Цель: Формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Формировать физические, психические и нравственные основы личности ребенка через игру.
- Формировать позитивное отношение к своему "Я" и развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Совершенствовать навыки выполнения основных видов движений.
- Обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Материалы: колокольчик, карта, ковер-самолет, волшебная палочка, кувшин, темные и светлые мешочки, сундук, спортивный инвентарь, слайды.
Ход занятия
Дети входят в зал и встают в круг.
Ведущий: Сегодня к нам спешит сказочная гостья. А кто, угадайте?
Скромна, красива и умна:
В беде и горе выручает,
На помощь всем спешит она
И добрым людям помогает.
Волшебной палочкой взмахнет -
И мир становится добрее
Лишь в сказке встретим мы ее,
Прекрасное создание:(Фею).
Фея: Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу "Доброе утро!". Я предлагаю передавать друг другу колокольчик и называть свое имя.
Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Посмотрите. Что это? (карта) Если ее внимательно разглядеть и прочитать написанное, можно узнать, что мы попадем на остров "Сказок", в город "Радости", в страну "Олимпия". На острове "Сказок" мы узнаем о себе и о героях из сказок. В городе "Радости" познакомимся с "темными" и "светлыми" качествами людей, узнаем какие качества личности присутствуют у нас. В стране "Олимпия" поиграем в спортивные игры и отдохнем. Нам предстоит отправиться на различных видах транспорта: ковре-самолете, поезде, корабле.
Ведущий: Спасибо за приглашение! Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Готовы!
Ведущий: Тогда предлагаю провести спортивную разминку "Веселая зарядка".
Фея: Отправляемся в дорогу. А на чем, угадайте?
Везет, а не лошадь,
Летит, а не птица,
Жужжит, а не пчела. (Самолет)
Я предлагаю полететь на ковре-самолете.
Мы летим под небесами
Над дремучими лесами,
Мы сильные и смелые,
Веселые, умелые.
Фея: Мы прилетели на остров "Сказок". Ребята, что это?
Дети: Сундук.
Фея: В этом волшебном сундуке хранятся сказки. Вы по очереди будете доставать сказочного героя, и называть качество (какой он?)
(Герои: Баба-яга - злая, вредная; колобок - добрый, лиса - хитрая, заяц - трусливый, волк - злой, медведь - храбрый, мышка - скромная, лягушка - добрая).
Ведущий: А сейчас Фея взмахнет волшебной палочкой и превратит нас в сказочных героев.
Фея: Раз, два, три, вокруг повернись, сказочным героем окажись.
Эстафеты:
- "Бабки-ежки" (бег на метле).
- "Колобок" (прокатывание мяча змейкой).
- "Лягушка - путешественница" (прыжки на фитболе).
Фея: Раз, два, три, вокруг повернись, в ребят превратись. А сейчас мы отправимся в город "Радости". Угадайте, на каком транспорте будем путешествовать?
Что за домики подряд
На колесах стоят?
Подбежал к ним сам собой
Самовар с трубой,
Ухватил, покатил -
И след простыл. (Поезд)
Ведущий: Мы отправляемся на поезде. Встаем друг за другом и поем веселую песню "Мы едем, едем, едем".
Фея: Мы приехали в город "Радости". Ребята, а как вы думаете, почему так назвали город? (Ответы: в этом городе живут люди с хорошим, добрым, радостным настроением). Посмотрите, кто это нас встречает? (куклы: грустные, радостные). Как вы думаете, какой это человек? (грустный). А этот? (печальный). Оказывается, здесь был злой волшебник и заколдовал жителей, и теперь здесь царит зло, грусть, обида.
Ведущий: Ребята! Нам нужно помочь этим людям, чтобы они снова обрели счастье, веселье, радость.
Фея: Злой волшебник спрятал "темные" и "светлые" качества людей в кувшин. Мы должны разделить качества на "темные" и "светлые". "Темные" - это те качества, которые мешают жить мирно и счастливо человеку, как самому, так и его окружающим. "Светлые" - те, которые помогают жить мирно и счастливо.
