Конспект фронтального занятия по подготовке руки к письму в подготовительной логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из проблем, с которой сталкивается современная школа – рост количества детей не готовых к школьному обучению. Это приводит к трудностям в обучении ребенка, а иногда к неуспеваемости. Одна из причин неготовности ребенка к школе – недоразвитие пальцев ручной умелости. Дети не умеют держать карандаш, ручку, не умеют рисовать, раскрашивать, штриховать, соединять точки.

Наиболее актуальна данная проблема для детей с нарушением речи, которые нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно четко координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

Задача по развитию мелкой моторики реализуется мною в условиях специально организованного обучения, в том числе и на занятиях по подготовке руки к письму, где дети выполняют разные задания (прописывание элементов, обводка и штриховка трафаретов, разные виды самомассажа, выкладывание изображений из палочек и геометрических фигур и мн. др.)

Кроме того в своей работе большое внимание уделяю формированию технических навыков: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений рук при письме, соблюдение гигиенических правил письма.

Чтобы задания приносили детям радость, не допускаю скуки и переутомления. Занятия проходят в игровой форме, с использованием яркой наглядности, что побуждает детей к активной мыслительной деятельности.

Предлагаемое мною фронтальное занятие по подготовке руки к письму «В гости к Смешарикам» рекомендую проводить как в общеобразовательных группах, так и в логопедических. Отдельные элементы можно использовать в индивидуальной работе с дошкольниками.

Программные задачи:

  • Совершенствовать графические навыки при письме;
  • Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги,
  • Совершенствовать навыки обведения по контуру, штриховки в соответствии с образцом (диагональ, вертикаль, клубочки).
  • Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие.
  • Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы:

  • Раздаточный материал (на каждого ребенка): тетради, набор карандашей, набор счетных палочек, изображение совы;
  • Схема-изображение Смешарика (для зрительного диктанта);
  • Игрушки Смешарики;
  • Куб с картинками;
  • Массажные шарики.

Ход занятия

1 часть.

Воспитатель: Дети к нам на занятие пришли гости, а кто это, вы попробуйте отгадать.

Смешные персонажи
В гости к нам пришли.
Похожие на шарик,
Подарки принесли.
С вами с удовольствием
Желают поиграть
Разные задания мы будем выполнять.
Сюрпризов будет много
А вот один, он тут.
Волшебный будет кубик
Указывать нам путь.
Кто же это? (Смешарики)

Воспитатель: Они пришли с нами поиграть. У вас на столах лежат волшебные кубики. На каждой грани фотография главных героев. Возьмите в руки волшебный кубик и посмотрите, кто приглашает нас поиграть. (Дети берут куб, находят цифру 1 и фотографию Нюши, проговаривают слова):

Волшебный кубик повернем
И цифру нужную найдем.
И сразу можешь ты узнать,
Кто будет следующим играть.

2 часть

Воспитатель: Первой с нами хочет поиграть Нюша. Она очень любит нежиться на солнышке. И дарит нам вот эти маленькие солнышки. Давайте поиграем с ними. Проводится пальчиковая игра с массажными шариками. Самомассаж «Солнышко».

Побежало солнышко
Золотой дорожкой
И попало солнышко
Прямо к вам в окошко.
Вместе мы отправились
С солнцем в детский сад
Приласкало солнышко сразу всех ребят.
Шла у нас до вечера дружная игра
Но сказало солнышко:
– Мне домой пора.
Завтра утром рано
Вас будить приду,
Снова будем бегать
И гулять в саду.

Воспитатель: Нюше очень понравилась наша игра, она научит своих друзей играть с шариками.

3 часть.

Воспитатель: Кто же еще пришел к нам в гости? (Дети поворачивают куб, находят из 2 части и проговаривают слова): (На картинке нарисован Лосяш).

Воспитатель: Лосяш принес свой портрет и хочет, чтобы вы выложили его изображение из палочек.

Зрительный диктант «Выложи из палочек».

4 часть.

