Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать пограничные состояния, и особое место среди них занял синдром гиперактивности и дефицита внимания, который в России регистрируется с частотой 21% - 28%. [3]
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения». [1]
Выделяют три основных проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Основным проявлением при синдроме гиперактивности является дефицит внимания, что часто приводит к школьной дезадаптации, плохой успеваемости. Это происходит вследствие того, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок, внимание его рассеянное.
Наиболее ярко синдром гиперективности и дефицита внимания проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. [4] В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия лучше строить в виде игры.
Предложенный мной конспект занятия построен на едином игровом сюжете, с использованием упражнений, направленных на развитие внимания, произвольности и самоконтроля.
Конспект занятия «Гуси-лебеди»
Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.
Задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
- развитие видов внимания (слухового и зрительного);
- развитие наблюдательности;
- развитие мышления;
- развитее произвольности;
- развитие самоконтроля;
- расширение словарного запаса.
Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное 9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках, отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк «перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).
Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»
Ход занятия
Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:
«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)
Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)
Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.
Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.
1. Упражнение «Лепим».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Дети выполняют следующие упражнения.
- «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
- «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
- «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
- «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
- «Лепят носик» - проводят кончиками пальцев по носу.
- «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
- «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
- «Лепят ручки» - поглаживают руки.
- «Лепят ножки» - поглаживают ноги.
Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)
И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.
2. Упражнение «Будь внимателен»
Цель: развитие концентрации внимания.
Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:
- 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
- 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
- 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;
- 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;
Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь.
Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?
3. Упражнение «Собери картинку»
Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.
Дети смотрят на изображение яблони.
Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.
Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.
Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.
4. Упражнение «Дорожка»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).
Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.
5. Упражнение «Чья тень?»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.
Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.
6. Упражнение «Перепутанные линии»
Цель: концентрация зрительного внимания.
Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика.
Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.
7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.
Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.
Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» - вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-лебеди совсем близко. Начали.
Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.
Литература
- Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Михайличенко Н. В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии № 3-2001, стр. 46-49.
- Младший школьник: развитие познавательных способностей / под редакцией Дубровиной И. В., М.: Просвещение, 2007.
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, М.:Речь, 2005.