Цели: развивать слуховую дифференциацию звуков Б, П; формировать навыки звуко-буквенного анализа слогов, слов, словосочетаний и предложений; развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление; воспитывать самоконтроль.
Оборудование: таблица для мнемонического приема, слоговая таблица, пакетики с деформированным текстом, предметные картинки. Индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
С какими звуками и буквами работали на прошлом занятии.
Проведем игру “Кто больше?” Победит тот, кто больше придумает слов с этими буквами.
III. Знакомство с новой темой.
1. Отгадайте загадку. Выделение первых звуков из слов-отгадок.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА)
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок
Кто же это? (ПЕТУШОК).
Итак, какие это звуки?
2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.
– Проверь себя! Сравни звуки:
Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Б и глухой П.
– Игра “Эхо”. Повтори слоги:
Ба – па, па – ба, ба – па – ба, па – ба – па, ба – па – ба,
па – ба – ба – па, бо – по – по – бо.
– Записать слоги в две строчки: в первую – с буквой Б; во вторую – с буквой П.
БА, ПА, ПУ, БЕ, ВЮ, БЕ, ПЕ, ПЯ.
Прочитайте слоги, записанные в первой строчке, во второй.
– Назови первый звук в слове.
Боль, поле, багаж, победа, букварь, бумага, платье, буква, поезд, пальто, букет, плот, буква.
– Определи какой звук в слове Б или П, каково его место по счету:
Лампа, переход, зоопарк, шпага, барабан, бочка, небо, собака, работа, корабль, грибы, бассейн, бульвар.
– Подумай, на что похожа буква Б? На что похожа буква П?
– Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других. Изобразите букву П вдвоем.
Вылепи эти буквы из пластилина.
– Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Б и П?
3. Сопоставление звуков с их графическим изображением.
4. Дифференциация звуков в словах.
Работа с сигнальными карточками.
БОК, ПОЛ, СУП, ЗУБ, ЗАБОР, БЕЛКА, БОЛЬШОЙ, ХЛОПОК, БЛУЗКА, ТАПОЧКИ, ПАЛЬТО, БАНТИК, ТОПОР, БЕЖАТЬ, БОРОТЬСЯ, ПЛАКАТЬ, ПЛЫТЬ, БЕГАТЬ, БЕСКОИТЬ.
5. Прочитай сначала слова с буквой Б, затем с буквой П:
ГУБЫ, ПОМОЩЬ, АЗБУКА, ПИЛА, ЗУБЫ, ПОСУДА, БУКВА, ПЕКАРЬ, БУРАН, ПАУК, БУРЯ, ПОЛЕ, БУКЕТ, АЛЬБОМ, ПОРТРЕТ, БОКС, ПОРОДА, СУББОТА, ПОРТФЕЛЬ.
6. Вставь пропущенные Б – зеленым цветом, П – синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.
ШАЙ…А, АЛЬ…ОМ, С…ОРТ, …ОКС, …АЛКОН, …АЛЕЦ, …УМАГА, …АРК, ТРУ…А, …ЛАТЬЕ, НЕ….О, РЕ….ЯТА, АЭРО…ОРТ, АЗ…УКА, …ЕГЕМОТ, …АРАД, РЫ…А.
7. Дифференциация П – Б в предложениях.
– Вставь в слова пропущенные буквы. Выделенные слова разделите на слоги.
Мама сварила вкусный су…. У …ори …олит зу…. Он не может есть горячий су…. …уря свалила телеграфный стол…. У дома намело …ольшой сугро…. Кра… живет в море. На опушке рос развесистый ду….
– Прочитай слова. Составь с этими словами предложения. Запиши их.
Бабочка, полянке, над, порхать, белая.
Тропинка, шагал, путник, быстро, по.
Бабушка подарить, брюки, новые, Паша.
Паша, поблагодарить, бабушка, подарок,за.
Прочти предложения, Подсчитай количество букв Б и П, определи каких букв больше.
Логопедическая физминутка/
IV. Дифференциация П, Б в связной речи.
Работа с перфокартами. Вставь пропущенные буквы.
Была бы охота – …удет ладиться ра…ота.
Без дела жить – только не…о ко…тить.
…равду как ни прячь – наружу выйдет.
В молодости не учился – жизнь …отерял.
Переливать из …устого в порожнее.
Пишут не …ером, а умом.
Прочтите пословицы, объясните их значение.
V. Итог занятия. Чему научились на занятии?