Разделительный твердый знак

Разделы: Начальная школа


Цели: способствовать: ознакомлению учащихся с правилом написания разделительного твердого знака; выработке навыка правописания разделительного твердого знака в словах; развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, логического мышления; воспитанию интереса к изучению языка, патриотические чувства.

Оборудование: плакаты на тему Великой Отечественной войны, опорные схемы к правилам о разделительных ь, ъ знаках, карточки для индивидуальной и групповой работы, лента букв, стихотворение о разделительных ь и ъ знаках.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

– Прочитайте слова: война, враг, взвод, выстрел. Какое слово определяет тему остальных слов? (Война.)
 Как это связано с сегодняшним днем 26 января? (День освобождения села Ливенка от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.)
– Давайте отметим этот день хорошими успехами в учебе.

II. Минутка чистописания

– Буква, с которой мы будем работать, находится в словах: война, враг, взвод, выстрел. Она обозначает в них согласный, парный, звонкий, твердый звук. Какая это буква? (Сегодня на уроке мы будем писать букву в. Она находится во всех словах и обозначает согласный, парный, звонкий, твердый звук [в].)
– На что надо обратить внимание при написание буквы в? (Ученики рассказывают.)
– Далее вы запишите букву в в сочетании с другими буквами. Общее у них то, что в словах это верхние соединения букв. А второй общий признак определите сами. (Второй признак – сочетания находятся в начале слов. Мы должны записать сочетания: во, вр, вз, вы.)

III. Словарно-орфографическая работа

в…сток – … (ветер)
г…рох – … (суп)
м...лина – … (варенье)
ул...ца – … (движение)
р…бота – … (время)

– Определите задание. (Вставить пропущенные буквы. Образовать однокоренные слова.)

– Какое правило будете применять при записи однокоренных слов? (Однокоренные слова пишутся одинаково.)

– Проверим работу. Какие буквы вставили? Как их запомнили? (Приём эйдетики – графический образ: восток – вместо о рисовали солнце, горох – вместо о рисовали горошинку; метод фонетических ассоциаций: малина – маленькая, улица – лица, работа – раб.)

IV. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа по карточкам:

1) Подготовься прочитать стихотворение выразительно. Пользуясь лентой букв, определи буквы, которые никогда не бывают заглавными.

Сказала Й сестре родной:
– Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
– Ну редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
– И много их?
– Да, целые три:
Сестра и с ней 2 брата,
Зовут их так…
– Не говори!
Скажите вы, ребята! (Ь, Ы, Ъ)
(А. Шибаев)

2) Распредели слова на две группы. Запиши в два столбика: копьё, соловьи, съёмка, скамья, пью, отъехал, съезд.

копьё
соловьи
скамья
пью
съёмка
отъехал
съезд
 

2. Фронтальная работа – комментированное письмо

Зимой медведи залегают в спячку.

Задания:

  1. Определить главные члены предложения.
  2. Разобрать слово залегают по составу.

V. Введение в тему

– Проверим работу по карточкам.
– Что можете сказать о букве ъ? (Звука не обозначает.)
– Какое правило применяли при написании слов с ь? (Правило о разделительном ь.)

VI. Определение темы, целей

– Слова какого столбика будут "дежурными" на уроке? Почему? (Слова с ъ. Потому что раньше их не изучали.)
– Определите тему урока, цели. (Слова с ъ. Цели: будем учиться писать ъ в словах, познакомимся с правилом.)

VII. Работа по теме урока

1. Наблюдение над употреблением разделительного ъ.

– Обратимся к слову съезд
– Произнесем его без ъ (закрыть)
– Что заметили? (Происходит слияние, слово звучит неправильно.)
– Для чего же служит ъ? (разделяет)
– Разделять может и мягкий знак.
– Понаблюдаем, разберем слово по составу.
– Где находится ъ? (Между приставкой и корнем)
– Твердый знак не отдыхает. Приставку с корнем разделяет.
– На какую букву оканчивается приставка, начинается корень? (Обращается внимание на слова съемка, отъехал.) (Приставка оканчивается на согласную, корень начинается на гласную.)

2. Формулировка правила.

с приставка ъ е, ё, я, ю корень (с– согласная)

– Пользуясь опорной схемой, сформулируйте правило. (Формулируют правило.)

3. Сравнение с правилом о разделительном ь.

с ь е, ё, я, ю, и корень

Физкультминутка. Игра “Камень-вата” (Называется слово с разделительным ъ – встают, с разделительным ь – хлопают в ладоши).

– Листья, подъезд, объявление, соловьи, въезд, звенья, варенье.

4. Работа по учебнику:

– образование слов с ъ
– замена слов словами с ъ
– составление предложений со словами с ъ.

5. Работа в группах.

– Определите задание. (Нужно вставить пропущенные буквы)

  1. Ден… – ден…ки,
    Пен… – пен…ки,
    Огон…ки и окун…ки,
    Тен… и зелен…,
    Мел… и ел…,
    И сосул...ки, и капел…,
    И сем…я, и вороб...и.
    И дерев...я, руч...и –
    Здесь не зря во всех словах
    Пишут букву – …. знак.
    – Кто из вас ребята знает, что он здесь обозначает?
     
  2. Было "сели"
    Стало "съели"
    Догадаться вы сумели,
    Почему случилось так?
    Кто виновник?
    – … знак
    … знак нам нужен тоже,
    Без него писать не сможем:
    С..езд, с..едобный, об..ясненье,
    И под..езд, и об..явленье.

– Проверим задание. (Читают стихи, объясняют орфограммы.)

VIII. Итог. Рефлексия

(Коллективная декламация стихотворения.)

Эти знаки – буквы две –
Верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья,
Объявление, семья –
Им почет и уваженье
За примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк
В алфавите каждый знак.

– Смогли мы достичь поставленной цели? Какую цель достигли? (Повторяется правило о ъ. Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.)