ПЛАН
1. Цели обучения, воспитания, развития в обучении иностранному языку.
2. Ролевая игра как один из способов обучения учащихся практическому владению иностранным языком.
3. Средства обучения ролевой игре.
4. Способы мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.
5. Способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в ролевой игре.
6. Способы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
7. Способы измерения результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
8. Выводы.
Каждый учебный предмет средней общеобразовательной школы вносит свой вклад в образование и воспитание учащихся. Обучение иностранному языку осуществляется в комплексной реализации практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей.
Образование средствами иностранного языка предполагает: осознание учащимися сущности языковых явлений, классификация языкового материала по определённым признакам:
- Понимание особенностей своего мышления и развитие логического мышления: сопоставления, анализа, синтеза.
- Сопоставление изучаемого языка с родным. Л.В. Щерба по этому поводу писал: "говорящий на одном языке всегда находится во власти одних символов, знающий иностранный язык выходит из этого круга и подходит к языку как к потребности выразить мысль".
Иностранный язык выступает как эталон для сравнения. Школьники учатся по-разному выражать свои мысли, а это способствует более полному восприятию оттенков мысли на родном языке, повышению культуры речи.
Знание о культуре, истории, традициях страны изучаемого языка.
Воспитание средствами иностранного языка предполагает:
- формирование оценочно-эмоционального отношения к миру;
- положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке;
- воспитание важных черт характера: вдумчивости, настойчивости и др.;
- воспитывать потребность в самообразовании и умение учиться самостоятельно, добывать знания;
- понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения;
Развития средствами иностранного языка предполагает формирование у школьника:
- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
- ценностных ориентаций чувств и эмоций;
- готовность вступать в иноязычное общение.
Особенность языков как учебных дисциплин в том, что их преподавание- это обучение коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться.
Итак, основной и ведущей целью обучения в средней школе является практическая, а воспитательная, общеобразовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком.
Практическая цель заключается в обучении школьников основам иноязычного общения. Овладения основами иноязычного общения предполагает достижения школьникам минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции. А основу коммуникативной компетенции составляет коммуникативные умения и, прежде всего:
- умение читать и понимать несложные тексты различных жанров и видов; чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием;
- умение устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, бытовой и культурной сфер общения;
- умение в устной форме кратко высказываться о себе, своём окружение, передавать основное содержание прочитанного;
- умение понимать на слух основное содержание несложных текстов;
- умение письменно оформить и передать элементарную информацию.
Коммуникативные умения вырабатываются в процессе обучения всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, диалогической и монологической речью, чтением.
В своей работе основной целью обучения я считаю развитие способностей учащихся к общению на иностранном языке. И как одним из способов обучения практическому владению иностранным языком является ролевая игра, которой я уделяю большое внимание, т.к. считаю, что ролевая игра является одним из сильных мотивов. А общение просто немыслимо без мотива.
Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительный деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.
В процессе ролевой игры происходит одновременное совершенствование и развитие навыков использование лексического материала; общения, мотивированного ситуацией и ролью. Регулярное проведение ролевых игр способствует решению не только практических, но и воспитательных задач.
В зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:
Младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст |
Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания
Сюжетно-ролевая игра бытового содержания
Имитационная ролевая игра познавательного содержания
Имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания
Имитационная ролевая игра
Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).
Сюжетно-ролевая игра сказочного содержания
3-5 классы chansons
Игра проводится по сюжету сказки "теремок" и используется для обработки вопросов о погоде, природных явлениях и временах года. "Обитатели теремка" задавали гостям вопросы и только после правильных ответов разрешали им войти.
Пример: Who are you?
What season is it now?
Is it warm or cold now?
When is it cold?
When does it rain?
Участники этой игры не только принимают сюжет, но и с интересом меняли походку, тембр голоса.
Имитационная ролевая игра познавательного содержания
8 классы " Укнижной полки"
На карточках.
Читатели договорились брать друг у друга книги и делиться впечатлениями о прочитанном. Учащимся предполагалось использовать самостоятельно найденные заранее сведения о книгах и писателях.
В своей работе я беру во внимание различный уровень знаний учащихся. Ученикам с низким уровнем обученности предлагаю менее сложные ситуации, ученикам со средним и высоким уровнем - более сложные, участие в которых требует употребление максимума изученного материала.
