Цели уроков:
Учебные:
- Повторить законы перспективного рисунка.
- Познакомить ребят с бытом русского народа (историческая справка)
- Сделать эскизы и макеты интерьера крестьянской избы (среднего достатка).
- Формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта, практические навыки работы с пластилином, умение работать в коллективе.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине, к её прошлому и народной культуре.
Развивающие:
- Формировать правильное выполнение перспективного рисунка, совершенствовать художественные способности.
- Развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование: книги по архитектуре и истории России, открытки, иллюстрации к русским сказкам и загадкам, репродукции картин русских художников, раздаточный материал, загадки, частушки, ножницы, клей, таблица «Интерьер русской избы», картон, пластилин, компьютер, диск «Русские народные песни».
План урока 1
- Постановка цели. (1 мин.)
- Посещение школьного музея «Самородки». (10 мин.)
- Беседа о русском деревянном зодчестве и интерьере русской избы. (8 мин.)
- Знакомство с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой и жизненно важными центрами, предметами быта и труда. (7 мин.)
- Постановка художественной задачи. (1 мин.)
- Практическая работа «Вы входите в новый дом». (10 мин.)
- Подведение итогов. (2 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
План урока 2
- Организационный момент, проверка домашнего задания, формирование групп. (3 мин.)
- Постановка художественной задачи по лепке макета интерьера русской избы. (2 мин.)
- Работа в группах над выбранной композицией. (30 мин.)
- Защита коллективных работ, подведение итогов. (5 мин.)
Ход уроков
П о с е щ е н и е ш к о л ь н о г о м у з е я (приложение 1).
У ч и т е л ь . Ребята, давайте познакомимся с традиционным русским жилищем – избой. На Руси наиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Его архитектура, постоянно обновлявшаяся, рождала все строительные и композиционные приемы деревянного зодчества. В.И.Маковецкий по этому поводу писал: «Здесь формировались и основные принципы построения архитектурных форм. Здесь складывались прочные основы плотничного искусства, позволяющие народным мастерам свободно и смело воплощать свои строительные замыслы».
Наиболее распространенным типом жилища являлась односрубная четырехстенная изба с сенями. Она устанавливалась на высоком подклете, использовавшемся для хозяйственных нужд, чтобы изолировать ее от сырой почвы и наметаемых зимой снежных сугробов. Жилая клеть и сени рубились из сосновых бревен, в пазы которых закладывался мох. С внутренней стороны бревна гладко затесывались. Потолком служил бревенчатый настил, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол устраивался из пластин, пригнанных друг к другу. Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство! Но сруб станет домом только тогда, когда его согреет тепло очага. Поэтому главной частью любого дома была комната с печью – «изба» («истопка» - «истьба» - «изба»).
Русская пословица гласит: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Недаром на Руси печь называли ласково: «Матушка!». Она и поила, и кормила, и согревала, и лечила. Русская печь благодаря своей многофункциональности была основной частью каждого жилого дома. Высокая ее теплоемкость обеспечивала равномерный обогрев избы в течение суток, позволяла долго поддерживать в горячем состоянии пищу и воду, сушить и обогревать одежду, а зимой спать на полатях около печи. С печью связано немало преданий и обычаев. Считалось, что за печью живет домовой. А во время сватовства за печкой прятали невесту. Упоминание о печи часто встречается в русских народных сказках.
Планировку избы определяло расположение печи. Ее ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Здесь она готовила пищу. У печи стояли: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело, ручная мельница, ступа с пестом, коромысло и другие предметы быта.
Ребята, внимательно рассмотрите экспонаты, находящиеся в музее, и попробуйте их назвать (дети отвечают на вопросы учителя).
Рядом с печью висел рукомойник, под которым стояла деревянная лохань для грязной воды. На стене висело вышитое полотенце. На надлавочницах вдоль стен располагалась деревянная и глиняная посуда: горшки, крынки, утицы, чашки, миски, ложки. Их долгими зимними вечерами делал хозяин. Также он плел из лыка корзины, лукошки, короба. Для работы у него был свой угол напротив печи.
