Предисловие
Разработка данного практического пособия была вызвана необходимостью. Формирование правильного произношения звуков у детей – это одно из основных направлений коррекционно-развивающей работы, которую проводит учитель-логопед. Неправильное произношение звуков – одна из самых актуальных проблем речевого развития дошкольников и младших школьников. Эта проблема в дальнейшем может повлиять на самооценку ребёнка, могут возникнуть ошибки при написании слов. Именно вопросы, связанные с правильным произношением звуков больше всего волнуют родителей. Для автоматизации звуков необходимо время и определённая система закрепления каждого звука (это специальные знания и умения, которыми обладает только учитель-логопед). Поэтому то разнообразие пособий по закреплению звуков, которым располагает рынок литературы, не всегда помогает родителям и педагогам. Учитывая это, автором были разработаны циклограммы автоматизации звуков, которые помогут закрепить поставленные (или появившиеся) звуки в речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Циклограммы автоматизации звуков предназначены для логопедов, педагогов, родителей. В них систематизирован и подобран речевой материал, который включает чистоговорки, потешки, стихотворения, тексты. Циклограммы построены с учётом общедидактических и специальных требований, предъявляемых при автоматизации каждого звука. Кроме этого, у специалиста появится время на осуществление творческого подхода при подготовке к занятиям, так как основа в виде речевого материала и основных форм речевой деятельности уже предусмотрены в циклограммах на каждый звук. Для облегчения речевой нагрузки, весь материал распределён по дням недели, что позволит проводить автоматизацию звука постепенно. Подборка речевых игр поможет превратить непростой процесс автоматизации звуков в увлекательные и продуктивные занятия. Применять эти игры можно практически на каждом занятии, используя соответствующую лексику на определённый звук.
Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации звуков. Это позволит сократить время при подготовке к индивидуальным занятиям. Длительность каждого из этапов автоматизации может варьироваться по срокам на усмотрение учителя-логопеда и исходя из речевых возможностей ребёнка.
Педагогам: Уважаемые педагоги! Помогая учащимся закреплять звуки в речи, Вы можете использовать предложенный в циклограммах лексический материал для обогащения словаря, совершенствования фонематического восприятия, закрепления навыка чтения, развития связной речи.
Родителям: Уважаемые родители! Если у Вашего ребёнка появился или был поставлен учителем-логопедом звук, постарайтесь помочь закрепить его правильное произношение. Поскольку навык правильного произношения звука (на первых этапах) нестойкий, нужно придерживаться определённой последовательности, которая представлена в циклограммах. Возможно, какой-то из этапов будет пройден быстрее, а какой-то медленнее (в зависимости от речевых возможностей ребёнка), но, главное, необходимо пройти все этапы автоматизации, чтобы звук хорошо закрепился в речи ребёнка.
Успехов всем!
