Урок математики по теме "Неделя – единица измерения времени". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • подвести детей к знакомству  с новой единицей измерения времени – сутками; «соотношением 1 неделя = 7 дням»;
  • учить составлять выражения, в которых сложение можно заменить умножением;
  • продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать,
  • закреплять  знания о ранее изученных единицах измерения времени.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Итак, математика, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!

2. Актуализация знаний

На доске запись: 17 января.

Учитель: Что можете сказать о числе 17?

Дети:

– число  натуральное…
– двузначное…
– нечетное…
– соседи числа 17 – 16 и 18..
– В этом числе  1 десяток и 7 единиц.

Учитель.  Запишите число 17 в тетради. Запишите ещё двузначные числа, которые  можно составить с помощью цифр 1 и 7?

В тетрадях запись: 17, 11, 77, 71

Учитель. Что можно сказать об этих числах?

Дети:

– числа  натуральные..
– двузначные…
– нечетные…

Учитель. На какие группы можно разделить эти числа?

Дети.  В одну группу числа, где используются одинаковые цифры, а в другую – с разными цифрами.
– В одну группу записать  числа, в которых 1 десяток, в другую группу – числа с 7 десятками.

Учитель. Замечательно. А вы знаете, что 7 это необычное число.

Дети:Да, семь – это волшебное число.
– Это магическое число.

3. Открытие нового знания

Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет – весь лист опадет.

Дети.Это календарь.

Учитель: Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 Иваном Фёдоровым, а  28 декабря 1708 был выпущен первый гражданский календарь.

(Основой последующей работы является задание 273 учебника «Математика.2-й класс»)

Учитель.  Откройте учебники и прочитайте задание №273(1)

Дети. В этой задаче говорится о новой  единице измерения времени – неделе.

Учитель.  Ребята, а кто может  ответить на вопрос задачи?  (Поднимают руки)   А мне кажется, что нельзя узнать какого числа пришла посылка, ведь здесь только одно данное?

Ира. Вера Николаевна, я с Вами не согласен, можно узнать, если к пяти прибавить семь, получится двенадцать. Значит 12 числа получили посылку.

Дима.Z тоже думаю, что нельзя узнать, ведь в задаче должно быть два данных, а в этой задаче одно – 5 марта, а семи здесь нет.

Серёжа.  Дима, ты не прав, в этой задаче два данных – 5  и  неделя, а  в неделе 7 дней.

Учитель. Спасибо,  объяснили, а я  и не заметила это данное.

Дима. А я тоже не понял, что неделя это данное.

Учитель. А что вы ещё знаете о неделе?

Дети. Неделя – это единица исчисления времени, равная 7 дням.

– Наташа, это уже сказали. А вопрос звучал «Что вы ещё знаете  о неделе?»
– Я знаю, что пятница  называется так, потому что это пятый день недели.
– Среда – это середина недели, средний день недели.
– Вторник – второй день недели...

Учитель: Давайте еще уточним, прочитаем  (у каждого  таблица)

Название на русском языке

Почему так называются дни  недели. Значение

Понедельник После «недели» (изначально седьмой день недели так и назывался – «неделя»)
Вторник Второй день после «недели»
Среда Середина недели (от древнецерковнославянского «среда». Далее от протоиндоевропейского корня "kerd" («сердце»), от которого также произошли «сердце», «середина»)
Четверг Четвертый день после «недели»
Пятница Пятый день после «недели»
Суббота «Отдых», «покой» (от древнееврейского «шаббат»)
Воскресенье Происходит от слова «воскрешать» (в воскресение воскрес Иисус Христос)

Учитель. Давайте продолжим работу по учебнику №273(3) (Дети читают вопросы и работают с календарями в парах).

Дети. Зимние каникулы продолжаются 2 недели или 14 дней.

Учитель. А как это можно записать с помощью чисел? Запишите. (Учитель проходит и наблюдает)

Дети. Отдыхали 28 дней или 4 недели.

– Летние каникулы продолжаются 3 месяца, или 13 недель, или 30 + 31 + 31 день – это 92 дня  (92-е суток)

Учитель.Запишите это выражением.

№273№(4) будет вашим домашним заданием.

Учитель. Ребята, посмотрите на иллюстрации. Из каких произведений они взяты?

Дети.Эти иллюстрации к сказкам. «Волк и семеро  козлят», « Цветик семицветик», «Белоснежка и семь гномов».

Учитель.  Что можно сказать о названиях этих произведений? Где еще можно встретить это волшебное число?

Дети.

– В названиях встретилось число 7
– Это   число можно встретить и в пословицах, например:
«Семь  раз отмерь – один отрежь»
«Семеро одного не ждут»

Учитель.  Молодцы, ребята.

4. Физминутка

У Егора 7 внучат (дети загибают пальцы)
Он повел детишек в сад (дети шагают на месте)
Там сорвал 7 яблок с ветки (показывают действие левой, правой рукой)
Очень радовались детки (прыжки на месте)
Не обидно никому (руки развести в стороны и сесть за парты)

5. Замена сложения умножением

Учитель.Посмотрите  в тетради, какие выражения мы записали?

