Мониторинг как средство повышения профессионального роста педагогов ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Мониторинг профессионального становления педагогов – это процесс непрерывного отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов с целью включения результатов наблюдений в управление их профессиональным становлением в условиях дошкольного учреждения.

Презентация

В целях активизации деятельности педагогического коллектива в детском саду создаются все условия для профессионального роста и самореализации педагогов, повышения престижа воспитательской профессии. За 27-летний период функционирования в ДОУ сложился сильный, творческий, стабильный коллектив, зарекомендовавший себя как одно из ведущих дошкольных учреждений города.

В течении 4-х лет детский сад занимает 1-е места по подготовке в новому учебному году, распространяет свой опыт на республиканском и российском уровнях, педагоги ДОУ участвуют во всероссийских конкурсах и акциях, являются дипломантами и победителями муниципальных конкурсов.

Становление педагогов – профессионалов – путь длительный и трудоемкий, требующий высокой педагогической компетенции, неординарного мышления, развитой потребности в самосовершенствовании. Оно предполагает постоянный поиск возможностей наиболее полно реализовать себя в профессии, способности к инновационной деятельности.

В детском саду ведется систематический контроль за своевременным прохождением аттестации, курсовой подготовкой, самообразованием педагогов, качеством воспитательно-образовательного процесса, анализируются причины смены кадрового состава.

Администрация ДОУ ищет и предлагает новые пути распространения опыта педагогов, вовлекает в работу творческих групп, способствует росту их педагогической компетенции, прилагает все усилия, чтобы воспитатели сумели достойно реализовать себя в педагогической деятельности.

Проектная деятельность педагогов МДОУ № 28

Детско-родительский проект “Мастерская слова”
Познавательный детско-родительский проект “Шагнем навстречу лету”
Межсемейный проект “Безопасность нашего ребенка”
Познавательный проект “Чистополь – город моей мечты”
Художественно-творческий проект “Птица счастья”
Художественный проект “Дети – цветы жизни”
Методическая разработка “Речемыслительный тренажер”
Детско-родительский проект “Мастерская слова”

Авторские программы педагогов МДОУ № 28

Программа “Угадайка”
Программа “Друзья Светофорика”
Программа “Народное творчество и дети”
Программа “Свободное движение под музыку как средство целостного развития личности дошкольника”

Так, начинающий воспитатель Роднина Н. В. стала дипломантом заочного конкурса “Воспитатель года 2009”, воспитатель татарского языка Мирсайзянова Л. Г. стала дипломантом I–х муниципальных педагогических чтений, учитель – логопед Сулейманова Р. М. – победителем конкурса “Портфолио педагогических достижений” и победителем профессионального конкурса “Педагог нового времени” на премию главы Чистопольского муниципального района.

Подводя итоги работы за учебный год, мы пришли к пониманию, что в создании имиджа и повышении рейтинга ДОУ принимает участие весь педагогический коллектив, но с разной степенью отдачи. Столкнувшись с данной проблемой, мы провели исследование индивидуальных траекторий педагогов, с помощью анализа выявили уровни и этапы профессионального становления каждого. (Приложение 1)

Работу по проведению педагогического мониторинга начали со сбора информации по критериям результативности профессиональной деятельности, анализа воспитательно-образовательного процесса и документации, затем установили степень соответствия профессиональных показателей педагога требуемым аттестационным квалификационным характеристикам, изучили трудовую биографию педагога и мнения коллег, спланировали и спрогнозировали его дальнейшую деятельность. Постарались обеспечить участие педагога в различных формах методической работы: профессиональных конкурса, научно-практических конференциях на базе Чистопольского педагогического училищ, курсах повышения квалификации при ИРО, зональных семинарах – практикумах, работе ресурсных центров, семинаров для руководителей, экспозиции проектов и стендовых докладов. В процессе работы решали различного рода проблемы, сложности, определяли пути их преодоления и в заключении подвели итоги и определили эффективность проводимых мероприятий по совершенствованию процесса профессионального становления педагога.

Этапы педагогического мониторинга профессионального становления педагогов:

1) Подготовительный – первичное накопление информации.

2) Исходно-диагностический – определение показателей профессиональной деятельности, которые будут отслеживаться в дальнейшем.

3) Уточняющий – выявление объективных и субъективных причин, определяющих результативность профессиональной деятельности педагога.

4) Планово-прогностический – определение тенденции процесса становления педагога, планирование и прогноз его профессиональной деятельности.

5) Организационно-деятельностный – организация работы с педагогом, направленная на ликвидацию проблем, выявленных в профессиональном становлении.

6) Коррекционно-творческий – коррекция совместных действий деятельности руководителя и педагога.

7) Итогово-аналитический – определение эффективности организационных мероприятий.

В результате мы установили, что в коллективе из 34 педагогов III уровню соответствуют 9 человек, это творческие, ярко выраженные личности, стремящиеся к саморазвитию, повышению педагогического мастерства; II уровню – 21 человек, педагоги, чья деятельность соответствует нормам, требованиям программы; I уровню – 4 человека, педагоги, находящиеся в состоянии профессиональной стагнации

Уровни профессионального становления педагогов МДОУ № 28
Кол–во педагогов III уровень
Сверхдостаточный
II уровень
Необходимый и достаточный
I уровень
необходимый, но недостаточный
34 9 21 4
100 % 28 % 61% 11%

Мониторинг уровня повышения квалификации показал, что 91% педагогов имеют квалификационные категории, за 3 года произошло снижение роста первой категории, но повысился рост педагогов с высшей квалификацией с 3% до 15%.

