Конспект сюжетного занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять. [3]

В своей практике широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Наши воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

Конспекты занятий по математике строю с использованием сказочных сюжетов, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

Конспект занятияпо формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста«Колобок на новый ладок»(подготовительная к школе группа)

Программные задачи:

  • закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
  • продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;
  • упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по разному;
  • закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов.
  • развивать логическое мышление, память, воображение, внимание.
  • активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами.
  • совершенствовать навыки учебной деятельности.
  • воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма

Пособия и материалы: ширма, фланелеграф, наборное полотно, картонный дом.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами: 0, 1, 4, 5, 7, 9, 10 (с обратной стороны буквы К О Л О Б О К); игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса – персонажи из театра «Би-ба-бо»; картина с изображением группы предметов для счета, цифры 1-10; схема-образец (лиса), плоскостные изображения зайцев 7 штук, тетради в клетку, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки зашифровано. Вы сможете прочитать ее название если правильно распределите числа в ряд по возрастанию.

Дети расставляют цифры в ряд. Воспитатель переворачивает карточки обратной стороной.

Воспитатель: Прочитайте название сказки. Главный герой, пришел к нам на занятие (Воспитатель берет в руки колобка). Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся ему помочь избежать неожиданных неприятностей. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю провести разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

Интеллектуальная  разминка

  • Сколько пальцев на одной руке? (5)
  • Сколько углов у квадрата? (4)
  • Сколько хвостов у пяти коров? (5)
  • Сколько лап у двух гусей? (4)
  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Назови выходные дни (Cуббота, воскресенье)
  • Назови число, следующее за числом 5. (6)
  • Сколько тебе лет?
  • Сколько сторон у треугольника? (3)
  • Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

2 часть.

Воспитатель: Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц.

Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?

Заяц: Здравствуйте. Я попал в капкан, помогите мне освободиться.

Воспитатель: А что мы должны сделать?

Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.

Воспитатель (берет записку): Не  волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Дети, нам нужно выполнить непростое задание,  для этого вам нужно точно выполнять мои указания.вы готовы? Давайте разомнем пальцы.

Пальчики уснули                Правая рука зажата в кулак
В кулачок свернулись
Один-2-3-4-5                      Разжимаем по одному пальцу
Захотели поиграть
(то же повторяем с левой рукой)

Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети:

Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.

Графический диктант «Ключ»

Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл.вниз,1 кл.вправо, 1 кл. вниз, 1 кл.вправо, 1 кл. вниз, 2 кл.влево, 1 кл.вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл.влево, 3 кл. вверх.

Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались для чего он нам нужен? (Чтобы открыть капкан)

Заяц: Спасибо вам, друзья, вы верно выполняли задание. Капкан открылся и я снова могу прыгать и веселиться. До свидания.

3 часть.

Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.

Колобок: От чего грустишь зубастый?

Волк: Как же мне не грустить.

Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи-
Буду благодарен вам!

Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.

Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе

Воспитатель: Посмотрите, сколько зайцев сидят под елкой? (4). Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3). Давайте составим про них задачу.

Воспитатель: О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под елкой). Сколько их было сначала? (4). Сколько прибежало потом? (3). Зайцев меньше или больше стало? (Больше). Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)
А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под елкой?). Составим задачу.

Ребенок:Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под елкой?

Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок подбирает нужные карточки с цифрами и знаками, выставляет их на наборном полотне. 4 + 3 = 7)

Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания.

Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком?  Сейчас покажем колобку что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.

Физкультминутка

1 ребенок:

Мы на плечи руки ставим,
Начинам их вращать,
Так осанку мы исправим,
Один-2-3-4-5!

Руки к плечам,
круговые вращения,
плечами вперед
и назад.

2 ребенок:

Чтоб получше нам размяться,
Будем  ниже  наклоняться.
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот.

Наклоны вперед
и назад

3 ребенок:

Вот еще одно заданье-
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Один -2-3-4-5!

Приседания

4 ребенок:

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,
8 раз ногами топнем

Хлопки,
Топот.

5 ребенок:

Мы попрыгаем немного
И пройдемся по дороге
За столы садимся дружно
Нам теперь учиться нужно.

Прыжки на месте
Ходьба на месте
Садятся.

4 часть.

Воспитатель: Покатился колобок дальше.

Навстречу ему медведь
Да как начал реветь!
Погодите, медведь, не ревите,.
Объясните, чего вы хотите?

Медведь: В лесной школе мне дали задание посчитать предметы и подобрать соответствующую цифру. Я все сделал, но мне поставили двойку. Пожалуйста, научите меня правильно считать.

Дидактическое упражнение «Подбери цифру»

На картине изображены группы предметов разного количества и разного расположения. Дети считают и подбирают соответствующую цифру.

Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял, как правильно надо считать. Мне пора в лесную школу. До свидания.

5 часть.

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. (На фланелеграфе картинка-образец). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.

Дидактическая игра «Танграм»

(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). (Уточняем размер треугольников)

(Группа делится на две подгруппы и выкладывают силуэт лисы на заранее приготовленных столах. Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.

Колобок:

Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый – просто молодец!
Путешествию – конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
Вам в подарок от меня
Вот эта математическая игра.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (младший дошкольный возраст) «Игры с зайчиком»

Программные задачи:

  • продолжать учить детей сравнивать множества путем приема приложения, понимать смысл вопроса  «Сколько?» и отражать в речи отношение равенства  «столько – сколько»;
  • закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник);
  • закреплять знание детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь);
  • продолжать обучать  технике наклеивания;
  • развивать мышление, внимание, речь;
  • воспитывать интерес к занятиям по ФЭМП.

