Цели:
- формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин;
- воспитание познавательного интереса к изучению природных явлений – достопримечательностей края.
- развитие логического мышления, навыка связного высказывания.
Оборудование:
- Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (текст оды).
- Компьютерная презентация (Приложение)
- Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. М.: Белый город, 2001.- 47 с.
- Книжная выставка «Сиянья северного краски»
- Живое Севера дыханье / Поэтический сборник - Мурманск: МИПП «Север», 2000.-156 с.
- Родченко О. Поэтические образы Кольского севера./Опыт комплексного регионального словаря поэтического языка. – Мурманск, 2008.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. - Москва: «Просвещение», 1988.- С.142-164.
- Площадь первоучителей: Литературно-художественный и общественно-политический альманах. № 5. – Мурманск, 2005.
- Речевой материал выставки (цитаты из стихов региональных поэтов Н. Дымовой, В. Сорокажердьева, А. Бажанова)
- Ресурсы Интернет.
Ход урока
I. Эмоциональное начало урока
(учитель Павлова О.А.)
На экране – виды северных сияний (Слайд 1)
На фоне меняющихся фрагментов слайда 1 звучат поэтические строки из стихотворения Н. Дымовой «Над Кольским заливом полярная мгла»[1, с.71]:
Сияньем сверкающим славно играя,
То вспыхнет, то гаснет заря голубая.
Холодный, далёкий, безбрежный огонь
Резвится на небе как призрачный конь.
– О каком природном явлении идёт речь?
– Когда можно наблюдать северное сияние у нас в Заполярье?
– С чем можно сравнить северное сияние?
С древнейших времён люди восхищались величественной картиной полярных сияний и задавались вопросом об их происхождении. Немало суеверий порождено ими. На Руси в старину полярные сияния называли сполохами или пазорями.
(Привлечение внимания к речевому материалу книжной выставки).
«Колдовали нойды-волшебники
Зажигали на небе сполохи
над лопарскими темными вежами» [2, с.26]:
«Там сполохи пречудно
Пуще звезд играют,
Разноогненным пожаром
Небо зажигают» [4, с.52]:
Тайна полярных сияний оставалась нераскрытой в течение многих веков. Многие поэты, художники, учёные, пытались описать, объяснить это удивительное явление природы. Одним из них был М.В.Ломоносов. (Слайд 2).
II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.
(учитель Павлова О.А.)
1. Словесное рисование с опорой на изученный материал и иллюстрации книги (Слайд 3)
– Посмотрите на иллюстрации из книги С. Перевезенцева «Михайло Ломоносов» и расскажите о детских и юношеских годах М.В. Ломоносова.
Выводы:
- Родился в 1711 году в семье помора в Архангельской губернии.
- В 19 лет отправился в Москву учиться, поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
- в 1736 – 39 годах в числе 3-х лучших учеников изучал химию и горное дело в Германии
– Какие произведения Ломоносова посвящены этому «великому естественному чуду» – северному (полярному) сиянию? (Слайд 4)
- Ода М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743)
- Научный труд «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753).
2. Проблемный вопрос. Подтверждает ли современная наука гипотезы и предположения Ломоносова? (Слайд 5)
III. Изучение нового материала (проблемы)
(учитель Павлова О.А. – литература; учитель Ермакова В.В. – физика)
Ода «Вечернее размышление …» (Слайд 6)
1. Задание на развитие смысловой догадки.
– Исходя из названия произведения, назовите признаки северного сияния.(Вечернее – бывает в вечернее и ночное время; размышление – побуждает к размышлению о причине сияния; о Божием величестве – предположение о неземной природе сияния, Божьем провидении; при случае – явление непредсказуемо, бывает нечасто, великого – уникальное, необычное явление, северного сияния - бывает на севере)
– Определите отношение автора к природному явлению. (Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой северного сияния).
2. Задание на развитие навыка анализа поэтического текста (Слайд 7).
– Выразительно прочитайте поэтическое описание северного сияния.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
– С помощью каких художественных средств выражается авторская идея? (Слайд 8)
– Назови эпитеты, метафоры; текстовые синонимы, синтаксические конструкции.