Почетное место в избе занимал «красный угол» - самое освещенное место, находившееся по диагонали от печки. Здесь на специальной полке стояли иконы, перед ними горела лампада. Гость, входивший в избу, находил глазами красный угол, снимал головной убор, трижды крестился и низко кланялся образам, а после этого здоровался с хозяевами.
В красный угол сажали почетных гостей, а во время свадьбы – жениха и невесту. Главный предмет мебели – обеденный стол – стоял в красном углу. В обычные дни во главе стола сидел глава семьи. В определенное обеденное время за столом собиралась вся семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки и скамьи. На них сидели и спали. Ребята, а знаете, чем отличались лавки от скамьи? (дети отвечают).
Действительно, лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обивали для прочности
железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Для девочек с малых лет в отдельном сундуке собирали приданое. Чтобы собрать приданое к свадьбе, девочки с шести - семи лет начинали прясть. Поэтому в каждой избе было много прялок. Многие поэты и писатели воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, доброту и терпение.
У ч и т е л ь. А теперь вернемся в класс и еще немного поговорим о русском деревянном зодчестве.
Главное при строительстве жилища – единство пользы и красоты. Это учитывалось и при строительстве избы и амбара, и при изготовлении прялки и лавки, вышитого полотенца или глиняной посуды. Недаром в порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, которое заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами – заказчиками какого-либо села), нередко указывалось: «… а строить высотою, как мера и красота скажет». Пример – музей-заповедник в Кижах (приложение 2) на Онежском озере в Карелии (храмы и крестьянские дома).
Наиболее развитые типы русских крестьянских домов создавались на Русском Севере, т.к. крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, имели экономически крепкие хозяйства и располагали достаточным количеством лесоматериалов. Всё это также способствовало развитию народного творчества.
В Иркутской области тоже есть музеи деревянного зодчества: в Тальцах и Братске (приложение 3).
В нашем районе в г. Бодайбо много лет работает музей, где собраны материалы о жизни простых людей на берегах золотой Лены. Много лет отдал этой работе Верещагин Владимир Федорович – краевед, создатель краеведческого музея. Сегодня музей по праву носит имя своего основателя (приложение 4).
Ребята, если у вас будет возможность, обязательно посетите наш музей.
П о с т а н о в к а з а д а ч и .
У ч и т е л ь . А теперь давайте посмотрим иллюстрации, которые вы принесли (это было домашним заданием к уроку) – приложение 5.
Многие русские художники изображали на своих полотнах убранство крестьянской избы.
Чтобы ученики хорошо могли рассмотреть иллюстрации и репродукции картин, я вывожу их на большой экран при помощи компьютера.
У ч и т е л ь . Обратите внимание на то, как на этих картинах тщательно прорисована печь – матушка (приложение 6).
А на этих полотнах изображен красный угол избы (приложение 7).
Эти картины (приложение 8) рассказывают нам о быте крестьян.
А теперь давайте повторим и запишем основные термины (приложение 9):
- Матица – основная несущая балка деревянного перекрытия.
- Изба – отапливаемый жилой бревенчатый дом.
- Волоковые окна – вырубались в смежных брёвнах на полбревна вверх и вниз.
- Косящатые (от слова «косяк») окна («красные») – основные, обрамлялись косяками с 3-х сторон (с XVII в. – оконные коробки и наличники).
- Повалуша («повальный – общий») – общее помещение для всей семьи, а также для приёма гостей.
- Опечек – деревянный помост, на который ставилась глинобитная печь.
- Голбец - дощатый короб, скрывающий лестницу в подклет (для хозяйственных нужд и чтобы изолировать избу от сырой почвы и наметаемых зимой снежных сугробов).
- Красный угол – противоположный от печи и наиболее освещённый угол (божница и обеденный стол).
Ребята, отгадайте русские народные загадки:
- Стоит бычище – проклёваны бочища (Изба).
