Цели:
- Знакомство с буквой "Ж, ж", особенности звука [ж] (твердость).
- Продолжение работы над звуковым анализом слов.
- Развитие навыков чтения у начинающих читать учеников и совершенствование их у бегло читающих.
- Воспитание интереса к чтению, стремления к самостоятельному общению с книгой.
Оборудование:
- "Букварь" I часть;
- рабочая тетрадь "Я учусь читать и писать";
- магнитная доска с магнитными буквами;
- индивидуальный материал для работы над звуковым анализом: касса букв, фишки для обозначения звуков, цветные карандаши;
- таблица "Парные согласные";
- мультимедийный проектор.
Содержание урока
1. Организационный момент.
Настрой на урок.
Девиз урока: Всякая дорога вместе веселей!
(Слайд)
- Пожелаем друг другу удачи!
2. Изучение нового.
- Ребята, прочитайте стихотворение:
Жук жужжит в жестяной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька,
Жалко бедного жука!
(Слайд)
(Стихотворение читает ученик)
Выделение звука [ж].
- Какой буквой обозначается выделенный звук?
На магнитной доске среди букв алфавита находят букву Ж.
Работа по букварю. с. 122
Называние предметов (слов), в которых есть звук [ж].
Жираф, лыжи, пирожок.
- Продолжите ряд слов, в которых есть этот звук.
(жук, жаба и т. д.)
Звукобуквенный анализ слов
лыжи, пирожок.
На доске ученик составляет слово лыжи.
(магнитная доска)
Класс заполняет схему слова буквами.
Далее:
деление слова на слоги, определение ударного слога
ЛЫ | ЖИ - 4 буквы, 4 звука.
Характеристика звуков слова:
(Таблица "Парные согласные")
[л] - согласный, твердый, звонкий непарный, обозначается буквой "эль";
[ы] - гласный, ударный, обозначается буквой "ы";
[ж] - согласный, твердый, звонкий, обозначается буквой "ж";
- А может ли [ж] быть мягким?
Чтение памятки на с. 122
Дети подбирают слова со звуком [ж], анализируют звук, делают вывод:
- Звук [ж] - всегда твердый.
- Парный или непарный?
- Парный, глухой парный [ш].
Продолжение характеристики звуков:
[и]- гласный, безударный, обозначается буквой "и".
Аналогично проводится звукобуквенный анализ слова пирожок.
Ученики с высоким темпом работы выполняют задание самостоятельно, затем проверяют результат своих действий со всем классом.
3. Физминутка
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
4. Отработка и закрепление материала.
Чтение слогов (с. 122). Дифференцированная работа.
Слоги читают ученики с низким темпом чтения.
Определение количества букв, звуков в прочитанных слогах.
Чтение слов по столбикам, по строкам; чтение слов, в которых:
- 1 слог;
- 3 слога;
- 2 слога.
Хорошо читающие ученики самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради "Я учусь читать и писать" с. 54,55.
Чтение:
ёж - ежи - ежонок - ежата
- Соотнесите картинки со словами.
(Слайд)
с. 122 "Отгадай загадки"
Чтение загадок (хорошо читающие).
Отгадки: еж, снег.
- Что интересного заметили в этих загадках?
- Повторяются слова "бежали, лежали", а отгадки разные.
с. 123 Чтение слов по таблице с заменой одной буквы.
Заполняют таблицу простым карандашом. Это задание выполняют по желанию в парах.
жара
пара
парк
паук
- В каких словах только один слог?
Задание "Собери слова".
Чтение по цепочке слов, записанных "красочными буквами".
"Найди слово в слове"
Читают "спрятанные" слова, объясняя при этом, какие буквы необходимо закрыть, чтобы получилось новое слово.
С заданиями на с. 123 дети с высоким темпом работы справляются самостоятельно, достаточно быстро.
Приступают к выполнению задания на с. 124.
Чтение про себя рассказа Г. Юдина "Поэты".
Ученики с низким темпом чтения читают по цепочке "Жаба и Жук".
- Назовите слова со звуком [ж], встречающиеся в этом тексте.
Ролевое чтение всему классу рассказа "Поэты" сильными учениками.
5. Обобщение знаний о парных согласных.
На экране буквы:
Б Ш Г Д З В Т П Ж К С Ф
(Слайд)
- Что можно сказать об этих буквах?
- Эти буквы обозначают согласные звуки. Можно образовать пары по звонкости- глухости.
Устно называют пары. Проверка.
На экране:
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
(Слайд)
6. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как оцениваете свою работу на уроке? Работу своих друзей?
- Всем спасибо за урок. До новых встреч!
Список использованной литературы.
- Виноградова Н.Ф. Программа четырёхлетней начальной школы. "Вентана - Граф", 2009
- Журова Л.Е. Комментарий к урокам. 1 класс.
- Журова Л.Е. Букварь. Учебник. Ч. 1. "Вентана - Граф",2009
- Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь "Я учусь читать и писать". "Вентана - Граф", 2009