Цели:
- подвести детей к знакомству с новой единицей измерения времени – сутками; «соотношением 1 неделя = 7 дням»;
- учить составлять выражения, в которых сложение можно заменить умножением;
- продолжить развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать,
- закреплять знания о ранее изученных единицах измерения времени.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Итак, математика, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний
На доске запись: 17 января.
Учитель: Что можете сказать о числе 17?
Дети:
– число натуральное…
– двузначное…
– нечетное…
– соседи числа 17 – 16 и 18..
– В этом числе 1 десяток и 7 единиц.
Учитель. Запишите число 17 в тетради. Запишите ещё двузначные числа, которые можно составить с помощью цифр 1 и 7?
В тетрадях запись: 17, 11, 77, 71
Учитель. Что можно сказать об этих числах?
Дети:
– числа натуральные..
– двузначные…
– нечетные…
Учитель. На какие группы можно разделить эти числа?
Дети. В одну группу числа, где
используются одинаковые цифры, а в другую – с
разными цифрами.
– В одну группу записать числа, в которых 1
десяток, в другую группу – числа с 7 десятками.
Учитель. Замечательно. А вы знаете, что 7 это необычное число.
Дети:Да, семь – это волшебное число.
– Это магическое число.
3. Открытие нового знания
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет – весь лист опадет.
Дети.Это календарь.
Учитель: Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 Иваном Фёдоровым, а 28 декабря 1708 был выпущен первый гражданский календарь.
(Основой последующей работы является задание 273 учебника «Математика.2-й класс»)
Учитель. Откройте учебники и прочитайте задание №273(1)
Дети. В этой задаче говорится о новой единице измерения времени – неделе.
Учитель. Ребята, а кто может ответить на вопрос задачи? (Поднимают руки) А мне кажется, что нельзя узнать какого числа пришла посылка, ведь здесь только одно данное?
Ира. Вера Николаевна, я с Вами не согласен, можно узнать, если к пяти прибавить семь, получится двенадцать. Значит 12 числа получили посылку.
Дима.Z тоже думаю, что нельзя узнать, ведь в задаче должно быть два данных, а в этой задаче одно – 5 марта, а семи здесь нет.
Серёжа. Дима, ты не прав, в этой задаче два данных – 5 и неделя, а в неделе 7 дней.
Учитель. Спасибо, объяснили, а я и не заметила это данное.
Дима. А я тоже не понял, что неделя это данное.
Учитель. А что вы ещё знаете о неделе?
Дети. Неделя – это единица исчисления времени, равная 7 дням.
– Наташа, это уже сказали. А вопрос звучал «Что
вы ещё знаете о неделе?»
– Я знаю, что пятница называется так, потому
что это пятый день недели.
– Среда – это середина недели, средний день
недели.
– Вторник – второй день недели...
Учитель: Давайте еще уточним, прочитаем (у каждого таблица)
Название на русском языке | Почему так называются дни недели. Значение |
Понедельник | После «недели» (изначально седьмой день недели так и назывался – «неделя») |
Вторник | Второй день после «недели» |
Среда | Середина недели (от древнецерковнославянского «среда». Далее от протоиндоевропейского корня "kerd" («сердце»), от которого также произошли «сердце», «середина») |
Четверг | Четвертый день после «недели» |
Пятница | Пятый день после «недели» |
Суббота | «Отдых», «покой» (от древнееврейского «шаббат») |
Воскресенье | Происходит от слова «воскрешать» (в воскресение воскрес Иисус Христос) |
Учитель. Давайте продолжим работу по учебнику №273(3) (Дети читают вопросы и работают с календарями в парах).
Дети. Зимние каникулы продолжаются 2 недели или 14 дней.
Учитель. А как это можно записать с помощью чисел? Запишите. (Учитель проходит и наблюдает)
Дети. Отдыхали 28 дней или 4 недели.
– Летние каникулы продолжаются 3 месяца, или 13 недель, или 30 + 31 + 31 день – это 92 дня (92-е суток)
Учитель.Запишите это выражением.
№273№(4) будет вашим домашним заданием.
Учитель. Ребята, посмотрите на иллюстрации. Из каких произведений они взяты?
Дети.Эти иллюстрации к сказкам. «Волк и семеро козлят», « Цветик семицветик», «Белоснежка и семь гномов».
Учитель. Что можно сказать о названиях этих произведений? Где еще можно встретить это волшебное число?
Дети.
– В названиях встретилось число 7
– Это число можно встретить и в
пословицах, например:
«Семь раз отмерь – один отрежь»
«Семеро одного не ждут»
Учитель. Молодцы, ребята.
4. Физминутка
У Егора 7 внучат (дети загибают пальцы)
Он повел детишек в сад (дети шагают на месте)
Там сорвал 7 яблок с ветки (показывают действие левой, правой рукой)
Очень радовались детки (прыжки на месте)
Не обидно никому (руки развести в стороны и сесть за парты)
5. Замена сложения умножением
Учитель.Посмотрите в тетради, какие выражения мы записали?
(Дети выходят и записывают их на доске.)