Воспитатель: Лосяш очень рад, что вы справились с этим заданием. И приглашает поиграть с ним того, на кого укажет волшебный кубик (Дети поворачивают куб, проговаривают слова, находят цифру 3 и картинку с изображение Бараша). У Бараша есть друг, а кто это, мы сейчас узнаем. Слушайте меня внимательно. У вас в тетради есть исходная точка, от нее мы и начнем работу. Возьмем карандаш, приготовились, начали.

(Слуховой диктант «Заяц»)

5 часть.

Воспитатель: Кто же дружит с Барашем? – это заяц Крош. Друзья Смешарики заботятся друг о друге и помогаю в трудную минуту. Сегодня они решили помочь Совунье. У вас на столах лежат трафареты с изображение Совуньи, которые вы должны обвести в тетради и заштриховывать в соответствии с образом.

Обводка и штриховка трафарета.

Воспитатель: Молодцы, друзья Смешарики очень рады, что вы помогли им. А следующим хочет с нами познакомится как вы думаете, кто? Волшебный кубик опять нам поможет.(Дети находят цифру 4 и картинку с изображением Медведя – Копатыча.). Копатыч хотя и неуклюжий, но очень любит двигаться. Он предлагает нам поиграть.

Физкультминутка.

Шел медведь, косматый мех, (Дети идут по кругу, как медведи)
Нес в мешке, веселый смех. (Показывают тяжелый мешок за спиной)
Зацепил мешком за сук (Резко останавливаются)
Смех и высыпался вдруг. (Разводят руками в стороны)
Раскатились по тропинки 33 смешинки, (Делают руками повороты)
А за ними из смешка - 33 смешка..(Топают ногами)
Копатычу было весело с нами. А вам понравилось? (Да)

Воспитатель: А сейчас мы вернемся за столы, повернем волшебный кубик и узнаем, кто следующим с нами будет играть (Цифра пять)

6 часть.

Воспитатель: Пин очень любит пальчиковые игры и предлагает нам разогреть наши руки. Приготовились, начали.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Пингвины»).

Жили-были три пингвина. (Хлопки в ладоши)
Пик, Пак, Пок. (удары по столу)
Хорошо и дружно жили. (Ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Как – то утром на рыбалку. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Зашагали в перевалку. (Ладошки «шагают» – «шлепают» по столу)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Наловили много рыбы. (Вращение кистей рук к себе)
И еще поймать могли бы. (Вращение кистей рук от себя)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Съели дружно все до крошки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Кроме маленькой рыбешки. (Хлопки)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Дружно бросились в драку. (Удары кулачками друг о друга.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Учинив большую свалку. (Удары кулачками о стол)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Чтобы жить все время дружно .(Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, Пак, Пок. (Удары по столу)
Уступать друг другу нужно. (Ладошка «моет» ладошку.)
Пик, Пак, Пок. (Хлопки)

7 часть

Воспитатель: Пальцы мы разогрели и подготовили к письму. Задание в тетради нам приготовил, как вы думаете, кто? Как нам узнать? Повернуть кубик? (Дети поворачивают куб, находят цифру 6 и картинку с изображением ежа). Еж очень любит яблоки и грибы и хочет угостить ими своих друзей. Нам нужно нарисовать их в тетради. Но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе с тетрадью.

Дети:

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.

(Дети выполняют работу в тетради.)

(По окончании работы дети убирают на место тетрадь и ручку)

Воспитатель: Все справились с работой? Молодцы, теперь еж сможет устроить праздник с угощением.

8 часть. Итог занятия.

Воспитатель: Дети, герои-cмешарики очень рады, что пришли к нам в гости, они поиграли, научились многому, узнали, что дети тоже умеют дружить и помогать друг другу. Но они хотят узнать, чье задание было самым сложным, с чем вы справились быстрее всего. Во что бы хотели поиграть еще раз? Смешарики останутся у нас в группе и мы еще не один раз с ними поиграем. А на прощанье они дарят нам волшебные кубики .

Литература:

  1. Бабаева Т.И. «У школьного порога». М.: Просвещение, 1993.
  2. Гажакова Н.В., Тупина Е.Г. «Развиваем мелкую моторику рук». С-Пб.: 2000.
  3. Полякова М.А. «Как научить ребенка читать и писать». М.: 2008.