь предлагаю мамам вспомнить, как они кормили своих детей.

Конкурс “Накорми ребёнка”

Мама с завязанными глазами сидит на стульчике и кормит с ложечки ребёнка фруктовым салатом.

Ведущий: Эти строки посвящаются милым, дорогим, любимым и единственным, нашим мамам.

1-й ребёнок.

Желаем быть такими, как и прежде,
Но только чуть повеселей.
Желаем, чтоб сбылись надежды ваши,
Как можно раньше и быстрей.

2-й ребенок.

Чтоб повседневные заботы,1
С лица улыбки не сгоняли.
Чтоб приходили вы с работы,
Без тени грусти и печали.

3-й ребенок.

Чтобы осенний ветерок,
Сдул с сердца горести осадок,
И чтобы детский голосок,
Лишь смехом нарушал порядок.

Ведущий: Предлагаю провести конкурс, который поможет проверить эрудированность наших мам, бабушек и детей в области стихов и сказок.

Конкурс “Найди ошибку и ответь правильно”.

– Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что, он хороший.

– Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я корзину по быстрой реке.
И скачут котята за мной по пятам,
И просят меня: “Прокати, капитан”.

– Я рубашку сшила Гришке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним носок пришить
И конфеты положить.

– На каком транспорте ездил Емеля (на санях, в карете, на печи, на машине)?
– Куда нельзя садиться медведю (на скамейку, на бревно, на камень, на пенёк)?
– Что говорил, кот Леопольд мышатам (перестаньте шалить, приходите в гости, вы – мои друзья, давайте жить дружно)?

Ведущий: Все, наверное, устали от такой нагрузки, надо немного отдохнуть. Теперь я приглашаю вместе всех потанцевать, ведь не только же трудиться, мамам надо отдыхать. Танцуем все вместе.

Исполняется танец “Раз – два – три на носочки”.

Ведущий: Сегодня самый добрый, самый важный праздник – Всемирный день матери! Без ласки, нежности, заботы и любви наших мам мы не смогли бы стать людьми. Сейчас я предоставляю слово нашим детям.

1-й ребёнок.

Мы наш праздник завершаем,
Милым мамам пожелаем,
Чтобы мамы не старели,
Молодели, хорошели.

2-й ребёнок

Мы желаем нашим мамам,
Никогда не унывать,
С каждым годом быть всё краше
И поменьше нас ругать.

3-й ребёнок

Пусть невзгоды и печали,
Обойдут вас стороной,
Чтобы каждый день недели,
Был для вас как, выходной.

4-й ребёнок

Мы хотим, чтоб без причины,
Вам дарили бы цветы.
Улыбались все мужчины,
От вашей чудной красоты.

Ведущий: Наш вечер подошел к концу. Мы благодарим всех участников конкурса, внимание к детям, за доставленное удовольствие и праздничное настроение.

Литература:

  1. Л.Г.Горькова, Н.Ф.Губанова “Праздники и развлечения в детском саду”. М., “Вако”, 2007.
  2. Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова “Дети с общим недоразвитием речи – воспитание и обучение”. М., 2000.