Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять. [3]
В своей практике широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Наши воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
Конспекты занятий по математике строю с использованием сказочных сюжетов, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
Конспект занятияпо формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста«Колобок на новый ладок»(подготовительная к школе группа)
Программные задачи:
- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;
- упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по разному;
- закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов.
- развивать логическое мышление, память, воображение, внимание.
- активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами.
- совершенствовать навыки учебной деятельности.
- воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма
Пособия и материалы: ширма, фланелеграф, наборное полотно, картонный дом.
Демонстрационный материал: карточки с цифрами: 0, 1, 4, 5, 7, 9, 10 (с обратной стороны буквы К О Л О Б О К); игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса – персонажи из театра «Би-ба-бо»; картина с изображением группы предметов для счета, цифры 1-10; схема-образец (лиса), плоскостные изображения зайцев 7 штук, тетради в клетку, простые карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть.
Воспитатель: Дети, вы любите
сказки?
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по
одной из них. Название этой сказки зашифровано.
Вы сможете прочитать ее название если правильно
распределите числа в ряд по возрастанию.
Дети расставляют цифры в ряд. Воспитатель переворачивает карточки обратной стороной.
Воспитатель: Прочитайте название сказки. Главный герой, пришел к нам на занятие (Воспитатель берет в руки колобка). Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся ему помочь избежать неожиданных неприятностей. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю провести разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.
Интеллектуальная разминка
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько хвостов у пяти коров? (5)
- Сколько лап у двух гусей? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Назови выходные дни (Cуббота, воскресенье)
- Назови число, следующее за числом 5. (6)
- Сколько тебе лет?
- Сколько сторон у треугольника? (3)
- Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
2 часть.
Воспитатель: Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц.
Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: Здравствуйте. Я попал в капкан, помогите мне освободиться.
Воспитатель: А что мы должны сделать?
Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.
Воспитатель (берет записку): Не волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания.вы готовы? Давайте разомнем пальцы.
Пальчики
уснули
Правая рука зажата в кулак
В кулачок свернулись
Один-2-3-4-5
Разжимаем по одному пальцу
Захотели поиграть
(то же повторяем с левой рукой)
Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
Графический диктант «Ключ»
Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл.вниз,1 кл.вправо, 1 кл. вниз, 1 кл.вправо, 1 кл. вниз, 2 кл.влево, 1 кл.вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл.влево, 3 кл. вверх.
Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались для чего он нам нужен? (Чтобы открыть капкан)
Заяц: Спасибо вам, друзья, вы верно выполняли задание. Капкан открылся и я снова могу прыгать и веселиться. До свидания.
3 часть.
Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок: От чего грустишь зубастый?
Волк: Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи-
Буду благодарен вам!
Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.
Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе
Воспитатель: Посмотрите, сколько зайцев сидят под елкой? (4). Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3). Давайте составим про них задачу.
Воспитатель: О ком задача? Что
говорится о зайцах? (Они сидели под елкой).
Сколько их было сначала? (4). Сколько
прибежало потом? (3). Зайцев меньше или больше
стало? (Больше). Если больше, то что нужно
сделать сложить или вычесть? (Сложить)
А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев
под елкой?). Составим задачу.
Ребенок:Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под елкой?
Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок подбирает нужные карточки с цифрами и знаками, выставляет их на наборном полотне. 4 + 3 = 7)
Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания.
Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем колобку что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.
Физкультминутка
1 ребенок: |
Мы на плечи руки ставим, |
Руки к плечам, |
2 ребенок: |
Чтоб получше нам размяться, |
Наклоны вперед |
3 ребенок: |
Вот еще одно заданье- |
Приседания |
4 ребенок: |
Мы 7 раз в ладоши хлопнем, |
Хлопки, |
5 ребенок: |
Мы попрыгаем немного |
Прыжки на месте |
4 часть.
Воспитатель: Покатился колобок дальше.
Навстречу ему медведь
Да как начал реветь!
Погодите, медведь, не ревите,.
Объясните, чего вы хотите?
Медведь: В лесной школе мне дали задание посчитать предметы и подобрать соответствующую цифру. Я все сделал, но мне поставили двойку. Пожалуйста, научите меня правильно считать.
Дидактическое упражнение «Подбери цифру»
На картине изображены группы предметов разного количества и разного расположения. Дети считают и подбирают соответствующую цифру.
Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял, как правильно надо считать. Мне пора в лесную школу. До свидания.
5 часть.
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. (На фланелеграфе картинка-образец). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.
Дидактическая игра «Танграм»
(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). (Уточняем размер треугольников)
(Группа делится на две подгруппы и выкладывают силуэт лисы на заранее приготовленных столах. Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Колобок:
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый – просто молодец!
Путешествию – конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
Вам в подарок от меня
Вот эта математическая игра.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (младший дошкольный возраст) «Игры с зайчиком»
Программные задачи:
- продолжать учить детей сравнивать множества путем приема приложения, понимать смысл вопроса «Сколько?» и отражать в речи отношение равенства «столько – сколько»;
- закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник);
- закреплять знание детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь);
- продолжать обучать технике наклеивания;
- развивать мышление, внимание, речь;
- воспитывать интерес к занятиям по ФЭМП.
Материалы и оборудование.