7 + 7 = 14
30 + 31 + 31 = 92
Учитель. Что вы заметили в этих выражениях?
Дети. Это суммы.
– Первое выражение – простое, а второе сложное.
– В первом выражении числа повторяются.
– Саша, я тебя уточню – слагаемые в суммах
повторяются.
– А в сложном выражении не повторяются.
– Нет, точнее сказать, два слагаемых одинаковых,
а одно другое.
Учитель. Молодцы вы, какие внимательные!
Катя.Вера Николаевна, а ещё я заметила, что в первом равенстве сумму можно заменить произведением, потому что слагаемые одинаковые, а во втором нельзя.
Учитель.Отлично. Все согласны? Тогда запишите рядом с первым равенством новое равенство.
Серёжа. Катя, а я с тобой не совсем согласен, во втором тоже можно заменить сумму умножением. ( Выходит и объясняет) В этом равенстве есть два одинаковых слагаемых 31 и 31., мы их можем заменить умножением и прибавить 30.
Появляется запись: 31 · 2 + 30 = 92
Дети.
– Точно!
– А я сразу и не подумал, что так можно сделать.
– Но тогда правильнее записать 30 + 31 · 2 = 92
Учитель.Вот это открытие вы сделали! Оказывается можно заменять умножением не только тогда когда все слагаемые одинаковые, а хотя бы два. С такими заданиями мы ещё с вами встретимся. А сейчас выполните №274 (1 – 3) самостоятельно. № 274 (4) – выполните дома.
Взаимопроверка.
6. Работа над задачей
Учитель.Что вы знаете о задачах?
Дети. Задачи – это такие особенные
математические рассказы в которых нужно
догадаться какие действия нужно выполнить и в
каком порядке, чтобы узнать ответ на её вопрос.
– В задаче есть вопрос и условие, данные и
искомое числа.
– К одному условию можно поставить разные
вопросы и получить разные задачи, а решения у них
могут быть и разные ,и одинаковые.
– Ещё можно сказать, что данные всегда в
условии, а искомое – в вопросе.
– Ещё бывают логические задачи в них не нужно
выполнять действия, а нужно только правильно
рассуждать
– Бывают задачи связанные между собой –
обратные задачи.
Учитель. Отлично.
Основой работы служит № 275.
Учитель. Что общего в этих задачах ?
Дети.
– В задаче а и в задаче б говорится
о красных и синих шарах.
– Их было одно и тоже число: красных – 27 шаров
и синих – 25 шаров
– Раздали детям в 1 и во 2 задачах 23 шара.
– В задачах одинаковые вопросы.
Учитель. В чём же их различие?
Дети. В 1 задаче раздали красные шары, а во 2 задаче раздали синие шары.
Учитель. Решите задачи по вариантам: 1 вариант – а, а 2 вариант – б.
Дети решают, далее идёт проверка.
Учитель.Что узнали сначала в задаче а? б?
Дети. Сколько осталось красных шаров (синих шаров)?
Учитель. Что узнали потом?
Учитель. Ребята, а вот как решили эти задачи ученики другого класса, посмотрите.
1) 27 + 25 = 52 (шар.) – было всего
2) 52 – 23 = 29 (шар.) – осталось
Ответ: осталось 29 шаров.
Аня. Вера Николаевна, так решать нельзя, не понятно, какие шары раздали.
Учитель.Наверное, они забыли написать – красных.
Дима.Нет, не можем мы в первом действии сложить красные и синии шары, ведь сказано, что раздали красных.
Милена. Дима ты прав, поэтому надо в задаче а только из красных шаров вычитать красные, а потом прибавить количество синих шаров.
Учитель.Молодцы. А сейчас посмотрите на доску (основой работы служит № 276).
85 – 36 85 – 31 85 – 33 85 – 38
Учитель. Что заметили в этих записях?
Дети.
Похожи.
– Это разности.
– В разностях одинаковые уменьшаемые
– В вычитаемых 3 десятка
Различаются:
– Количеством единиц в вычитаемых разное
Учитель.Не выполняя вычитания, запишите разности в порядке убывания их значений. Работайте в паре.
У доски работают Серёжа и Лиза в паре.
85 – 31
85 – 33
85 – 36
85 – 38
Дети. Вычитаемые увеличиваются на 2
– Не все вычитаемые увеличиваются на 2.
– 36 больше 33 на 3
– А мне кажется, что если вычитаемые
увеличиваются, то значения будут уменьшаться на 2
и на 3, потому что вычитают из одного и того же
числа.
Учитель. Давайте проверим предположение Милены. Дома найдите значения этих выражений, завтра на уроке продолжим начатую работу
VI. Итог урока:
Учитель. Наш урок подошел к концу. Спасибо, сегодня все хорошо работали. А через неделю… Ой! Забыла сколько дней в неделе? Напомните, дети, сколько пройдет дней.
Дети. Пройдет 7 дней.
Учитель. Через неделю или 7 дней мы будем учиться записывать время римскими цифрами.
– Понравился вам урок?
Дети показывают свое отношение к уроку, используя карточки.