Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать познавательный интерес. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала. Кроме того, в дополнение к компьютеру и проектору в настоящее время широко используются интерактивные доски. На первый взгляд, свойства интерактивной доски интуитивно понятны: в них совмещены возможности обычной доски и проектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию, видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.
Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения.
Мотивом для изучения информатики, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Поэтому выигрышно применять технические новинки. Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.
Интерактивную доску использую при проведении уроков разного типа: изучения нового материала, повторения, закрепления, контроля, систематизации и обобщения, комбинированный. Если это урок изучения нового материала, то интерактивную доску использую на этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала и на этапе усвоения новых знаний. Если это урок повторения, то интерактивную доску использую на этапе проверки понимания учащимися изученного материала.
Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д. Например, для проверки изученного материала использую интерактивные заготовки программы Notebook 10. Ученики выходят к интерактивной доске и переносят объекты на свои места. При объяснении нового материала, использую различные цифровые образовательные ресурсы: презентации, Flash-ролики и др. Подвожу с детьми закрепление изученного материала на интерактивной доске с использованием эффекта “шторки”.
Эффективность доски для ребенка заключается в том, что:
- для работы не требуется специальных знаний и навыков. (Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления);
- Внимание учащихся фокусируется на важном материале. (Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить);
- Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
- Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.
Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Я использую интерактивную доску на уроке информатики при:
- объяснении принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;
- защите проектов учащимися;
- создании различных образов, путем “собирания” их средствами доски;
- проведении самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;
- выполнении заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.
- всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, сохраняем в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
- компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов (ЦОРы) по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно.
Организация работы на уроке информатики с интерактивной доской провожу в индивидуальной, фронтальной формах.
В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.
Правильная работа с интерактивной доской помогает проверить знания учеников. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Интерактивная доска становится центром внимания. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп занятия.
Пример урока для учащихся 5 класса:
1. Тема: "Хранение информации. Память".
Цели урока:
- развивающая: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1) Организационный момент.
2 ) Какие элементы окна программы, рабочего стола вы знаете? (Использование интерактивной доски).
3) Изучение нового материала.
Вспомним, что такое информация.
Какие виды информации помогают человеку воспринимать окружающий мир?
Каждый человек хранит определенную информацию в собственной памяти – “ в уме”. Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей.
Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.
Внутренняя память человека не долговременная.
Внешняя память является долговременной. К внешней памяти относятся Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации.
4) Диалог-опрос о памяти человека. Использовать понятия внутренней (оперативной) памяти и внешней памяти.
Как человек хранит информацию различных видов? Приведите примеры. | В “уме”, записная книжка и т.д. |
Много ли информации человек может сохранить “в уме”? Почему? | Нет, не много, информация быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память |
Какая информация называется оперативной и почему? Приведите пример оперативной информации, которой вы владеете. | Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро |
Какую память можно назвать долговременной? Назовите внешние хранилища информации. | Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью. |
5) Игра на развитие памяти.
6) Подведение итогов урока.