- Дедушка старый – весь белый; лето придёт – не глядят на него. Зима настанет – обнимают его (Печь).
- Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват (Печка, огонь, дым, кочерга).
- В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (Стол).
- Медный бес на стол залез (Самовар).
- Два братца хотят подраться, да друг друга достать не могут (Вёдра на коромысле).
- Щука в воде, а хвост – наружу (Ковш).
Молодцы! Вы, наверное, догадались, что все загадки были о предметах крестьянской избы? Не забудьте об этих вещах, когда будете выполнять самостоятельную работу.
А сейчас мы будем работать в группах. Задание называется «Вы входите в новый дом». На эскизе крестьянской избы нужно расставить печь, лавки, надлавочницы, стол, божницу, стол-шкаф и т. д. Для этого необходимо на подготовленный лист А3 приклеить предметы быта (это задание я готовлю заранее на 5 – 6 групп сама). Ребята выполняют задание.
Посмотрим, что у вас получилось! (приложение 10)
У ч и т е л ь . Ребята, используя знания, которые вы получили сегодня, придумайте свою композицию интерьера крестьянской избы. Это будет вашим домашним заданием. На следующем уроке по вашим эскизам мы будем создавать макеты внутренней обстановки русской избы, используя пластилин.
Р а б о т а н а д в ы б р а н н о й к о м п о з и ц и е й .
На втором уроке учащиеся демонстрируют эскизы интерьеров избы (приложение 11). После внимательного изучения материала выбираем 3 – 4 эскиза. Класс по желанию делится на группы по 3 – 4 человека.
У ч и т е л ь . Ребята, сейчас вы будете выполнять коллективную работу – лепить из пластилина макеты внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда. Постарайтесь в своих работах применить все знания о русском народном творчестве. (Напоминаю детям об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символике (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет), жизненно важных центрах (печное пространство, красный угол), круге предметов быта, труда, о единстве пользы и красоты).
Желаю успеха!
Каждый учащийся в группе выполняет индивидуальное задание. Затем выполненные предметы дети выставляют или приклеивают в заранее подготовленной для макета коробке (приложение 12). При сборке важно учитывать угол зрения, композиция должна хорошо смотреться с разных сторон.
Учитывая, что работа требует от ребят большой усидчивости, концентрации внимания, напряжения мышц рук, на уроках каждые 20 минут провожу физминутки (можно танцевать под русские народные песни).
П о д в е д е н и е и т о г о в у р о к а .
В конце урока каждая группа защищает свою работу. Дети рассказывают, кто живет в их избе. Можно придумать «свою» сказку. А самое главное то, что оценки друг другу будут выставлять сами дети (приложение 13).
Вопросы по теме урока для обсуждения с учащимися:
- Почему русский народ «очеловечивал» свое жилище? Какие элементы избы это доказывают? (Чело, причелина, полотенце, наличники и др.)
- Почему главное место в избе занимала печь?
- Дайте определение слову «утварь». Перечислите утварь крестьянского дома.
- Какую часть избы называют красным углом? Что находится в красном углу?
- Как вы понимаете русскую пословицу «Хозяйкой дом стоит»?
У ч и т е л ь . Какие замечательные работы у вас получились! Такие макеты можно поставить для экспозиции в школьном музее.
Ребята, мне было интересно с вами работать. Спасибо!
Литература:
- Вульф Р., Грег А., Основы рисования. Мн.: ООО «Попурри», 2001.
- Городу на Витиме – 100 лет. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2003.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1986
- Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.- сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Изобразительное искусство и художественный труд. 5 – 8 классы. Книга для учителя /сост. Фомина Н.Н. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995.
- Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Быт, хозяйство, семья: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель», 2003
- Коринфский Аполлон. Народная Русь. М.: Белый город, 2008.
- Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
- Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры, 1984.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы». М.: Просвещение, 2008.
- Путешествие по Сибири. - Фотопутеводитель. М.: Изд. «Планета», 1981.
- Сокровища России. – Энциклопедия. М.: «Росмэн», 2004.