Дети "делят" качества людей в "темный" и "светлый" мешочки. Качества из "темного" мешочка складывают в кувшин и закрывают крышкой.
Фея: Ребята, посмотрите на наших жителей города Радости. Какое у них сейчас настроение? (ответы: радостное, веселое, счастливое). Мы помогли им. Они снова обрели счастье, веселье, радость.
Ведущий: Ребята, я предлагаю поиграть в игру "Море волнуется раз:" вместе с жителями города Радости.
Игра:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигура радости (счастья, веселья) замри.
Фея: Спасибо! Жители города "Радости" никогда не забудут вас. А нам нужно отправляться дальше. Угадайте, на чем мы будем дальше путешествовать?
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
Сейчас мы отправляемся в необычное морское путешествие на корабле. Занимайте места.
Ведущий: А сейчас представьте себе, что вы стоите на палубе корабля. Наш корабль сильно качает. Переносите вес тела поочередно, то на правую, то на левую ногу.
Фея: Мы приплыли в страну "Олимпия". Жители этой страны занимаются спортом, знают спортивные игры и любят отдыхать, петь и танцевать.
Ведущий: Ребята, угадайте, какими видами спорта любят заниматься в этой стране?
(слайды: плавание, биатлон, футбол и т.д.)
Д/игра "Виды спорта". Дети делятся на 2 команды.
Фея: Ребята, у меня есть волшебный мешочек. В нем находятся различные спортивные предметы. Сейчас я передаю волшебный мешочек ведущей, а вы узнаете, какие предметы в нем находятся.
Ведущий: Игры со спортивными предметами:
"Быстрый мяч" (2 мяча)
"Удочка" (скакалка).
Танец "Бай-качи".
Фея: Молодцы! Вы выполнили все задания, побывали в стране "Олимпия", в городе "Радости", на острове "Сказок". Я узнала вас, какие вы ребята, и хочу подарить медали.
Упражнение "Подарок": Я дарю, Маша (Аня) тебе медаль, потому что ты самая добрая (внимательная и т.д.) (каждый ребенок получает медаль за качество личности).
Фея: А сейчас, вам пора возвращаться обратно в детский сад "Лесная поляна". Займите удобное место на стуле. Смотрите внимательно на экран.
Релаксация:
Сегодня вы много занимались, играли, и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте.
Наши руки отдыхают:
Ноги тоже отдыхают:
Отдыхают:, засыпают: (2р)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на:
Губы чуть приоткрываются:
Все чудесно расслабляется: (2р)
Дышите легко:, ровно:, глубоко:
Напряжение улетело:
И расслаблено все тело: (2р)
Греет солнышко сейчас:
Руки теплые у нас:
Жарче солнышко сейчас:
Ноги теплые у нас:
Дышится легко:, ровно, глубоко:
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые:
Губы чуть приоткрываются:
Все чудесно расслабляется: (2р)
Нам понятно, что такое:
Состояние покоя: (2р)
Мы спокойно отдыхали,
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем!
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Фея уходит.
Ведущий: Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои добрые, смелые, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем.
Список литературы
- Вачков И.В., Психология тренинговой работы. -М.: Эскмо,2008
- Крюкова С.В., Слободянин Н.Г., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. -М.: Генезис, 2000
- Погудкина И.С., Работа психолога с проблемными дошкольниками. -М.: Книголюб, 2008
- Яковлева Н.Г., Психологическая помощь дошкольнику. -СПб.: Валери СПД,2001
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М., Тропинка к своему "Я". -М.: 2004
- Чистякова М.И., Психогимнастика. -М.: 1990
- Филиппова С.О, Пономарев Г.Н., Теория и методика физической культуры дошкольников. -СПб., 2008
- Иванов Ю.И., Михайлова Э.И., Играйте на здоровье. -М., 1991
- Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. -СПб.: Детство - Пресс, 2005.