(Дети выходят и записывают  их на доске.)

7 + 7 = 14   
30 + 31 + 31 = 92

Учитель. Что вы заметили в этих выражениях?

Дети. Это суммы.

– Первое выражение – простое, а второе сложное.
– В первом выражении числа повторяются.
– Саша, я тебя уточню – слагаемые  в суммах повторяются.
– А в сложном выражении не повторяются.
– Нет, точнее сказать, два слагаемых одинаковых, а одно другое.

Учитель. Молодцы вы, какие внимательные!

Катя.Вера Николаевна, а ещё я заметила, что в первом равенстве сумму можно заменить произведением, потому что слагаемые одинаковые, а во втором нельзя.

Учитель.Отлично. Все согласны?  Тогда запишите рядом с первым равенством новое равенство.

Серёжа. Катя, а я с тобой не совсем согласен, во втором тоже можно заменить сумму умножением. ( Выходит и объясняет) В этом равенстве есть два одинаковых слагаемых 31 и 31., мы их можем заменить  умножением и прибавить 30.

Появляется запись: 31 · 2 + 30 = 92

Дети.

– Точно!
– А я сразу и не подумал, что так можно сделать.
– Но тогда правильнее  записать 30 + 31 · 2 = 92

Учитель.Вот это открытие вы сделали! Оказывается можно заменять умножением не только тогда когда все слагаемые одинаковые, а хотя бы два.   С такими заданиями мы ещё с вами встретимся. А сейчас выполните №274 (1 – 3) самостоятельно. № 274 (4) – выполните дома.

Взаимопроверка.

6. Работа над задачей

Учитель.Что вы знаете о задачах?

Дети. Задачи – это такие особенные математические рассказы в которых нужно догадаться какие действия нужно выполнить и в каком порядке, чтобы узнать ответ на её вопрос.
– В задаче есть вопрос и условие, данные и искомое числа.
– К одному условию можно поставить разные вопросы и получить разные задачи, а решения у них могут быть и разные ,и одинаковые.
– Ещё можно сказать, что данные всегда  в условии, а искомое – в вопросе.
– Ещё бывают логические задачи в них не нужно выполнять действия, а нужно только правильно рассуждать
– Бывают задачи связанные между собой – обратные задачи.

Учитель. Отлично.

Основой  работы служит № 275.

Учитель. Что общего в этих задачах ?

Дети.

– В задаче а и в задаче б говорится о красных и синих шарах.
– Их было одно и тоже число: красных – 27 шаров  и синих – 25 шаров
– Раздали  детям в 1 и во 2 задачах 23 шара.
– В задачах одинаковые вопросы.

Учитель. В чём  же их различие?

Дети. В 1 задаче раздали красные шары, а во 2 задаче раздали синие шары.

Учитель. Решите задачи по вариантам: 1 вариант – а, а 2 вариант – б.

Дети решают, далее идёт проверка.

Учитель.Что узнали сначала в  задаче а? б?

Дети. Сколько осталось красных шаров (синих шаров)?

Учитель. Что узнали потом?

Учитель. Ребята, а вот как решили эти задачи  ученики другого класса, посмотрите.

1) 27 + 25 = 52 (шар.) – было всего
2) 52 – 23 = 29 (шар.) – осталось

Ответ: осталось 29 шаров.

Аня. Вера Николаевна, так решать нельзя,   не понятно, какие шары раздали.

Учитель.Наверное, они забыли написать – красных.

Дима.Нет, не можем мы в первом действии сложить красные и синии шары, ведь сказано, что раздали красных.

Милена. Дима ты прав, поэтому надо  в задаче а  только из красных шаров вычитать красные, а потом прибавить количество синих шаров.

Учитель.Молодцы. А сейчас  посмотрите на доску (основой работы  служит № 276).

85 – 36           85 – 31          85 – 33             85 – 38

Учитель. Что заметили в этих записях?

Дети. 

Похожи.
– Это разности.
– В разностях  одинаковые уменьшаемые
– В вычитаемых 3 десятка
Различаются:
– Количеством единиц в вычитаемых разное

Учитель.Не выполняя вычитания, запишите разности в порядке убывания их значений. Работайте в паре.

У доски работают  Серёжа и Лиза в паре.

85 – 31
85 – 33
85 – 36
85 – 38

Дети.  Вычитаемые увеличиваются на 2
– Не все вычитаемые увеличиваются на 2.
– 36 больше 33 на 3
– А мне кажется, что если вычитаемые увеличиваются, то значения будут уменьшаться на 2 и на 3, потому что вычитают из одного и того же числа.

Учитель. Давайте проверим предположение Милены.  Дома найдите значения этих выражений, завтра на уроке продолжим  начатую работу

VI. Итог урока:

Учитель.  Наш урок подошел к концу. Спасибо,  сегодня  все  хорошо  работали. А через неделю… Ой! Забыла сколько дней в неделе? Напомните, дети, сколько пройдет дней.

Дети.  Пройдет 7 дней.

Учитель. Через неделю или 7 дней мы будем учиться записывать  время римскими цифрами.

– Понравился вам урок?

Дети показывают свое отношение к уроку, используя карточки.