Материалы и оборудование.

  • Демонстрационный материал: материал для счета (прием приложения): зайчики, капуста (цветные плоскостные изображения по 4 штуки); изображение пары варежек, геометрические фигуры (круг, треугольник).
  • Раздаточный материал: индивидуальные карточки и счетный материал для обучения приему приложения (морковь, зайчики по 4 шт.); на каждого ребенка изображение пары варежек, геометрические фигуры (круг, треугольник) материалы для аппликации (клей, кисть, салфетки).
  • Ширма, фланелеграф, корзина, шкатулка, игрушка би – ба – бо (заяц).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть 1.

Воспитатель:

Много в мире сказок
Самых, самых разных
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
И на всей планете
Маленькие дети
Знают эти сказки
Любят слушать их.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Послушайте внимательно и отгадайте про какого сказочного героя эта загадка.

Серый байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай!
Кто это? (Зайчик).

Воспитатель: Молодцы, это действительно зайчик. Сегодня к нам в гости пришел зайка. (На ширме появляется зайчик).

Заяц.    Доброе утро, дети. Я очень рад, вас всех видеть.

Воспитатель: Доброе утро, зайчик.

Заяц:

Я люблю когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.

Заяц: Дети, вы знаете, части суток? Тогда отгадайте мои загадки, когда это бывает?

Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет.
Наши детки просыпаются
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (Утром)

Солнышко сияет
Птички летают
Дети все гуляют
Когда это бывает? (Днем)

Хочется спать. Тянет в кровать.
Свет зажигают. Когда это бывает? (Вечером)

Звезды на небе зажглись,
Спать медведи улеглись
Заяц спит и ежик
Все вокруг спать должны
Наши дети тоже
Когда это бывает? (Ночью)

Часть 2.

Заяц: Молодцы дети, вы такие умные все загадки отгадали. Теперь я прошу вашей помощи. Я купил на зиму овощи для своих зайчат, узнайте всем ли зайчатам хватит капусты и моркови?

Воспитатель: Дети, давайте поможем зайчику. (Открывает фланелеграф на котором расположены в ряд 4 зайчика). Давайте угостим их капустой и проверим всем ли хватит. Раскладывать капусту надо правой рукой слева направо. Класть ее надо точно под зайчиком вот так. (Воспитатеть раскладывает капусту).

– Сколько зайчиков?   (Много)
– Сколько капусты?  (Много)
– Поровну ли зайчиков и капусты? (Да)
– А если поровну, то как надо сказать? (Капусты столько, сколько и зайчиков)

Часть 3.

Воспитатель: Дети,  а теперь давайте угостим зайчиков морковью и проверим всем ли ее хватит. Для этого присядьте за столы. Левой рукой мы будем придерживать карточку. Поднимите вверх левую руку, опустите, и положите руку на карточку. Правой рукой мы будем брать морковь и раскладывать ее слева направо под каждым зайчиком. Поднимите вверх правую руку, берите морковь и угощайте зайчиков.
– Всем ли зайчикам хватило моркови?  (Всем).
– Поровну зайчиков и моркови?  (Да).
– А если поровну, то как надо сказать? (Моркови столько, сколько и зайчиков)

Заяц: Спасибо вам, дети за помощь. Ой, что – то у меня лапки замерзли.

Воспитатель: Давайте поможем согреть лапки нашему зайке. Зайка, поиграй с нами и твои лапки согреются.

Физминутка

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

Часть 4.

Заяц: Спасибо за игру, было очень весело и я согрелся. Дети, у меня для вас подарок – волшебная шкатулка. (Воспитатель медленно открывает шкатулку, играет мелодия).

Воспитатель: А лежат в этой шкатулке красивые фигурки. (Воспитатель  достает  из шкатулки геометрические фигуры: круг и треугольник, закрепляем их название). Ой, еще здесь есть варежки. (Показывает детям изображение варежек)

Воспитатель: Одинаковые варежки?  (Нет). Почему? (На одной варежке есть узор, а на другой нет).

Заяц: Так вот почему мои зайчата не хотят носить такие варежки.

Воспитатель: Не волнуйся, зайчик, мы сейчас все исправим. Дети, давайте подберем нужную  фигуру и украсим ею варежку. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы варежки понравились зайчатам. Вначале посмотрите, как сделаю это я  (закрепляю правильные приемы наклеивания).

(Самостоятельная работа детей аппликация «Украсим варежки для зайчат»)

Часть 5.

(Анализ работ от имени зайца, с привлечением детей)

Воспитатель: Зайчик, думаю, что такие варежки твои зайчата будут носить с удовольствием.

Молодцы вы все ребятки,
Подарили нам подарки,
Отгадали все загадки.
И в игре вы малыши,
Тоже очень хороши.
До свиданья детвора
Расставаться нам пора.

(Дети прощаются  с зайчиком)

Итог занятия

Воспитатель: До свидания, зайка. Дети, вам понравилось играть с зайчиком? Думаю, он еще раз придет к нам в гости поиграть с вами. 

Литература:

  1. Б.П. Никитин Ступеньки творчества. – М.,: Просвещение, 1990, – 160 с.
  2. Т.И. Ерофеева Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992, – 190 с.
  3. З.А. Михайлова Игровые задачи для дошкольников. – С-Пб.: АКЦИДЕНТ, – 1996, – 125 с.