Мониторинг профессионального становления педагогов – это процесс непрерывного отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов с целью включения результатов наблюдений в управление их профессиональным становлением в условиях дошкольного учреждения.
В целях активизации деятельности педагогического коллектива в детском саду создаются все условия для профессионального роста и самореализации педагогов, повышения престижа воспитательской профессии. За 27-летний период функционирования в ДОУ сложился сильный, творческий, стабильный коллектив, зарекомендовавший себя как одно из ведущих дошкольных учреждений города.
В течении 4-х лет детский сад занимает 1-е места по подготовке в новому учебному году, распространяет свой опыт на республиканском и российском уровнях, педагоги ДОУ участвуют во всероссийских конкурсах и акциях, являются дипломантами и победителями муниципальных конкурсов.
Становление педагогов – профессионалов – путь длительный и трудоемкий, требующий высокой педагогической компетенции, неординарного мышления, развитой потребности в самосовершенствовании. Оно предполагает постоянный поиск возможностей наиболее полно реализовать себя в профессии, способности к инновационной деятельности.
В детском саду ведется систематический контроль за своевременным прохождением аттестации, курсовой подготовкой, самообразованием педагогов, качеством воспитательно-образовательного процесса, анализируются причины смены кадрового состава.
Администрация ДОУ ищет и предлагает новые пути распространения опыта педагогов, вовлекает в работу творческих групп, способствует росту их педагогической компетенции, прилагает все усилия, чтобы воспитатели сумели достойно реализовать себя в педагогической деятельности.
Проектная деятельность педагогов МДОУ № 28 Детско-родительский проект “Мастерская слова” Авторские программы педагогов МДОУ № 28 Программа “Угадайка” |
Так, начинающий воспитатель Роднина Н. В. стала дипломантом заочного конкурса “Воспитатель года 2009”, воспитатель татарского языка Мирсайзянова Л. Г. стала дипломантом I–х муниципальных педагогических чтений, учитель – логопед Сулейманова Р. М. – победителем конкурса “Портфолио педагогических достижений” и победителем профессионального конкурса “Педагог нового времени” на премию главы Чистопольского муниципального района.
Подводя итоги работы за учебный год, мы пришли к пониманию, что в создании имиджа и повышении рейтинга ДОУ принимает участие весь педагогический коллектив, но с разной степенью отдачи. Столкнувшись с данной проблемой, мы провели исследование индивидуальных траекторий педагогов, с помощью анализа выявили уровни и этапы профессионального становления каждого. (Приложение 1)
Работу по проведению педагогического мониторинга начали со сбора информации по критериям результативности профессиональной деятельности, анализа воспитательно-образовательного процесса и документации, затем установили степень соответствия профессиональных показателей педагога требуемым аттестационным квалификационным характеристикам, изучили трудовую биографию педагога и мнения коллег, спланировали и спрогнозировали его дальнейшую деятельность. Постарались обеспечить участие педагога в различных формах методической работы: профессиональных конкурса, научно-практических конференциях на базе Чистопольского педагогического училищ, курсах повышения квалификации при ИРО, зональных семинарах – практикумах, работе ресурсных центров, семинаров для руководителей, экспозиции проектов и стендовых докладов. В процессе работы решали различного рода проблемы, сложности, определяли пути их преодоления и в заключении подвели итоги и определили эффективность проводимых мероприятий по совершенствованию процесса профессионального становления педагога.
Этапы педагогического мониторинга профессионального становления педагогов: 1) Подготовительный – первичное накопление информации. 2) Исходно-диагностический – определение показателей профессиональной деятельности, которые будут отслеживаться в дальнейшем. 3) Уточняющий – выявление объективных и субъективных причин, определяющих результативность профессиональной деятельности педагога. 4) Планово-прогностический – определение тенденции процесса становления педагога, планирование и прогноз его профессиональной деятельности. 5) Организационно-деятельностный – организация работы с педагогом, направленная на ликвидацию проблем, выявленных в профессиональном становлении. 6) Коррекционно-творческий – коррекция совместных действий деятельности руководителя и педагога. 7) Итогово-аналитический – определение эффективности организационных мероприятий. |
В результате мы установили, что в коллективе из 34 педагогов III уровню соответствуют 9 человек, это творческие, ярко выраженные личности, стремящиеся к саморазвитию, повышению педагогического мастерства; II уровню – 21 человек, педагоги, чья деятельность соответствует нормам, требованиям программы; I уровню – 4 человека, педагоги, находящиеся в состоянии профессиональной стагнации
Уровни профессионального становления педагогов МДОУ № 28 | |||
Кол–во педагогов | III уровень Сверхдостаточный |
II уровень Необходимый и достаточный |
I уровень необходимый, но недостаточный |
34 | 9 | 21 | 4 |
100 % | 28 % | 61% | 11% |
Мониторинг уровня повышения квалификации показал, что 91% педагогов имеют квалификационные категории, за 3 года произошло снижение роста первой категории, но повысился рост педагогов с высшей квалификацией с 3% до 15%.
