Цели:
- коррекционная: развитие и уточнение пространственных, временных и сезонных представлений;
- грамматическая: правописание прилагательных, существительных во множественном числе;
- лексическая: обогащение лексического запаса учащихся по темам « Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Зима», « Зимние виды спорта» (Приложение).
- учебная: учить детей составлять предложения с опорой на картинки, высказывать собственные суждения.
- развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся, воображение и слуховую память.
- воспитательная: воспитание здорового образа жизни с введением в полиязыковое пространство и полиязыковую культуру, привитие положительных чувств к сезонам года, культуры речи.
Оборудование: зеркала, набор звучащих игрушек, музыкальных, ТСО -диск, релакс. лампа.
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа, приветствие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу – в зимнюю сказку.
А для того, чтобы пройти по зимнему лесу и выдержать все испытания зимней погоды, нужно быть в хорошем настроении, вы согласны, ребята?
Азбука добрых слов.
Давайте улыбнемся друг другу, скажем добрые слова.
Сегодня чудесное утро, Никита, ты такой ....умный, хороший, я тебе желаю....
Замечательно, все готовы, у всех хорошее настроение. Ребята, к нам в гости приехал английский герой Мистер Тан, он хочет тоже отправиться с нами в зимний лес. Возьмем его с собой?
(Мистер Тан здоровается с детьми, показывая свой язычок).
Good morning! Nice to meet you!
Ребята, давайте ответим Мистеру Тану тоже по – английский
Good morning! Nice to meet you, too!
Ребята, Мистер Тан сказал мне: по секрету, что хочет научиться разговаривать не только на русском языке, но и на казахском языке, научим его? (дети с радостью соглашаются и здороваются с английским сказочным героем на казахском языке).
Сәлеметсіз бе!
3. Артикуляционная гимнастика.
Ребята, у нас во рту тоже живет Мистер Тан, это наш язычок.
(Дети рассматривают свой язычок перед индивидуальным зеркалом).
Давайте пригласим нашего героя в зимний лес, прокатим его на лошадках, покатаем на качелях.
(Дети выполняют упражнения).
«Лошадки» - пощелкивание языком по бугоркам над верхними зубами.
«Качели» - покачивание языком из стороны в сторону, вверх к носу, вниз к подбородку.
Но время идет быстро. Нам необходимо в зимнем лесу увидеть ещё очень многое.
(Дети выполняют упражнение часики).
«Часики» - круговые движения языком.
Домой мы будет возвращаться на снегоходе. Заводим снегоход. д.д.д.д.др.др
«Моторчик»- вибрация языка.
(Дети выполняют это упражнение).
4. Фонетическая зарядка.
Ребята, посмотрите вон на дереве сидит красавица – белка.
Давайте прочтем ей стихотворение.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела, белой даже не была.
5. Синестезия
«Тихий – громкий»
Ребята, в лесу всегда можно услышать много звуков, каких? Дети называют звуки природы.
А на что похож этот звук?
(Логопед изображает при помощи звучащих игрушек звуки природы. Дети должны определить звук....какой он.... тихий, громкий, короткий, длинный, глухой, звонкий, кратковременный, протяжный, похожий на пение соловья, плач, смех...
6. Релаксация.
Танец музыкальной лягушки.
(о чем она спела нам песню, как ты думаешь, почему?)
А теперь лягушка приглашает вас в аквапарк.
(Играет медленная музыка, дети представляют себя в различных местах отдыха, на релаксационной лампе медленно проплывают рыбки,
Что тебе приснилось? Какую картину ты представил? Что ты почувствовал? Какое у тебя настроение?
7. Зимний лес
(Прочесть медленным темпом текст детям).
Лес стоит в таинственной тишине. Деревья протягивают свои ветви, как будто просят пощады. Земля под ними бела от снега. На ветвях голых деревьев тоже лежит снег. На зеленых елях – снежные шапки. От всего увиденного мне становится и грустно, и радостно. Грустно потому, что лес опустел, и радостно, потому, что наступила зима.
Ребята, а у вас какое настроение вызывает зима?