Ответы: автор выбирает жанр оды - торжественное стихотворное произведение; употребляет в названии однокоренные слова (величество, великое); использует множество вопросительных предложений, текстовых синонимов к слову «сияние» (луч, пламень, молния, пожар), эпитетов: «ясный луч», «грозных туч», метафор «тонкий пламень». «мёрзлый пар».
3. Задание по развитию речи.
Найди слова, синонимичные данным выражениям. (Слайд 9).
Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Стремится от земли в зенит? Как молния без грозных туч Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? |
Колышет, заставляет двигаться. Земная поверхность. Поражает, ударяет. Высшая точка положения солнца. Холодный. |
4. Задание на развитие логического мышлении (учитель Ермакова В.В.)
– Сравните гипотезы М.В.Ломоносова.
Гипотеза Ломоносова (в поэтической форме) о происхождении северного сияния «в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир» (Слайд 10)
Гипотеза Ломоносова (научная). Ломоносов предположил, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха, а природа полярного сияния такая же, как и свечения газового разряда.
«Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенье ока исчезают, и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют» [5, с.143]) (Слайд 11).
– Сравним современное понимание природы северного сияния и гипотезы Ломоносова.
5. Восприятие лекционного материала (учитель Ермакова В.В.)
Современная трактовка теории происхождения северного сияния. (Слайд 12)
Наш земной шар – это большой магнит. Как и вокруг обычного магнита, вокруг Земли существует магнитное поле.
Когда на Солнце происходят взрывы, в верхнюю часть атмосферы Земли – ионосферу – от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц – протонов и электронов – так называемый солнечный ветер. (Слайд 13)
Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли. (Слайд 14)
Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате чего возникает свечение, которое и есть полярное сияние. (Слайд 15)
Свечение разреженных газов происходит в верхней части атмосферы – ионосфере. (Слайд 16)
Таким образом, северное сияние – свечение верхних слоёв земной атмосферы вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. [5, с.147-148]) (Слайд 17)
6. Задание на развитие логического мышления (учитель Ермакова В.В.)
– Какие предположения М.Ломоносова нашли подтверждение в современной науке?
Положения Ломоносова, которые выдержали проверку временем (слайд 18):
- причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха;
- полярные сияния происходят на очень больших высотах.
Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях? Это стало возможным благодаря развитию физики и успехам в области космических исследований.
Вывод: Хотя Ломоносову не удалось установить природу полярного сияния, он всё же довольно близко подошел к ее пониманию
IV. Ответ на проблемный вопрос урока. Закрепление
(Слайд 19)
– Подтверждает ли современная наука научную гипотезу М.Ломоносова о северном сиянии?
– Что такое полярное сияние?
– В каких произведениях русский Ломоносов раскрыл природу северного сияния?
– Как иначе называют северные сияния?
V. Итог.
(учитель Павлова О.А.)
Работа с речевым материалом выставки «Сиянья северного краски»
– Как изображены северные сияния в произведениях поэтов Кольского севера?
Не комета ли Галлея?
Или праздничный салют?
Или в речку, не жалея,
Опрокинули мазут
И текут цветные пятна,
разбегаются, горя,
И стекаются обратно?
Начинается заря?
Или дальняя гроза
входит в северные дали?
(В. Сорокажердьев)
Жжет сиянье цветом радуги
неба черный потолок
(А. Бажанов)
То светится, как занавес,
то быстрым вихрем взвинтится;
погаснув, вспыхнет заново,
играет – не насытится
(А. Бажанов)
Сияньем сверкающим славно играя,
То вспыхнет, то гаснет заря голубая.
Холодный, далёкий, безбрежный огонь.
Резвится на небе как призрачный конь.
(Н. Дымова) [4]
VI. Творческое домашнее задание.
Используя материал урока, написать сочинение о северном сиянии.
Литература:
- Живое Севера дыханье / Поэтический сборник.- Мурманск: МИПП «Север», 2000.-156 с.
- Наумова М. Бродит сумрака тень неверная // Площадь первоучителей: Литературно-художественный и общественно-политический альманах. № 5. Мурманск, 2005.-С.26.
- Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. М.: Белый город, 2001.- 47 с.
- Родченко О. Поэтические образы Кольского севера./Опыт комплексного регионального словаря поэтического языка. – Мурманск, 2008.-364 c.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. Москва: «Просвещение», 1988.- С.142-164.