Цели: способствовать: ознакомлению учащихся с правилом написания разделительного твердого знака; выработке навыка правописания разделительного твердого знака в словах; развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, логического мышления; воспитанию интереса к изучению языка, патриотические чувства.
Оборудование: плакаты на тему Великой Отечественной войны, опорные схемы к правилам о разделительных ь, ъ знаках, карточки для индивидуальной и групповой работы, лента букв, стихотворение о разделительных ь и ъ знаках.
Ход урока
I. Мобилизующий этап
– Прочитайте слова: война, враг, взвод, выстрел. Какое слово определяет тему
остальных слов? (Война.)
Как это связано с сегодняшним днем 26 января? (День освобождения села
Ливенка от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.)
– Давайте отметим этот день хорошими успехами в учебе.
II. Минутка чистописания
– Буква, с которой мы будем работать, находится в словах: война, враг, взвод,
выстрел. Она обозначает в них согласный, парный, звонкий, твердый звук. Какая
это буква? (Сегодня на уроке мы будем писать букву в. Она
находится во всех словах и обозначает согласный, парный, звонкий, твердый звук [в].)
– На что надо обратить внимание при написание буквы в? (Ученики
рассказывают.)
– Далее вы запишите букву в в сочетании с другими буквами. Общее у
них то, что в словах это верхние соединения букв. А второй общий признак
определите сами. (Второй признак – сочетания находятся в начале слов. Мы должны
записать сочетания: во, вр, вз, вы.)
III. Словарно-орфографическая работа
в…сток – … (ветер)
г…рох – … (суп)
м...лина – … (варенье)
ул...ца – … (движение)
р…бота – … (время)
– Определите задание. (Вставить пропущенные буквы. Образовать однокоренные слова.)
– Какое правило будете применять при записи однокоренных слов? (Однокоренные слова пишутся одинаково.)
– Проверим работу. Какие буквы вставили? Как их запомнили? (Приём эйдетики – графический образ: восток – вместо о рисовали солнце, горох – вместо о рисовали горошинку; метод фонетических ассоциаций: малина – маленькая, улица – лица, работа – раб.)
IV. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа по карточкам:
1) Подготовься прочитать стихотворение выразительно. Пользуясь лентой букв, определи буквы, которые никогда не бывают заглавными.
Сказала Й сестре родной:
– Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
– Ну редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
– И много их?
– Да, целые три:
Сестра и с ней 2 брата,
Зовут их так…
– Не говори!
Скажите вы, ребята! (Ь, Ы, Ъ)
(А. Шибаев)
2) Распредели слова на две группы. Запиши в два столбика: копьё, соловьи, съёмка, скамья, пью, отъехал, съезд.
копьё соловьи скамья пью |
съёмка отъехал съезд |
2. Фронтальная работа – комментированное письмо
Зимой медведи залегают в спячку.
Задания:
- Определить главные члены предложения.
- Разобрать слово залегают по составу.
V. Введение в тему
– Проверим работу по карточкам.
– Что можете сказать о букве ъ? (Звука не обозначает.)
– Какое правило применяли при написании слов с ь? (Правило о
разделительном ь.)
VI. Определение темы, целей
– Слова какого столбика будут "дежурными" на уроке? Почему? (Слова с ъ.
Потому что раньше их не изучали.)
– Определите тему урока, цели. (Слова с ъ. Цели: будем учиться
писать ъ в словах, познакомимся с правилом.)
VII. Работа по теме урока
1. Наблюдение над употреблением разделительного ъ.
– Обратимся к слову съезд
– Произнесем его без ъ (закрыть)
– Что заметили? (Происходит слияние, слово звучит неправильно.)
– Для чего же служит ъ? (разделяет)
– Разделять может и мягкий знак.
– Понаблюдаем, разберем слово по составу.
– Где находится ъ? (Между приставкой и корнем)
– Твердый знак не отдыхает. Приставку с корнем разделяет.
– На какую букву оканчивается приставка, начинается корень? (Обращается внимание
на слова съемка, отъехал.) (Приставка оканчивается
на согласную, корень начинается на гласную.)
2. Формулировка правила.
с приставка ъ е, ё, я, ю корень (с– согласная)
– Пользуясь опорной схемой, сформулируйте правило. (Формулируют правило.)
3. Сравнение с правилом о разделительном ь.
с ь е, ё, я, ю, и корень
Физкультминутка. Игра “Камень-вата” (Называется слово с разделительным ъ – встают, с разделительным ь – хлопают в ладоши).
– Листья, подъезд, объявление, соловьи, въезд, звенья, варенье.
4. Работа по учебнику:
– образование слов с ъ
– замена слов словами с ъ
– составление предложений со словами с ъ.
5. Работа в группах.
– Определите задание. (Нужно вставить пропущенные буквы)
- Ден… – ден…ки,
Пен… – пен…ки,
Огон…ки и окун…ки,
Тен… и зелен…,
Мел… и ел…,
И сосул...ки, и капел…,
И сем…я, и вороб...и.
И дерев...я, руч...и –
Здесь не зря во всех словах
Пишут букву – …. знак.
– Кто из вас ребята знает, что он здесь обозначает?
- Было "сели"
Стало "съели"
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– … знак
… знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
С..езд, с..едобный, об..ясненье,
И под..езд, и об..явленье.
– Проверим задание. (Читают стихи, объясняют орфограммы.)
VIII. Итог. Рефлексия
(Коллективная декламация стихотворения.)
Эти знаки – буквы две –
Верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья,
Объявление, семья –
Им почет и уваженье
За примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк
В алфавите каждый знак.
– Смогли мы достичь поставленной цели? Какую цель достигли? (Повторяется правило о ъ. Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.)