Вы любите зиму? Почему? Какие зимние виды спорта вы знаете?
(Дети называют зимние виды спорта).
Затем логопед вводит в лексику детей новые слова – виды спорта, рассказывает о них: керлинг, фристайл, биатлон и другие, показывая красочные картинки.
Ребята, а можно эти виды спорта назвать видами отдыха спортивного типа, развлекательного, коллективного, почему? Где, в каких учреждениях можно заниматься этими видами спорта?
* Подсказка
- Дом отдыха спортивного типа
- Спортивный лагерь
- Лагерь альпинистов и другое.
8. Пальчиковая гимнастика.
Ребята давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков, наших братцев, которые нам всегда и во всём помогают.
* Скрестить пальчики, поочередно расставить, каждый пальчик здороваются друг с другом, затем сгибаются и разгибаются поочередно, все сопровождается стихотворением:
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать
Этот пальчик прикорнул
Этот пальчик уж уснул
Тише пальчик не шуми братцев ты не разбуди.
Встали пальчики – ура!
В школу нам идти пора!
Далее выполняем упражнение кулак – ребро – ладонь в замедленном, нормальном, ускоренном темпе.
Разминаем пальчики на тренажере.
9. Тестовые письменные задания.
Темы: «Зима», «Зимние забавы», « Зимующие птицы», « Зимние виды спорта».
( Дети работают самостоятельно, логопед лишь направляет, помогает, если у ребенка возникли трудности, затем задания проверяются , дети комментируют, выполненные тесты).
10. Физкультминутка.
Хомка.
Хомка, Хомка – хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
11. Развивающие игры на компьютере «Всезнайка».
Ребята, мы вспомнили зимние виды спорта,отдыха, попутешествовали по зимнему лесу, а теперь давайте пойдем на рынок и купим все, что нам необходимо, чтобы быть сильными как хомячок Хомка, здоровыми и веселыми.
(Дети нажимают на картинки – на выбранный фрукт, овощ – рассказывают о нем – о цветовой окраске, о вкусовых качествах, о форме, о блюдах, которые можно приготовить из них, о витаминах, которые содержатся в этих овощах, фруктах.
(Логопед предлагает детям отгадать загадки об овощах и фруктах).
Сам алый сахарный кафтан зеленый, бархатный.
Сидит красавица в темнице, а коса на улице.
Ни окон, ни дверей полна горница людей.
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Дети отгадывают загадки – арбуз, морковь, огурец, лук, называя эти названия и на казахском языке, учат Мистера Тана и предлагают свои загадки.
12. Чтение «Забавные тексты в картинках».
- Ребята мистер Тан прислал нам письма от своих друзей. Давайте их прочтем. ( Дети читают с интересом письма от своих друзей , узнают о жизни в Англии, затем отвечают на вопросы по прочитанному тексту).
(Логопед предлагает красочные тексты для чтения с забавными рисунками).
13. Итоги.
-Ребята, мы сегодня совершили увлекательное путешествие по зимнему лесу. Мы сегодня....
- Что тебе больше всего запомнилось, понравилось, что показалось особенно значимым, необычным в зимнем лесу, произвело впечатление?
(Логопед задает вопросы детям, они высказывают свое мнение. Логопед благодарит детей за работу на занятии и вручает подарки от друзей мистера Тана – наклейки ).. .
Дети прощаются с Мистером Таном, просят передать привет и благодарность за интересные, красочные письма его английским друзьям и, что, непременно, ждут в гостеприимный Казахстан и радушный город Лисаковск вновь Мистера Тана уже со своими друзьями. Дети обещают, что обязательно научат своих новых английских друзей разговаривать на казахском и на русском языках, покажут и расскажут о достопримечательностях родного и любимого города: о спортивных комплексах, о музее, туристических клубах, школах и о многом, многом другом, чем богат и славится наш город.
- До свидания, Мистер Тан!
Сау болыңыз!
Good bye! See you soon!
14. Рефлексия.
Сегодня больше всего мне запомнилось....
Я бы хотел...
Самое яркое впечатление на меня произвело..
Мое настроение…