Конспект подгруппового занятия по автоматизации изолированного звука [ш] "В гостях у Шустрика"

Разделы: Логопедия


Цели занятия

Образовательные:

  • Формирование знаний о механизме организации звука "ш" и его акустических особенностях;

Коррекционные:

  • Закрепление правильного произношения звука "ш";
  • Развитие ручной и речевой моторики;
  • Формирование правильной звуко-выдыхаемой струи;
  • Закрепление навыков звукового анализа на материале слов со звуком "ш".

Воспитательные:

  • Умение работать вместе со сверстниками;
  • Учить детей выражать внимание, заботу, сочувствие.

Оборудование:

  • Мягкая игрушка зайчонок Шустрик;
  • Конверт с письмом;
  • Картинки для артикуляционных упражнений;
  • Индивидуальные зеркала, салфетки;
  • Деревянные морковки и ведёрки по количеству детей;
  • Карточки-схемы для уточнения артикуляции звуков;
  • Курочки из кусочка ваты;
  • 3 домика с зайчатами;
  • Предметные картинки;
  • Магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Дети встают в круг.

- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Листопад, листопад, осыпается сад,
Осыпается лист и в лесу,
Сильный ветер свистит.
Словно всем говорит:

"Скоро снегу сюда нанесу!"

Правильно об осени, а теперь представьте, что мы находимся в осеннем лесу. Покажите, какие там растут высокие деревья (дети поднимают руки). Подул ветерок: "Ш-ш-ш-ш", зашелестели листики (дети быстро шевелят пальчиками). Ветер затих - не шевелятся больше листочки (дети расслабляют пальчики и выпрямляют руки). Снова подул ветер (дети покачивают и машут руками).

Ребята, посмотрите, к нам в форточку влетел конверт! Ну-ка, Лена, посмотри, что за вести там внутри? О, да здесь письмо!

"Дорогие дети, приглашаю Вас в гости, поиграть со звуком "ш"!"
Зайка Шустрик

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к Шустрику и будем упражняться в правильном произношении звука "ш". Но для того чтобы правильно произносить этот звук нужно поупражнять наш язычок. (Дети садятся за столы)

3. Артикуляционная гимнастика

Детям предлагается узнать название упражнения по рисунку и правильно выполнить его. Упражнения: "Качели", "Чашечка", "Вкусное варенье", "Грибок", "Фокус".

4. Развитие мелкой моторики

- Ребята, а вы знаете, что принято брать с собой в гости? Правильно гостинцы. А как вы думаете, какое лакомство больше всего понравится Шустрику? Я предлагаю угостить его морковкой.

Игра "Собери морковку". Для этой игры понадобится деревянная или другая морковка, разложенная на дощечке (имитация грядки). Дети собирают морковку по одной, прищёлкивая языком, как при упражнении "Лошадка" и складывают её в ведёрки.

5. Физминутка "Поезд"

- Итак, нам пора отправляться к Шустрику, а поедем мы на поезде.

Дети встают паровозиком, повторяя слова и движения за логопедом.

Паровоз по рельсам мчится,
Машинист даёт сигнал.
Значит скоро остановка
Из-под колёс выходит пар: "ш-ш-шшш:"
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,
Поезд мчится во весь жар.
Скоро деревня Шишкарёвка
Из под колёс выходит пар: "ш-ш-шшш:"
Мчится поезд быстро-быстро
Вот виднеется вокзал,
Значит снова остановка
Из под колёс выходит пар: "ш-ш-шшш:"

6. Уточнение артикуляции звука "ш"

- А вот и наш Шустрик. Здравствуй, Зайчонок, мы тебе гостинцев привезли, угощайся. Ой, ребята, вам не кажется, что Шустрик без настроения, он какой-то грустный. Шустрик, что случилось? (Логопед подносит зайчонка к своему уху) А, всё ясно! Ребята, наш зайчонок забыл, как правильно произносить звук "ш" и поэтому расстроился. Давайте поможем Шустрику и вспомним, как располагаются наши зубки, губки и язычок, когда мы правильно произносим звук "ш". А чтобы нам было легче и зайчонку было понятнее, будем использовать карточки-символы (дети выполняют задание). А теперь правильно произнесите звук "ш". Ну, что, Шустрик, ты вспомнил?

7. Игра "Куры в огороде"

- Вот мы и подняли Шустрику настроение, и он приглашает нас на свой огород. Давайте посмотрим, какие овощи он выращивает. Ой, а что случилось с огородом нашего зайчонка? Всё ясно, это куры забрались в него и поклевали весь горох. Сейчас мы поможем их прогнать. (Дети сдувают "курочек из ваты произнося звук кш-кш-кш").

8. Определение места звука в слове

Игра "Найди свой домик". - А сейчас Шустрик предлагает вам поиграть. Он хочет проверить, как вы умеете определять место звука в словах, а в этом нам помогут весёлые зайчата и их домики. В каждом домике 3 окошка, если зайчонок выглядывает из первого окошка, значит сюда подходят слова со звуком "ш" вначале слова, если зайчонок в окошке посередине, значит и звук "ш" находится в середине слова и т.д. (Детям раздаются картинки со звуком "ш", пока звучит музыка, дети произвольно двигаются, танцуют, как только музыка заканчивается, они должны встать возле подходящего домика).

9. Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше занятие. Нам пора прощаться с Шустриком и возвращаться в детский сад. Скажите, ребята, с каким звуком мы сегодня играли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось на нашем занятии?

Использованная литература:

  1. Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
  2. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.