Звук [Ш]
Этап 1
День недели | Тема, цели | Оборудование | лексика | Работа над произношением |
Понедельник | Автоматизация звука [ ш] в
слогах, словах, предложениях, чистоговорках с
прямым слогом. Закреплять правильное произношение поставленного звука, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарь учащихся, развивать связную речь. |
Зеркала, профиль артикуляции звука, предметные картинки, карточки для чтения текстов, логопедическое лото | Слова с ударным слогом: Шаг, шар, шапка, шайба, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать ,дышать, лошадка, шахматы, лапша, шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок | Проговаривание слоговых дорожек: Ша-ша-шаг; Чистоговорки. |
Вторник | Гребешок, большой, мышонок, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл, ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка | Чтение слов, чёткое проговаривание,
составление предложений с данными словами. Чтение или проговаривание предложений. |
||
Среда | Машина, шум, шут, кувшин, шили, решили, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея Мишень, ошейник, решение | Выучить потешки , двустишья (приложение). Текст “Шуба для Пушка”, “Два мышонка” |
||
Четверг | Слова с безударным слогом:
ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша,
Миша, Надюша, шуруп, шутить Повторение лексического материала |
Чтение, пересказ “Шалун Миша”; “Ландыши” | ||
Пятница | Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина | Скороговорки. Стихотворение “Школьник Паша”, “Шутка” |
Этап 2
День недели | Тема, цели | Оборудование | лексика | Работа над произношением |
Понедельник | Автоматизация звука [ш] в
слогах, словах с обратным слогом. Закреплять правильное произношение звука в слогах, словах с обратным слогом, развивать фонематическое восприятие, воспитывать умение осуществлять слуховой контроль за собственной речью. |
Зеркала, профиль артикуляции звука, предметные картинки, карточки с текстами для чтения , логопедическое лото | В обратных слогах с ударением: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко | Слоговые дорожки: Аш-аш-карандаш; Аш-аш-наш; Аш-аш-ваш. Чтение (проговаривание) слов, предложений. “Мишка” |
Вторник | Душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка, радушный, мишка, лишний, парнишка, ладошка, | Чёткое проговаривание слов, чтение,
составление предложений с данными словами Загадки |
||
Среда | Вышка, мышка, крышка, пышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Пешка, орешки, внешний, поёшь | Проговаривание поговорок Стихотворение “Тишина” |
||
Четверг | Яшка, гуляш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, | Чтение слов, Пересказ “Кошка и мышка” |
||
Пятница | С безударным слогом: башмак,
петушки, бабушка, дедушка, ландыш, донышко,
пёрышко, пятнышко, финиш Закрепление лексического материала за неделю. |
Чтение слов, составление предложений. Пересказ “На опушке” |
Этап 3
День недели | Тема, цели | Оборудование | Лексика | Работа над произношением |
Понедельник | Автоматизация звука [ш] в
слогах, словах, чистоговорках со стечением
согласных. Закреплять звук в слогах, словах со стечением согласных, учить различать звуки на слух и в произношении, формировать навык звуко-слогового анализа слов, совершенствовать фонематическое восприятие. |
предметные картинки, карточки для чтения текстов (слоги, слова, предложения, тексты) , логопедическое лото | Слова со стечением согласных: швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шланг | Шва-шво-шву-швы; Шво-шва-шву-шво; Швы-шва-шву-шво; Шву-шво-шва-швы. Чтение слов, чёткое проговаривание. |
Вторник | Слова со стечением согласных: Шницель, шнурок, шпалы, шмель, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать | Шта-шта-штаб; Шпа-шпа-шпалы; Шну-шну-шнурок; Чтение слов, предложений, составление предложений. Поговорки |
||
Среда | Слова со стечением согласных: шлем, шли, шлюпка, шляпа, штора, штопор, штука, штурвал, штык | Чтение слов, проговаривание, составление предложений со словами. | ||
Четверг | Наташа – хорошая швея. Миша положил в
шкаф плюшевого мишку. Кошка Машка поймала мышку.
В школу шагают малыши. У Маши в шкатулке брошка. Школьник Паша пишет в тетради. |
Чтение предложений. Выучить: Кошка Крошка на окошке кашку кушает по крошке. “Шутка” |
||
Пятница | “Школьник Паша” “Шутка” |
Чтение текста, беседа, пересказ |
Чистоговорки:
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши;
Ше-ше-ше – это утка в камыше;
Ша-ша-ша – выходи из камыша;
Ше-ше-ше – нет утки в камыше;
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Аш-аш-аш – у Маши карандаш;
Ош-ош-ош – это ёж;
Уш-уш-уш – я иду в душ.
Потешки
- Тише мыши, тиши мыши! Кот пришёл на нашу крышу!
- Маша, Маша, кушай кашу!
Предложения
С прямым слогом: Наташа пишет. Вот Миша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Миша и паша едут на лошадке. У реки камыши. На дороге шумит машина. Гриша и Миша гоняют шайбу. Хороша уха из ершей. У Маши новая шуба.
С обратным слогом: Пташка прыгает у окошка. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. Плохо мышке одной в норушке. Вот книжка про мышку.
