Цель: уточнение знаний о жизни птиц
зимой.
Задачи:
- обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой,
- развивать познавательную и творческую активность детей,
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.
Оборудование: учебник, рабочая
тетрадь, рисунки птиц,
презентация,
кормушки.
Тип урока: обобщение знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Прочитайте слоги и составьте слова. (Приложение 1. Слайд 2)
|
|
|
|
II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация
– Каких птиц вы видите зимой? Можно ли
увидеть ласточек, лебедей? Почему?
– Какие птицы остаются зимовать? Почему? (Приложение 1. Слайд 3)
III. Сообщение темы
– О чём будем говорить на уроке? (Приложение 1. Слайд 4)
IV. Обобщение и систематизация знаний
– Отгадайте загадки о птицах и рассказажите о них самое интересное . (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют)
1) Спинкою зеленовата,
животиком желтовата
Чёрненькая шапочка
B полоска шарфика. (Синица)
Меня можно увидеть не только в лесу, но и в
городских парках. Я маленькая, как воробышек. У
меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная
спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в
старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели,
сосны и других растений. Я очень подвижная птица,
могу висеть на ветке вниз головой потому, что у
меня длинные и острые когти.
– Какие виды синиц у нас обитают? (Приложение 1. Слайд 5)
2) На ветвях, украшенных снежной
бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)
(Приложение 1. Слайд 6)
Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».
– Объясните название птицы. А ещё
снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ».
– Знаете ли вы, почему?
– Прочитаем текст «Песни снегирей и
синичек» на с. 99 в учебнике.
3) Он щебечет «Чик-чирик!»
Ищет
зёрнышки и крошки.
Серый, ростом невелик.
Зимовать
не улетает,
Скачет, скачет по дорожке,
Под
карнизом обитает. (Воробей) (Приложение
1. Слайд 7)
Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно, прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Мы, воробьи, любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.
– Как греются воробьи в сильный мороз?
4) За день всюду пролетит,
Стрекотунья, белобока,
Всё, что знает, растрещит.
Наша сплетница… (Сорока)
(Приложение 1. Слайд 8)
– Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.
5) Окраской сероватая,
Крикунья
хрипловатая
Повадкой вороватая,
Известная
персона. Кто она? (Ворона) (Приложение
1. Слайд 9)
– Голова, горло и крылья у неё чёрные, а
остальное тело – серое. Клюв крепкий, большой, и
ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими
шагами.
– А какие птицы остаются зимой в лесу?
6) Сколько пользы этот нос
Ну, а чтоб
жилось тепло,
Нашим яблоням принёс!
Мастерит
себе дупло.
Эта птица – молодчина:
Много
времени потратил
Выбирает всех
личинок.
На своё жилище … (Дятел) (Приложение
1. Слайд 10)
Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.
– У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев, пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев.
– Скажи, дятел, за что тебе дали прозвище «Тук Тукич?»
7) Кто там прыгает, шуршит,
Голоском
речистым, чистым –
Клювом шишки потрошит?
«Кле! Кле! Кле!»
– поёт со свистом. (Клёст)
(Приложение 1. Слайд 11)
Нас, клестов, называют «северными
попугайчиками». Такое прозвище нам дали за то,
что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по
деревьям. Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и
нижняя части изогнуты в разные стороны. Мы
срываем спелые шишки и клювом достаём из неё
семена. Если шишка падает на снег, мы не
спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие шишки
едят другие лесные звери.
– Скажи, пожалуйста, клёст, зачем тебе
такой необычный клюв?
– Каких ещё птиц можно встретить зимой
в лесу?
– Можно встретить сойку, свиристель и поползня. (Приложение 1. Слайд 12)
V. Физминутка
Скачет шустрая синица. Вот присела на минутку,
Ей на месте не сидится. Почесала клювом грудку
Прыг-скок, прыг-скок, И с дорожки на плетень
Завертелась, как волчок. Тири-тень, тири-тень.
VI. Творческое применение знаний
1) Работа в тетради: с.37. (Отметь птиц, которые
зимуют в средней полосе России.)
2) Викторина «Мир птиц». (Слайд 13)
– Могут ли синицы зимой приносить пользу? (Зимой
синицы разыскивают в щёлочках и скважинах коры
спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и
поедают их в больших количествах.)
– Кого называют «тихопевами»? Почему? (Снегирей)
– В какое время года птицы строят гнёзда и
выводят птенцов?
– А какая птица выводит птенцов в любое время
года, даже среди зимы? (Клесты –
единственные птицы, которые зимой выводят
птенцов, даже при 28 градусах мороза. Они
выкармливают птенцов жирной кашей из сосновых и
еловых шишек, поэтому птенцы не мёрзнут.)
– Узнай птиц по голосу (Воробей, дятел,
синица.) (Приложение 1.
Слайды 14-17)
Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы»
– Назову перелётную птицу, вытянуть руки в
стороны и махать, как крыльями.
– Назову зимующую птицу, нужно присесть и
опустить руки вниз.
VII. Контроль усвоения знаний путём воспроизведения информации
1) Столовая для птиц.
– Почему зимой многие звери и птицы покидают
лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче
найти пищу.)
– Что зимой для птиц страшнее голод или холод?
Почему?
– Как люди помогают птицам? (Приложение
1. Слайд 18)
Ученик:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку – в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Ученик:
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
– Поможем, их надо кормить, и тогда им
будет легко пережить холода!
– Какие кормушки вы смастерили для птиц?
Ученик.
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
Ученик:
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири!
Ученик:
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв!
Ученик:
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок!
2) Корм для птиц.
– Каким кормом питаются птицы?
- Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
- Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней.
- Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
– В августе-сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
- Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.
3) Игра «Для кого угощение?» (Приложение 1. Слайды 19-23)
Рябина (снегири); сало (синицы); хлебные крошки (воробьи); шишки (дятел, клёст, сойка); семена подсолнечника (все птицы).
VIII. Рефлексия
– Что узнали о жизни птиц зимой? Как каждый из нас может помочь пернатым?
Послушайте стихотворение и выделите главные слова. (Приложение 1. Слайд 24)
С утра и до позднего вечера, Порадуют снова пернатые
Освоив полянки страниц, Руладами сердце и слух,
Хозяйствует в книжке доверчиво И крепче подружат с юннатами
Раздольная музыка птиц. Речушка, и роща, и луг.
А может быть с этого времени От неба до мира подводного
Наступит иная пора – Давайте ж, как Родины речь,
И станет для птичьего племени Умом и душой благородною
Милее ещё детвора?!Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
– А теперь прочитайте первые буквы строк этого
стихотворения и фразу, которая
получилась.СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ. (Приложение 1. Слайд 25)
– Птицы – это часть нашей природы, и мы должны
охранять их, быть друзьями.