Квалификационный уровень педагогов МДОУ № 28

Всего высшая первая вторая без категории
34 5 12 14 3
100 % 15% 35 % 41% 9 %

Свой образовательный уровень повысили 9 % педагогов, 12 % поступили в высшие учебные заведения по специальности, 6 % педагогов получили второе высшее образование.

Образовательный уровень МДОУ № 28

Всего 34 100%
высшее 13 38%
Среднее специальное

из них студенты ВУЗов

21

4

62 %

12 %

По стажевым показателям выявили, что 63 % коллектива имеет стаж более 20 лет, средний возраст педагогов 43 года.

Педагогический состав отличается постоянством, смена кадров крайне редка, в основном с выходом на пенсию, на выслуге находятся – 11 педагогов, пенсионеров – 2 человека, это 6 %, что ниже уровня педагогов – пенсионеров муниципального района.

Педагогический стаж

Всего До 5 лет 5 – 10 лет 10 – 15 лет 15 – 20 20 – 25 25 и более п
34 3 3 2 4 8 11 3
100 % 9 % 9 % 6 % 12% 24 % 31% 9%

Результаты аттестации кадров, образовательный уровень, стаж работы не всегда совпадают с процессом профессионального становления конкретного педагога. Временный промежуток, в течении которого педагог осуществляет переход от одного этапа профессионализации к другому, сугубо индивидуален и зависит от ряда объективных и субъективных причин: коррекция перспектив профессиональной карьеры, ощущение застоя, неудовлетворенность результатами своего труда. Предотвращая такие периоды, мы стараемся повысить мотивацию педагогов, сформировать позитивное отношение к работе.

Используем методы морального и материального стимулирования, представлению к наградам, созданию условий для творчества, личностного роста, содействию в разработке и внедрении собственных программ и технологий.

Одобрение руководителя и коллег, публичное признание профессиональных успехов, повышает работоспособность сотрудников, заставляет их поднимать выше планку достижений

грамоты 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация - - - 1
Республика Татарстан - 1 - 1
Исполнительный комитет ЧМР 1 1 2 -
Управление образования ЧМР 5 5 3 4

В детском саду подрастают молодые кадры, им есть на кого равняться, ярким примером профессионального становления педагогов ДОУ необходимо отметить 2 кандидатуры – воспитателя Сафину С.В. и учителя – логопеда Сулейманову Р. М.

Сулейманова Р. М. – педагог с высокими стремлениями, активный, смело и уверенно шагающий к достижению поставленных целей, в течении 6 лет была руководителем МО, имеет 2 высших образования, создает атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников.

Сафина С. В. – педагог с 20-летним стажем, занимается экспериментальной работой, разработала диагностику по ПДД, в настоящий момент является руководителей муниципального ресурсного центра “Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста “Я и мир”, обладает большим творческим потенциалом и высокой степенью самообразовательной культуры.

На процесс профессионального становления педагогов большое влияние оказывает педагогический коллектив. Профессиональный рост каждого педагога может сдерживаться или стимулироваться коллективом и администрацией. В нашем случае характерна вторая позиция, когда организованный и сплоченный коллектив создает педагогу ситуацию успеха, открывает ему путь к дальнейшему совершенствованию и развитию, выдвигает для участия в престижных мероприятиях.

Выдвижение и участие педагогов в профессиональных конкурсах в 2009–2010 учебном году

Муниципальный конкурс портфолио педагогических достижений Сулейманова Р. М. – учитель – логопед – победитель
Меркушина О. В. – инструктор по физическому воспитанию – дипломант
Кукина Л. А. – воспитатель – дипломант

Профессиональный конкурс “Педагог нового времени” на премию главы ЧМР РТ
2009 г. – Сулейманова Р. М. – учитель – логопед, победитель
2010 г. – Сафина С. В. – воспитатель, победитель

I муниципальные педагогические чтения среди молодых специалистов
Мирсайзянова Л. Г. – воспитатель татарского языка – дипломант 

Муниципальный заочный конкурс “Воспитатель года – 2009”
Роднина Н. В. – воспитатель – дипломант

Муниципальный конкурс “Младший воспитатель года – 2009”
Егорова Н. А. – младший воспитатель – I место 

В данный период среди педагогов ДОУ наблюдается стремление к повышению своего профессионального становления, что сказывается на повышении квалификационного и образовательного уровней; активного включения в работу ресурсных центров, распространении своего педагогического опыта, создания проектов и рабочих программ. Педагоги занимают активную жизненную позицию, реализуют себя в общественной жизни.

Учитывая данные мониторинга развития индивидуальных траекторий педагогов, мы определили дальнейшие пути совершенствования педагогического коллектива:

– создание мотивационных условий, обеспечивающих непрерывное повышение профессионального мастерства, предупреждение возникновения стагнации;
– привлечение в ДОУ нового поколения педагогов;
– способствование достижению личных профессиональных целей и целей детского сада.

Желание объективно оценить труд педагогов, выявить причины, обусловливающие его результаты, заставляет коллектив работать над решением профессиональных проблем. Это и есть движение по пути достижения мастерства каждым педагогом. Скорость этого движения будет разной, но главное – этот процесс пойдет по пути, во многом определяемому самим педагогом.

Литература: Рабочая книга школьного администратора: мониторинг в школе. Авт-сост. М.Г.Синякова, С.Л.Фоменко, 2008 г.