Цель:
- познакомить воспитанников с укладом жизни народов коренных национальностей.
- коррекция на основе упражнений.
Словарные слова: нарты, каюр, малица, чум, обласка.
Оборудование: магнитофон, кассета – «Голоса природы», иллюстрации с изображением представителей народов ханты, манси, макет чума, модель нарты, национальная одежда северного народа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
А) Коррекционное упражнение: «Шифровальщик»
Цель: упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.
Задание: Расшифровать и запомнить, не записывая. Время выполнения – 2 минуты.
Раздаточный материал: карточки с заданием и ключом к шифру.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ключ к шифру |
П |
У |
Т |
Е |
Ш |
С |
В |
И |
Ю |
Г |
Р |
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
5 |
2 |
6 |
7 |
3 |
|
6 |
|
8 |
9 |
10 |
1 |
К |
а |
р |
т |
о |
ч |
к |
а |
|
с |
з |
а |
д |
а |
н |
и |
е |
м |
(Такой коррекционный приём помогает выяснить степень понимания данного материала).
Б) Объяснение темы и цели воспитательного часа
II. Основная часть
А) Вступительная беседа
начинается на фоне тихой музыки «Голоса природы».
– Сегодня, ребята. Мы отправимся с вами в путешествие в ЮГРУ, где познакомимся с укладом жизни народов ханты и манси и с историей Ханты-мансийским автономным округом, который расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины.
III. Работа по теме
С севера на юг Западно-Сибирская равнина, простирается на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озёр. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш.
Историческое название края – Югра. Первое письменное упоминание о народе, который жил на этой древней земле, мы находим в самом раннем летописном сказании – «Повести временных лет». Летописец Нестор поведал о неизвестном народе – югре, жившем в XI веке за Уралом. Юграми он называл хантов и манси – коренных народов этого сурового края.
ХМАО играет большую роль в жизни современной России. Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями хантов и манси были рыбный и охотничий промыслы.
В XX веке геологи обнаружили здесь большие запасы золота, кварца, открыли месторождения для железной руды, меди и других полезных ископаемых. Но главное богатство края – это нефть, которая была найдена здесь в 1960 году. Её добыча постоянно росла, и сегодня она составляет более половины всей добываемой нефти в России.
А) Демонстрация иллюстраций, изображающие представителей народов ханты и манси.
Б) Жизнь и быт хантов:
На обласке (выдолбленной из дерева лодке), ханты ловят рыбу (сырок, щуку, язя, окуней). Посуда в быту берестяная, четырёхугольной формы, это универсальная посуда северного народа. В ней хранят рыбу, мясо, хлеб соль, а также и употребляют пищу. Хантыйские женщины потрошат рыбу, отбросы отдают собакам, выбирая из внутренностей рыбий жир, который топят, затем вываренный жир разливают в бутылки и оставляют на зиму. В последствии лечат, больных в суровую зиму натирая больного.
Очищенную рыбу вялят без соли, делают заготовки и оставляют на хранение на всю зиму. Едят рыбу сырую без соли, это давняя традиция северного народа. А также ханты едят и сырое мясо, занимаются сбором ягод, орехов.
Вывод: ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод и орехов.
В) Манси – народ родственный хантам. Они очень близки по культуре, порой их трудно различить. Манси, пожалуй, больше охотники, чем рыбаки. Это происходит, потому что в их крае протекают в основном мелкие речки, в которых водится мало ценной рыбы. Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу. Но главное направление их промысла – пушное.
Г) Демонстрация модели нарты и чума
Ручная нарта – это своеобразные санки, маленькие лёгкие, длиной до двух метров. Сделана она из ели и берёзы с помощью одного ножа, без гвоздей. Все детали скреплены вязками из кедрового корня. настил из прутьев. К планке, скрепляющей полозья. Привязан ремень, которым к нарте подпрягают собаку или оленя. Управляемый оленями человека называют каюр. Одежду северный народ также шьёт, из оленьего меха называется такая одежда малица (шуба), унты (зимние сапоги) и.т.д. Чум - это жилище, покрытое шкурой оленя. Мансийские селения живописны благодаря хозяйственным постройкам. Кроме того, их характерная особенность – дымокуры около жилья весной и летом. Это костры, в которых тлеют гнилые деревья, мох. Дым костров отпугивает комаров от дома. Часто дымокур разводят в ведре или тазу и ставят на пороге. И хотя в помещении от этого дымно, зато комаров меньше.
IV. Физминутка
А) «Ветер»
Цель: Упражнение на расслабление и концентрацию.
Задание:
а) левая рука напряжена, правая
расслаблена, 3
раза
правая напряжена, левая расслаблена;
б) то же проделать
ногами.
3 раза
Б) «Рисуем глазами»
Цель: Упражнение для профилактики нарушения зрения.
Задание: Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
(Такой коррекционный приём способствует развитию пространственной ориентации, координации движений кисти рук, ног и профилактики нарушений зрения).
V. Заключительная часть
Проведение заключительной части в форме коррекционного направления.
А) Коррекционное упражнение
Цель: Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.
Задание: Детям предлагаются карточки со словами, нужно соотнести слова между собой по смыслу.
(Такой коррекционный приём побуждает детей к активной мозговой деятельности).
Б) Итог поощрение
Звучит тихая музыка «Голоса природы».
«Легенда», рассказанная когда-то древними греками:
Будто в стране северного ветра живут
счастливые люди.
Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни
вьюга, ни мороз.
И одежды у них из звериных шкур, и едят они
звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий.
Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце,
тогда нипочём людям в оленьих шкурах ни
комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода,
ни дремучий бор…