С чего начинается экологическая культура?
Со всех сторон ученые мира, СМИ, да и все кому не лень трубят об экологическом кризисе, потихоньку приходя к выводу, что причина его кроется в отсутствии у людей экологической культуры.
По определению экологическая культура человека «есть специфический способ обеспечения, организации и совершенствования его экологической деятельности, направленной на гармонизацию отношений с природой, воплощенной в содержании, средствах и продуктах экологической деятельности».
А с чего же тогда начинает свое формирование экологическая культура человека?
Возможно, с осознания важности проблемы предотвращения экологического кризиса, с уверенности в необходимости экологизации всех сфер человеческой деятельности.
Тогда с какого возраста целесообразно начинать экологическое воспитание?
Ведь такое осознание экологических проблем возможно только у вполне сформировавшейся личности.
Значит экологическая культура начинается не с этого…
Написано огромное количество статей, разработано значительное число методик, издаются сборники докладов, организуются конференции на эту тему, а уровень экологической культуры населения продолжает оставаться катастрофически низким.
Экологическая культура – это не просто глубокое понимание проблемы, это внутреннее состояние человеческой души. Да именно с души, а не с могучего разума начинается подлинное экологическое воспитание.
Здесь стоит вспомнить о совести, которая тоже не всегда согласуется с разумом. Она – внутренней самоконтроль, не позволяющий сделать плохое, даже, казалось бы, совершенно оправданное логичными доводами.
Человек – часть природы, наделенная активным сознанием. В нем изначально заложена возможность регулировать свою жизнедеятельность в согласии с природными процессами. Это естественно для всех биологических существ, и мы не исключение. Но выращенные в техногенном мире «дети цивилизации» уже не в состоянии отличить «хорошо» от «плохо». А плохо – это то, что нецелесообразно, не оправдано с точки зрения функционирования биосферы.
Значит, экологическая культура должна быть основана на естественном стремлении человеческого существа к правильному взаимодействию с ландшафтом. А начинать её формирование надо с самого раннего возраста.
Когда ребенок появляется на свет, он находится в гармонии с миром. Процесс взросления сопровождается его социализацией и постепенным обособлением от естественной среды, особенно в условиях города. Природа теряет свою самоценность и перестает выступать мировоззренческим аспектом. Создается иллюзия, что ее законы перестают действовать в социальном обществе, а сама она воспринимается как средство удовлетворения потребностей. Причем потребности могут быть не только физиологическими и материальными, но и эстетическими (потребность в красивом ландшафте, в естественном звуковом фоне).
Природа больше не выступает составляющей нашей души, она обособляется, а зачастую и противопоставляется социальной жизни. Мы не можем заботиться о том, что не является элементом нашей внутренней сущности. И вполне закономерно, что на данном этапе чтобы хоть как-то решить экологические проблемы, нужно хорошенько напугать общество грядущими катастрофами.
И как бы не бились светлые умы над проблемой повышения уровня экологической культуры, результаты пока не впечатляют.
Можно говорить о том, что государство не уделяет достаточного внимания проблеме, и как обычно, выпуская законы, мало что делает по контролю за их исполнением; а делом повышения экологической культуры занимается кучка энтузиастов, причем зачастую на свои средства.
Но вопрос сейчас в том, что можем сделать мы? С чего же начать?
В нашем лицее, лицее № 1525 «Воробьевы горы», мы начали с анализа.
Изучив разнообразную литературу, проведя много часов в интернете, мы пришли к следующим выводам: даже послушно выбрасывая мусор, мы все равно вредим природе. Делаем мы это разными способами.
1. Покупаем воду в пластиковой упаковке.
Даже если одна среднестатистическая московская семья покупает всего одну бутылку воды в день, то за год она выбрасывает в мусоропровод почти четыре сотни бутылок. Сюда же нужно добавить одноразовые стаканчики, тарелки, вилки-ложки и контейнеры, в которые нам раскладывают готовую еду в супермаркетах, то получится весь пластиковый хлам, который не будучи отсортированным, отправляется на пригородные свалки. Там его банально сжигают. То, что умудряется сгореть, выделяет в атмосферу много токсичных веществ. А то, что не сгорело, будет гнить на свалке тысячу лет - именно такой период распада у, казалось бы, безобидной пластиковой бутылки.
ВЫХОД: Выбрасывать бутылки не в мусоропровод, а доносить до специального автомата, принимающего такую тару. Они сейчас стоят у каждой станции метро.
2. Пользуемся бесплатными пакетами в супермаркетах
Купив пару пакетов молока, помидоры и хлеб, мы умудряемся поместить все это в пять бесплатных пакетиков. Потом они оказываются на свалке. Если их не сжечь, то гнить они будут по времени столько же, сколько и пластиковые бутылки. Пищевая пленка также стоит в одном ряду с бутылками и пакетами.
ВЫХОД: Не жадничать, утрамбовывать покупки в минимальное количество пакетов. По возможности выбирать бумажную упаковку.
3. Читаем ненужную информацию.
