Цель: автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразах.
Задачи:
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
- Совершенствовать произношение звука “ш” в слогах, словах, фразах.
- Развивать фонематический слух.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании притяжательных прилагательных, в спряжении глаголов настоящего времени.
- Развивать мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление.
Оборудование: игрушка – Хрюша, воздушный шарик, чудесный мешочек, волшебная верёвочка с 8 узелками, ватка, массажёр “Су-Джок”, кубик с цифрами, предметные картинки: шуба, машина, мешок, шахматы, шапка; Антошка, неваляшка, мышка, шишка, лягушка, рубашка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Раздаётся стук в дверь. В гости приходит Хрюша с чудесным мешочком.
– Давай посмотрим, что лежит у Хрюши в мешочке. Да ведь это волшебная верёвочка с узелками. Надо помочь Хрюше развязать на ней узелки, а чтобы их развязать надо выполнить задания. А помогать нам в этом будет звук “ш”. Ты готова помочь Хрюше?
II. 1. Тогда отгадай загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик)
– Правильно, это шарик!
– Какой 1-ый звук в слове “шарик”?
Припоминание артикуляции звука “ш”.
– Сообщение темы.
– Ты выполнила первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно
произноси звук “ш”.
2. – Следующее задание называется “Надуй шарик” (пальчиковая гимнастика).
Педагог читает стих, а ребёнок выполняет движения. Гимнастика проводится 2–3
раза.
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.
|
Все пальцы обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит” (произносится звук “ш”), и пальцы принимают исходное положение. |
– Это ещё не всё. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом:
- Попеременное выполнение упражнений: “Заборчик” – “Бублик”, которые выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
- “Накажем непослушный язычок” – Язык распластан на нижней губе, шлёпать его губами: “Пя-пя-пя”.
- “Лопаточка” – Под счёт до 5–10 и т.д. удерживать широкий спокойный язык на нижней губе.
- “Чашечка” – широкий язык поднять к верхней губе, но не касаться ее, удерживать под счёт .
- “Фокус” – Из положения “Чашечка” дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.
– И с этим заданием ты справилась, молодец! Развязывай второй узелок.
3. Чтобы следующий узелок развязался нужно произнести заклинания:
ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу
– Молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.
4. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки.
– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.
– Шишка, подушка, картошка, рубашка, мишка, мышка, лягушка, Антошка, неваляшка,
шишка.
– Молодец! А теперь давай поиграем в игру “Подбери рифму”
(с картинками):
шишка-…(мышка)
подушка-…(лягушка)
картошка-…(Антошка)
рубашка-…(неваляшка)
мишка-…(шишка)
– Ты, умница! Развязывай узелок.
5. Логопед предъявляет ребёнку кубик с цифрами и предлагает поиграть в игру “Весёлый счёт”.
– Мы будем считать “шумных мышат” (счёт ведётся в пределах выпавшего числа). При счёте ты будешь поочерёдно нанизывать колечко “Су-Джок” на каждый пальчик правой и левой руки.
– Хрюша разрешает развязать тебе ещё один узелок.
6. Следующая игра называется “Продолжи” (спряжение глагола в настоящем времени): я шью штанишки плюшевому мишке, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они… .
– Молодец! Развязывай узелок и произноси звук “ш”.
7. – Чтобы развязать ещё один узелок нужно выполнить упражнение,
которое называется “Предложение договори и его ты измени” (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …
– Задание выполнила верно. Ты молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.
8. – И последнее задание “Гимнастика для ума”. Отвечай на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”:
– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
– Развязывай последний узелок на волшебной верёвочке.
III. – Сегодня на занятии ты не только помогла Хрюше развязать все узелки на верёвочке, но и поупражнялась в произношении звука “ш”. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится ещё лучше. Молодец! Хрюша дарит тебе воздушный шарик.