- Демонстрационный материал: материал для счета (прием приложения): зайчики, капуста (цветные плоскостные изображения по 4 штуки); изображение пары варежек, геометрические фигуры (круг, треугольник).
- Раздаточный материал: индивидуальные карточки и счетный материал для обучения приему приложения (морковь, зайчики по 4 шт.); на каждого ребенка изображение пары варежек, геометрические фигуры (круг, треугольник) материалы для аппликации (клей, кисть, салфетки).
- Ширма, фланелеграф, корзина, шкатулка, игрушка би – ба – бо (заяц).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть 1.
Воспитатель:
Много в мире сказок
Самых, самых разных
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
И на всей планете
Маленькие дети
Знают эти сказки
Любят слушать их.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Послушайте внимательно и отгадайте про какого сказочного героя эта загадка.
Серый байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай!
Кто это? (Зайчик).
Воспитатель: Молодцы, это действительно зайчик. Сегодня к нам в гости пришел зайка. (На ширме появляется зайчик).
Заяц. Доброе утро, дети. Я очень рад, вас всех видеть.
Воспитатель: Доброе утро, зайчик.
Заяц:
Я люблю когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
Заяц: Дети, вы знаете, части суток? Тогда отгадайте мои загадки, когда это бывает?
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет.
Наши детки просыпаются
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (Утром)Солнышко сияет
Птички летают
Дети все гуляют
Когда это бывает? (Днем)
Хочется спать. Тянет в кровать.
Свет зажигают. Когда это бывает? (Вечером)Звезды на небе зажглись,
Спать медведи улеглись
Заяц спит и ежик
Все вокруг спать должны
Наши дети тоже
Когда это бывает? (Ночью)
Часть 2.
Заяц: Молодцы дети, вы такие умные все загадки отгадали. Теперь я прошу вашей помощи. Я купил на зиму овощи для своих зайчат, узнайте всем ли зайчатам хватит капусты и моркови?
Воспитатель: Дети, давайте поможем зайчику. (Открывает фланелеграф на котором расположены в ряд 4 зайчика). Давайте угостим их капустой и проверим всем ли хватит. Раскладывать капусту надо правой рукой слева направо. Класть ее надо точно под зайчиком вот так. (Воспитатеть раскладывает капусту).
– Сколько зайчиков? (Много)
– Сколько капусты? (Много)
– Поровну ли зайчиков и капусты? (Да)
– А если поровну, то как надо сказать? (Капусты
столько, сколько и зайчиков)
Часть 3.
Воспитатель: Дети, а теперь
давайте угостим зайчиков морковью и проверим
всем ли ее хватит. Для этого присядьте за столы.
Левой рукой мы будем придерживать карточку.
Поднимите вверх левую руку, опустите, и положите
руку на карточку. Правой рукой мы будем брать
морковь и раскладывать ее слева направо под
каждым зайчиком. Поднимите вверх правую руку,
берите морковь и угощайте зайчиков.
– Всем ли зайчикам хватило моркови? (Всем).
– Поровну зайчиков и моркови? (Да).
– А если поровну, то как надо сказать? (Моркови
столько, сколько и зайчиков)
Заяц: Спасибо вам, дети за помощь. Ой, что – то у меня лапки замерзли.
Воспитатель: Давайте поможем согреть лапки нашему зайке. Зайка, поиграй с нами и твои лапки согреются.
Физминутка
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Часть 4.
Заяц: Спасибо за игру, было очень весело и я согрелся. Дети, у меня для вас подарок – волшебная шкатулка. (Воспитатель медленно открывает шкатулку, играет мелодия).
Воспитатель: А лежат в этой шкатулке красивые фигурки. (Воспитатель достает из шкатулки геометрические фигуры: круг и треугольник, закрепляем их название). Ой, еще здесь есть варежки. (Показывает детям изображение варежек)
Воспитатель: Одинаковые варежки? (Нет). Почему? (На одной варежке есть узор, а на другой нет).
Заяц: Так вот почему мои зайчата не хотят носить такие варежки.
Воспитатель: Не волнуйся, зайчик, мы сейчас все исправим. Дети, давайте подберем нужную фигуру и украсим ею варежку. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы варежки понравились зайчатам. Вначале посмотрите, как сделаю это я (закрепляю правильные приемы наклеивания).
(Самостоятельная работа детей аппликация «Украсим варежки для зайчат»)
Часть 5.
(Анализ работ от имени зайца, с привлечением детей)
Воспитатель: Зайчик, думаю, что такие варежки твои зайчата будут носить с удовольствием.
Молодцы вы все ребятки,
Подарили нам подарки,
Отгадали все загадки.
И в игре вы малыши,
Тоже очень хороши.
До свиданья детвора
Расставаться нам пора.
(Дети прощаются с зайчиком)
Итог занятия
Воспитатель: До свидания, зайка. Дети, вам понравилось играть с зайчиком? Думаю, он еще раз придет к нам в гости поиграть с вами.
Литература:
- Б.П. Никитин Ступеньки творчества. – М.,: Просвещение, 1990, – 160 с.
- Т.И. Ерофеева Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992, – 190 с.
- З.А. Михайлова Игровые задачи для дошкольников. – С-Пб.: АКЦИДЕНТ, – 1996, – 125 с.