В почтовых ящиках - тонны рекламных листовок и газет, в супермаркетах - красочные буклеты зачастую с абсолютно ненужной вам информацией, и вся эта многокрасочная полиграфия каким-то образом оказывается у нас дома, а затем отправляется в мусор, или на дачу.
ВЫХОД: Сдавать макулатуру. Адреса пунктов есть в интернете.
4. Не задумываясь, выбрасываем битое стекло.
Что мы делаем со сломанной тарелкой? А с пустой стеклянной бутылкой? Выбрасываем. Та же участь постигает и перегоревшую лампочку. А битое стекло можно сдавать. Битое переработанное стекло идет на изготовление стройматериалов.
ВЫХОД: Не выбрасывать бутылки, а сдавать их в пункт приема стеклотары. Многие такие пункты принимают и битое стекло.
5. Выбрасываем электронные товары.
Батарейки, а также электронные товары - один из самых опасных видов мусора. Батарейки нельзя выбрасывать в обычный мусор. Вытекая, одна батарейка отравляет 20 квадратных метров земли. Лет пятьдесят на нем не вырастет ничего!!! Есть ошибочное мнение, что алкалиновые, они же щелочные, батарейки с маркировкой LR менее вредны, чем солевые, с маркировкой L. Ежегодно на свалках оказывается более 15 миллионов батареек. В России нет заводов, которые бы их перерабатывали.
Наличие в семье техники требует 20-30 батареек в год. Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! Содержащиеся в батарейках щёлочи, свинец, кадмий, цинк и другие опасные для здоровья вещества сначала попадают в почву, грунтовые воды и реки, затем в растения и животных, и, в конце концов, могут попасть и в организм человека.
ВЫХОД: Найти способ грамотной утилизации опасных видов мусора.
Для решения этих серьезных проблем в нашем лицее разработана программа, цель которой повысить экологическую культуру молодежи.
Программа состоит из трех основных направлений:
- Создание сети молодежных групп.
- Развитие системы неформального экологического воспитания молодежи.
- Апробирование культурных методов экологического просвещения молодежи.
Так как же мы учимся не вредить природе?
Конечно же, конкретными делами!
Каждый год в нашем лицее разрабатываются проектные работы, которые направлены на поиски и претворение в жизнь различных путей развития экологической культуры. Так в 2009 году был разработан проект «Мусор – панацея или дорога на эшафот?», а в 2010 году проект «Дорога в чистый мир».
Что могут сделать конкретного лицеисты?
В 2010 году лицеисты выпустили экологическую газету «Живая планета», тираж которой составил 500 экземпляров. В подготовке газеты участвовали практически все факультеты лицея, лицеисты сами подготовили интересные рубрики: «Экологические сказки», «Экологические экспедиции», «Внимание- опасность». В рубрике «Экологические сказки» лицеистами подняты злободневные проблемы, которые в необычной форме отразились в сказках: «Мусор бессмертный», «Охотник и лось», «Сказка о капельке», «Путешествие на воздушном шаре», «Сказка о диоксинах, ученых, патриотизме и любви», «Грустная сказка». Лицеисты рассказали о экологических бедах, подняли общие экологические проблемы, написали о уникальном веществе нашей планеты- воде, о опасности отравления всего живого диоксинами , о экологических проблемах атмосферы и Мирового океана.
В рубрике « Экологические экспедиции» ребята представили статьи- отчеты о летних экспедициях. Разговор шел об экспедиции в Беловежскую Пущу, Звенигородскую обсерваторию, которая является научной базой Института астрономии Российской академии наук, и в Воронежский государственный природный биосферный заповедник. Эти экспедиции - одно из важных направлений в нашей экологической программе, которые помогают понять проблемы реально, а не теоретически. Такая работа ведется у нас давно, в течение пяти лет ребята принимают участие в выездных экологических экспедициях, цель которых поднять экологическую культуру, внести свой вклад в спасение Планеты.
В течение трех лет в нашем лицее проводится акция «Чистая Земля» с целью привлечения лицеистов к селективному сбору ТБО и поднятия интереса к этой проблеме. Акция проходит под девизом: «Сдай батарейку - помоги Земле!» Она заключается в сборе батареек, как самого опасного вида мусора с последующей грамотной утилизацией через Биологический музей им. Тимирязева.
Для привлечения участия молодежи в акции « Чистая Земля» лицеисты выпустили своими силами плакат. За основу взяли плакат 1927 года, лицеисты 10 класса физико-математического направления выступили в роли фотомодели, сами осуществили фотосъемку и стилизовали его. Именно использование плаката помогло привлечь учащихся других школ юго-западного округа к участию в акции.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Администрация лицея поддерживает экологические проекты, принимает активное участие во всех мероприятиях, в том числе в акции «Чистая Земля». Победителей акции каждый год ждут дорогие подарки.
Для ребят дошкольного возраста лицеисты подготовили выпуск альбома-раскраски экологической тематики, т.к. в магазинах не нашли подобной продукции, а воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста.
Рисунок 3.