Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой" по программе "Начальная школа XXI века". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: уточнение знаний о жизни птиц зимой.
Задачи:

  • обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой,
  • развивать познавательную и творческую активность детей,
  • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация,                    кормушки.
Тип урока: обобщение знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Прочитайте слоги и составьте слова. (Приложение 1. Слайд 2)

ПТИ
ЗИ
ЦЫ
МОЙ

II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация

– Каких птиц вы видите зимой?  Можно ли увидеть ласточек, лебедей? Почему?
– Какие птицы остаются зимовать? Почему?  (Приложение 1. Слайд 3)

III. Сообщение темы

– О чём будем говорить на уроке?   (Приложение 1. Слайд 4)

IV. Обобщение и систематизация знаний

– Отгадайте загадки о птицах и рассказажите о них самое интересное . (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют)

1) Спинкою зеленовата,
животиком желтовата
Чёрненькая шапочка
B полоска шарфика.  (Синица)

Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.
– Какие виды синиц у нас обитают?   (Приложение 1. Слайд 5)

2) На ветвях, украшенных  снежной бахромой,
Яблоки румяные  выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.  (Снегири) (Приложение 1. Слайд 6)

Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».

Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ».
Знаете ли вы, почему?
Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 99  в учебнике.

3) Он щебечет «Чик-чирик!»              Ищет зёрнышки и крошки.
Серый, ростом невелик.                     Зимовать не улетает,
Скачет, скачет по дорожке,                Под карнизом обитает. (Воробей) (Приложение 1. Слайд 7)

Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно,  прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Мы, воробьи, любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов  кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.

Как греются воробьи в сильный мороз?

4) За день всюду пролетит,        Стрекотунья, белобока,
Всё, что знает, растрещит.         Наша сплетница… (Сорока)  (Приложение 1. Слайд 8)

Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.

5) Окраской сероватая,             Крикунья хрипловатая
Повадкой вороватая,                Известная персона.  Кто она?  (Ворона) (Приложение 1. Слайд 9)

– Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими шагами.
– А  какие птицы остаются  зимой в лесу?

6) Сколько пользы этот нос              Ну, а чтоб жилось тепло,
Нашим яблоням принёс!                   Мастерит себе дупло.
Эта птица – молодчина:                    Много времени потратил
Выбирает всех личинок.                   На своё жилище …  (Дятел) (Приложение 1. Слайд 10)

Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.

– У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев, пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев.

 – Скажи, дятел, за что тебе дали прозвище «Тук Тукич?»

7) Кто там прыгает, шуршит,            Голоском речистым, чистым –
Клювом шишки потрошит?          «Кле! Кле! Кле!» –  поёт со свистом. (Клёст)

(Приложение 1. Слайд 11)

Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям. Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие шишки едят другие лесные звери.
Скажи, пожалуйста, клёст, зачем тебе такой необычный клюв?
Каких ещё птиц можно встретить зимой в лесу?
– Можно встретить сойку, свиристель и поползня. (Приложение 1. Слайд 12)

V. Физминутка

Скачет шустрая синица.                      Вот присела на минутку,
Ей на месте не сидится.                      Почесала клювом грудку
Прыг-скок, прыг-скок,                        И с дорожки на плетень
Завертелась, как волчок.                     Тири-тень, тири-тень.

VI. Творческое применение знаний

1) Работа в тетради: с.37. (Отметь птиц, которые зимуют в средней полосе России.)
2) Викторина «Мир птиц».   (Слайд 13)

– Могут ли синицы зимой приносить пользу? (Зимой синицы разыскивают в щёлочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и поедают их в больших количествах.)
– Кого называют «тихопевами»? Почему?  (Снегирей)
– В какое время года птицы строят гнёзда и выводят птенцов?
– А какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы?   (Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. Они выкармливают птенцов жирной кашей из сосновых и еловых шишек, поэтому птенцы не мёрзнут.)
– Узнай  птиц по голосу  (Воробей, дятел, синица.) (Приложение 1. Слайды 14-17)

Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы»

– Назову перелётную птицу, вытянуть руки в стороны и махать, как  крыльями.
– Назову зимующую птицу, нужно присесть и опустить руки вниз.

VII. Контроль усвоения знаний путём воспроизведения информации

1) Столовая для птиц.

– Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
– Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему?
– Как люди помогают птицам? (Приложение 1. Слайд 18)

Ученик:

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку – в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.

Ученик:

Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?

– Поможем, их надо кормить,  и тогда  им будет легко пережить холода!
– Какие кормушки вы смастерили для птиц?

Ученик. 

Мы кормушки смастерили, 
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!

Ученик:

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири!

Ученик:

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв!

Ученик:

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок!

2) Корм для птиц.

– Каким кормом питаются птицы?

  • Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
  • Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней.
  • Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
  • Семена репейника – основной корм щеглов.

– В августе-сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.

  • Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
  • Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
  • Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

3) Игра «Для кого угощение?»  (Приложение 1. Слайды 19-23)

Рябина (снегири);  сало (синицы); хлебные крошки  (воробьи); шишки (дятел, клёст, сойка); семена подсолнечника   (все птицы).

VIII.  Рефлексия

– Что узнали о жизни птиц зимой?  Как каждый из нас может помочь пернатым?

Послушайте стихотворение и выделите главные слова.  (Приложение 1. Слайд 24)

С утра и до позднего вечера,                            Порадуют снова пернатые
Освоив полянки страниц,                                  Руладами сердце и слух,
Хозяйствует в книжке доверчиво                   И крепче подружат с юннатами
Раздольная музыка птиц.                                 Речушка, и роща, и луг.
А может быть с этого времени                     От неба до мира подводного
Наступит иная пора –                                      Давайте ж, как Родины речь,
И станет для птичьего племени                     Умом и душой благородною
Милее ещё детвора?!

Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

– А теперь прочитайте первые буквы строк этого стихотворения и  фразу, которая получилась.СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ.   (Приложение 1. Слайд 25)
– Птицы – это  часть нашей природы, и мы должны  охранять их, быть друзьями.