Квалификационный уровень педагогов МДОУ № 28 |
||||
Всего | высшая | первая | вторая | без категории |
34 | 5 | 12 | 14 | 3 |
100 % | 15% | 35 % | 41% | 9 % |
Свой образовательный уровень повысили 9 % педагогов, 12 % поступили в высшие учебные заведения по специальности, 6 % педагогов получили второе высшее образование.
Образовательный уровень МДОУ № 28 |
||
Всего | 34 | 100% |
высшее | 13 | 38% |
Среднее специальное из них студенты ВУЗов |
21 4 |
62 % 12 % |
По стажевым показателям выявили, что 63 % коллектива имеет стаж более 20 лет, средний возраст педагогов 43 года.
Педагогический состав отличается постоянством, смена кадров крайне редка, в основном с выходом на пенсию, на выслуге находятся – 11 педагогов, пенсионеров – 2 человека, это 6 %, что ниже уровня педагогов – пенсионеров муниципального района.
Педагогический стаж |
|||||||
Всего | До 5 лет | 5 – 10 лет | 10 – 15 лет | 15 – 20 | 20 – 25 | 25 и более | п |
34 | 3 | 3 | 2 | 4 | 8 | 11 | 3 |
100 % | 9 % | 9 % | 6 % | 12% | 24 % | 31% | 9% |
Результаты аттестации кадров, образовательный уровень, стаж работы не всегда совпадают с процессом профессионального становления конкретного педагога. Временный промежуток, в течении которого педагог осуществляет переход от одного этапа профессионализации к другому, сугубо индивидуален и зависит от ряда объективных и субъективных причин: коррекция перспектив профессиональной карьеры, ощущение застоя, неудовлетворенность результатами своего труда. Предотвращая такие периоды, мы стараемся повысить мотивацию педагогов, сформировать позитивное отношение к работе.
Используем методы морального и материального стимулирования, представлению к наградам, созданию условий для творчества, личностного роста, содействию в разработке и внедрении собственных программ и технологий.
Одобрение руководителя и коллег, публичное признание профессиональных успехов, повышает работоспособность сотрудников, заставляет их поднимать выше планку достижений
грамоты | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Российская Федерация | - | - | - | 1 |
Республика Татарстан | - | 1 | - | 1 |
Исполнительный комитет ЧМР | 1 | 1 | 2 | - |
Управление образования ЧМР | 5 | 5 | 3 | 4 |
В детском саду подрастают молодые кадры, им есть на кого равняться, ярким примером профессионального становления педагогов ДОУ необходимо отметить 2 кандидатуры – воспитателя Сафину С.В. и учителя – логопеда Сулейманову Р. М.
Сулейманова Р. М. – педагог с высокими стремлениями, активный, смело и уверенно шагающий к достижению поставленных целей, в течении 6 лет была руководителем МО, имеет 2 высших образования, создает атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников.
Сафина С. В. – педагог с 20-летним стажем, занимается экспериментальной работой, разработала диагностику по ПДД, в настоящий момент является руководителей муниципального ресурсного центра “Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста “Я и мир”, обладает большим творческим потенциалом и высокой степенью самообразовательной культуры.
На процесс профессионального становления педагогов большое влияние оказывает педагогический коллектив. Профессиональный рост каждого педагога может сдерживаться или стимулироваться коллективом и администрацией. В нашем случае характерна вторая позиция, когда организованный и сплоченный коллектив создает педагогу ситуацию успеха, открывает ему путь к дальнейшему совершенствованию и развитию, выдвигает для участия в престижных мероприятиях.
Выдвижение и участие педагогов в профессиональных конкурсах в 2009–2010 учебном году Муниципальный конкурс портфолио педагогических достижений
Сулейманова Р. М. – учитель – логопед – победитель Профессиональный конкурс “Педагог нового времени” на премию главы
ЧМР РТ I муниципальные педагогические чтения среди молодых специалистов Муниципальный заочный конкурс “Воспитатель года – 2009” Муниципальный конкурс “Младший воспитатель года – 2009” |
В данный период среди педагогов ДОУ наблюдается стремление к повышению своего профессионального становления, что сказывается на повышении квалификационного и образовательного уровней; активного включения в работу ресурсных центров, распространении своего педагогического опыта, создания проектов и рабочих программ. Педагоги занимают активную жизненную позицию, реализуют себя в общественной жизни.
Учитывая данные мониторинга развития индивидуальных траекторий педагогов, мы определили дальнейшие пути совершенствования педагогического коллектива:
– создание мотивационных условий, обеспечивающих непрерывное повышение
профессионального мастерства, предупреждение возникновения стагнации;
– привлечение в ДОУ нового поколения педагогов;
– способствование достижению личных профессиональных целей и целей детского
сада.
Желание объективно оценить труд педагогов, выявить причины, обусловливающие его результаты, заставляет коллектив работать над решением профессиональных проблем. Это и есть движение по пути достижения мастерства каждым педагогом. Скорость этого движения будет разной, но главное – этот процесс пойдет по пути, во многом определяемому самим педагогом.
Литература: Рабочая книга школьного администратора: мониторинг в школе. Авт-сост. М.Г.Синякова, С.Л.Фоменко, 2008 г.