Иногда при проведении ролевой игры в пары объединяются ученики с низким, средним и высоким уровнем. Например, при изучении темы "Одежда" ученики с низким уровнем получают карточки с иллюстрациями из журнала моды. Ученики со средним и высоким уровнем задают им вопросы об одежде топ-моделей, изображённых на карточках, а затем, основываясь на полученных ответах, рассказывают об этом остальным участникам группы, ученики с низким уровнем обученности контролируют правильность их сообщений.
Ответ на вопросы, каковы средства обучения ролевой игре, чему учить, можно найти в содержании обучения иностранного языка.
В содержание обучения иностранным языком входят:
- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический);
- сферы обучения, темы и ситуации;
- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством обучения;
- комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
- общеучебные умения, рациональные приемы умственного труда.
Отбор содержания обучения иностранному языку я осуществляю в соответствии с интересами определенных возрастов, с учетом реальных коммуникативных потребностей школьников в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и других сферах.
Содержание обучения иностранному языку должно отвечать таким требованиям как: коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая образовательная ценность, доступность.
Чтобы провести отбор содержания учебного материала, необходимо установить уровень знаний и развития учащихся. Для этого я провожу анкетирование, позволяющие узнать отношение детей к учёбе, к предмету, как дети представляют себе наши занятия, отношение к учителю.
На примере урока с использованием ролевой игры можно посмотреть, как происходит то, что входит в содержание обучения иностранному языку.
Ролевой игре лучше отводить место на заключительном этапе работы над темой, поэтому можно увидеть, как учащиеся отработали языковой материал, каковы их речевые умения и знания.
При подготовке к уроку с использованием ролевой игры я выделяю 3 этапа:
Подготовительный, собственная игра и заключительный.
Моя роль как учителя на этих этапах различна. На подготовительном этапе я активно контролирую деятельность учащихся, а в игре становлюсь наблюдателем. На заключительном этапе в классе провожу оценку коммуникативной деятельности каждого участника.
Поэтому, чтобы найти оптимальное содержание урока, я осуществляю ряд следующих действий:
1. Устанавливаю, насколько содержание материала позволяет решать задачи урока. Подбираю недостающий материал.
2. Выделяю из отобранного материала главное:
Для этого я:
- определяю основные цели урока;
- делю содержание на логически завершенные части;
- составляю опорный конспект.
3. Устанавливаю связи узловых вопросов содержания с другими уроками (повторение) и с другими предметами (межпредметные связи).
4. Проведение материала урока в соответствие с требованиями времени, часть материала могу отнести к самостоятельной работе учащихся.
5. Продумываю способы деятельности, виды творческой деятельности учащихся.
Учащиеся используют пособия, газеты на языке.
В своей работе я активно использую наглядность, которая дает большой простор для творческой деятельности учащихся. Наглядность без принуждения побуждает внутренний стимул к познанию. Я не просто демонстрирую наглядность, а ставлю проблемно-познавательные вопросы, ответы на которые побуждают к мыслительной деятельности. Еще я использую разные схемы, таблицы, карты, опорные конспекты.
Ролевая игра может также выступать как средство обучения, т.к. она помогает:
- формированию определенных навыков;
- развитию определенных речевых умений;
- обучению умению общаться;
- развитию необходимых способностей и психических функций;
- познанию;
- запоминанию речевого материала.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и потребностей индивида, его мотивации: именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов. Мотивация поэтому является "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение, познание. Питает мотивацию и поддерживает ее осязаемый, реальный и конечный успех.
Если успеха нет, то мотивация угасает. Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. Она может быть внешняя и внутренняя, дальняя и близкая.
У каждого учителя есть свои приемы мотивации в изучение предмета. На своих уроках я стараюсь:
- Создать положительную атмосферу в классе.
- Включить ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности.
- Создать отношения сотрудничества учителя и учащегося.
- Привлекать учащихся к оценочной деятельности.
- Излагать материал занимательно и интересно.
- Использовать необычные формы преподнесения, отработки материала.
- Использовать познавательные игры, активные формы обучения, проекты.
Как я уже говорила выше, ролевую игру считают одним из мотивов учения. Поэтому я стараюсь использовать игру не только на младшей ступени, но и на средней и старшей, т.к. мотивация снижается от класса к классу. Использование ролевой игры в старшем звене я считаю необходимым.
Чтобы использовать ролевую игру в обучении, необходимо знать основные требования:
- Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учеников интерес, и брать для игры реальные ситуации общения.
- Ролевую игру нужно хорошо подготовить (как содержание, так и форму), четко организовать.
- Ролевая игра должна быть принята всей группой.