Со стечением согласных: Швея заштопала штаны. В школу шли малыши. Шляпа лежит на шкафу. Шмель сел на шнурок. В шкатулке серёжки. В школу привезли шкафы.
Поговорки
- В одно ушко вошло, в другое вышло.
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Скороговорки
- Луша у душа мыла шею и уши.
- Нашей Маше дали манной каши.
- Не найду я ушки у нашей лягушки.
- Лёша и Глаша едят пшённую кашу.
- Яшка в фуражке едет на черепашке.
- На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.
- Стоит Антошка на одной ножке.
- Белые горошки на зелёной ножке.
Ландыши
Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!
Кошка и мышка
Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка её догнала.
На опушке
Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла дальше.
Шахматы и мыши
Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шёпота. Увлекли мышат шахматы.
Шуба для Пушка.
Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубку. Пушок не доволен. Он шипит: -Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне моя шуба больше подходит.
Шутка
Шубку, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки.
Мишка
Шумит на опушке мишка Топтыжка
Шишка на макушке у бедного мишки.
Тишина
У Маши котёнок Тимошка,
У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.
Кошка и мышка
Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой по – немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.
Школьник Паша
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.
Загадки
- Стоит Антошка на одной ножке.
- Белые горошки на зелёной ножке.
Речевые игры
Где звук живёт?
Цель: развитие слухового внимания,
автоматизация звука.
Материал: предметные картинки или
карточки со словами на закрепляемый звук.
Ход игры: Может проводиться с
группой или индивидуально. Дети берут карточки
со словами или предметные картинки, называют
слово, определяют место звука в этом слове.
Один-много
Цель: закрепление навыка
образования существительных множественного
числа, автоматизация звука.
Материал: предметные картинки или
карточки со словами на закрепляемый звук.
Ход игры: Нужно назвать слово в
единственном и множественном числе (лапа-лапы).
Можно использовать предметные картинки или
карточки со словами.
Угадай-ка
Цель: развитие творческого
мышления, образной памяти, автоматизация звука.
Материал: предметные картинки-отгадки,
загадки.
Ход игры: Перед детьми раскладываются
предметные картинки. Взрослый читает загадку,
ребёнок выбирает картинку-отгадку, правильно
произносит слово.
Своя история
Цель: Автоматизация звука, развитие
связной речи, мышления.
Материал: Предметные картинки
(карточки со словами) на закрепляемый звук.
Ход игры: Ведущий предлагает
ребёнку несколько картинок, с опорой на которые
нужно составить рассказ. Каждый раз для
усложнения игры, можно увеличивать число
карточек-картинок (слов).
Прятки
Цель: автоматизация звука, развития
произвольной памяти.
Материал: предметные картинки или
карточки со словами.
Ход игры: Взрослый раскладывает
перед ребёнком картинки (карточки со словами),
предлагает запомнить. По одно картинки
переворачиваются обратной стороной. Ребёнок
называет слова, поворачивает картинки и
проверяет правильность ответа.
Угадай слово
Цель: Автоматизация звука, развитие
образного мышления, внимания.
Материал: предметные картинки или
карточки со словами.
Ход игры: Картинки или карточки
раскладываются перед ребёнком. Ведущий называет
3-4 прилагательных, ребёнок должен угадать слово и
правильно его произнести.
Литература
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М.: Гном-Пресс.1999.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.,1996.
- Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками. – М.: Профессиональное образование, 1996.
- Валявко.С.М. Р-Р-Рычащие скороговорки. – М.: Карапуз, 2002.
- Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-пресс, 1996.
- Галанов А.С. Логопедическое лото: звуки ш-ж. – М.: Премьера, 2002.
- Галанов А.С. Логопедическое лото: звуки л-ль. – М. Премьера, 2002.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ш], [ж]. – Я. Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']. – Я. Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [с], [с']. – Я. Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [з'], [ц] . – Я. Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л']. – Я. Академия развития, 1996.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ]. – Я. Академия развития, 1996.
- Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: Академия развития, 1996.