Задачи:
- Продолжить формирование умений и навыков в применении формулы n-ого члена арифметической прогрессии.
- Ввести формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии и показать ее применение в межпредметных задачах.
- Воспитывать умение оценивать свой труд и труд своих товарищей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица “Арифметическая прогрессия”, оценочные листы, сборники задач для подготовки к государственной итоговой аттестации (авт. Л.В.Кузнецова).
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся сообщается тема, ход и задачи урока.
В ходе урока учащиеся будут набирать баллы и получат оценки в конце урока: 2 балла – правильный ответ,1 балл- дополнение к ответу. Количество полученных баллов фиксируется в оценочных листах.
Оценочный лист _____________________
Ход урока Количество баллов Итого 1) Актуализация опорных знаний 2) Изучение нового материала 3) Закрепление 4) Самостоятельная работа (заполните таблицу) 5) Итог урока
Эпиграфом нашего урока будут слова Я.-А.Каменского:
“Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”.
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
1. Дать определение арифметической прогрессии, привести пример, записать формулу n-ого члена арифметической прогрессии.
Задание 1. (Слайд 3) см. Приложение 1
(аn): 3; 7; … – арифметическая прогрессия.
а) Найти: 1) d; 2) а5; 3) а17; 4) аk
б) Записать формулу n-го члена
в) Найти номера членов прогрессии, удовлетворяющих условию аn>100
Решение
d = 7 – 3 = 4
а) a5=7-3=4
б) а17=3+16*4=67
в) а k=3+4(к-1)=3+4к-4=4к-1
г) a n=4n-1
д) а n>100
4n-1>100
n>25, 25
Ответ: с 26 номера
2. Ребята, в домашнем задании вам предлагалось задание в 1 разделе экзаменационой работы ГИА (авт. Л.В.Кузнецова, Сборник задач для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 4 издание, переработанное. М.: Просвещение, 2009) (Слайд 5)
Задание 1. (Материалы ГИА)
Фигура составляется из квадратов так, как показано на рисунке.
В каждом следующем ряду на 2 квадрата больше, чем в предыдущем. Сколько квадратов в 15 ряду?
а) 35
б) 33в) 31
г) 15
Решение*
а1=3, d=2
а15 = а1+14d=3+14*2=31
Ответ: в)
Задание 2. (Материалы ГИА) (Слайд 6)
В первый день после нарушения автомобилистом правил дорожного движения штраф составляет 200р., а в каждый последующий день штраф увеличивается на 10 р. по сравнению с предыдущим. Какой штраф придется заплатить автомобилисту на n-ый день после нарушения правил.
а) 190+10n
б) 200+10nв) 210+10n
г) 10n
Решение
а1=200; d=10
an= а1+d(n-1)=200+10(n-1)=200+10n-10=190+10n
Ответ: а
Подвожу итог 1 этапа урока.
3. Изучение нового материала
Проблемная ситуация (Слайд 7)
Учащимся дается задание. Найти сумму:
1+2+3…+98+99+100= ?
Будет ли последовательность 1,2,3,4, …,98,99,100 арифметической прогрессией? Заслушать предложения учащихся по выполнению предложенного задания.
С этой задачей блестяще справился Карл Гаусс.
Сообщение ученика:
Жил-был в Германии мальчик по имени Карл и фамилии Гаусс. Он учился в школе. Однажды его учителю захотелось отдохнуть во время урока и он дал шести летним ученикам своего класса трудную задачу: сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.
Но не успел учитель выйти из класса, как маленький Карл сказал, что получится 5050.
Вот как он объяснил свое решение.
1+2+3+…+98+99+100= ?
1+100=101
2+99=101
3+98=101
Сколько пар ? (50)
101*50=5050
Выведем формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Учащиеся по учебнику (стр. 147–148) изучают вывод
формулы.
Формула (1) и (2) записываются учениками в тетрадь.
Учитель вывешивает таблицу с формулами “ Арифметическая прогрессия”.
4. Закрепление
По слайду 9 Презентации первичное закрепление формул (1) и (2) у доски.
а) а1 =5, а30=15. Найти S30
б) а1 =4, d=2 . Найти S12
Решение:
а) S30 =
б) S12 =
Обращаю внимание, когда удобнее пользоваться формулой (1), а когда формулой (2).
Работа по учебнику (Ю.Н. Макарычев) (ученик решает с обратной стороны доски, учащиеся решают самостоятельно).
1. №603 (а)
Решение:
S60 =
2. №604 (а)
Решение:
d=-20-(-23) =3; S8=
Слово учителя: находят ли применение эти формулы в других учебных предметах?
Слайды 10–13
Задача 1.
Тело в первую секунду прошло 15 м, а в каждую следующую проходило на 2м больше, чем в предыдущую. Какой путь прошло тело за 20 секунд?
Задача 2.
Тело падает с башни высотой 26 м. В первую секунду оно проходит 2м, а за каждую следующую секунду – на 3м больше, чем за предыдущую. Сколько секунд тело будет падать?
5. Самостоятельная работа
Заполните таблицу (Слайд 14). Работу выполняют в тетрадях. Затем осуществляется взаимопроверка работы. Выставляются баллы.
6. Итог урока
- Что запомнил?
- Что узнал?
- Чему научился?
- Что хотел бы узнать?
Выставление оценок.
Самооценка
20–22 баллов – 5
16–19 баллов – 4
14–18 баллов – 3
Учащиеся сдают оценочные листы и тетради на проверку учителю.
7. Задание на дом
П.26 (выучить наизусть формулы)
№604 (б)
№605
№607