- Проводить игру в доброжелательной атмосфере, чтобы у школьников было чувство удовлетворения, радости, чем свободней чувствует себя ученик, тем инициативней он будет в общении.
- В игре с максимальной эффективностью использовать языковой материал по теме.
- Я верю в эффективность ролевой игры. Я считаю, что ролевая игра является в высшей степени мотивирующей.
Мотивации нельзя научить, мотивацию нельзя тренировать. Ее можно формировать и развивать.
Вначале я выявляю мотивацию у учеников 5 - классников, т.е. ее реальный уровень и возможность перспективы посредством:
- длительного наблюдения за учеником в реальных условиях за определенный период и анализа поступков;
- состояние познавательной сферы:
- умение учиться и обученность (успеваемость, общая активность, широта интересов), возможность учиться и обучаемость с помощью психологических тестов (привлекая психолога);
- состояние волевой и эмоциональной сферы, ставит ли ученик цели в ходе учения, переживания в процессе учения (эмоции).
У учащихся 5х классов положительная мотивация поддерживается за счет интереса к иностранному языку и учащиеся с низким уровнем мотивации переходят в средний.
Характерной особенностью учащихся 7-8 классов - утвердить свое "я", мотив "утверждения личности", поэтому я использую групповые формы работы, с взаимопроверкой, создается ситуация взаимопомощи, заинтересованность результатами коллективной работы.
Развитие положительной мотивации идет через выполнение дифференцированных заданий по уровням обученности. У учащихся появляются положительные эмоции, формируется мотив "достижения результата" и появляется интерес к самому процессу обучения. А далее постепенное увеличение нагрузки с помощью познавательных затруднений.
В старших классах мотивация несколько меняется, преобладающим становится мотив "полезности", негативного отношения к учёбе нет.
Поскольку у старшеклассников формируется творческая индивидуальность, поэтому я опираюсь на формирование и развитие мотивации и побуждению к поиску альтернативных решений, созданию незнакомых ситуаций.
Развитие положительных эмоций происходит через различные формы, методы и способы организации деятельности, через корректировку содержания материала.
Учебно-позновательную деятельность я организую следующим образом. Я стараюсь вовлекать ребят во все виды деятельности: ролевая игра, обучающая игра, работа в парах и группах, аудирование, чтение, письмо, активные формы обучения: уроки-конференции, уроки-путешествия, уроки-соревнования, разучивание песен и стихов и т.д.
При обучении иностранному языку важная роль отводится контролю, как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения, корректировать содержание и методы обучения.
С психологической стороны:
- Контроль должен быть систематическим и всеохватывающим.
- Контролировать необходимо все без исключения важнейшие действия каждой работы.
В своей работе я применяю следующие виды контроля:
- Текущий
- Тематический
- Итоговый
Проконтролировать лексические навыки мне помогают ролевые игры, диалоги, групповая беседа, монологическое высказывание.
Для контроля понимания прочитанного я использую тестовые задания.
Итак, я считаю ролевую игру одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Её особенности определяются следующим образом:
- Ролевая игра - это обучение в действии, что как известно, повышает качество обучения.
- Ролевая игра требует от участников полной отдачи, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, как и за её пределами, то есть их общий запас знаний и умений.
- Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элементы игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающие видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении механических единиц и грамматических структур.
- Ролевая игра даёт обучающимся лингвистическую "подсказку"- какими единицами и какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.
- Ролевая игра несёт в себе элемент " неожиданности", с которыми так часто встречаются учащиеся в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, так как они не знают заранее, что скажут их партнёры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
- Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
- Ролевая игра имеет определённые преимущества перед дискуссией и др.. Во-первых, в ролевой игре гораздо легче создать такую ситуацию, когда ни один из её участников не сможет "отсидеться". Во-вторых, робким, не уверенным в себе ученикам легче высказывать своё мнение "под маской" какого-либо действующего лица.
Литература
- Программы средней школы. Иностранные языки.
- Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М 1983г.
- Щерба Л. В. Языковая система и ролевая деятельность. Л. 1974
- Щерба Л. В. Преподавание Иностранных языков в средней школе.
- Ролевые игры в обучении иностранным языкам. О. А. Комсникова.
- Имитационно-деловые игры как одно из средств проф. подготовки учителей ин. яза. Скалкин В. Л. Котлярова
- Пути реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иностранной речи.
- Организация Ролевой игры на уроках. Мильруд Р. П.
- Ситуации на уроках английского языка. Бойкова Г. В.
- Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 8 классах. Скляренко Н. К. , Олейник Т. И.