Введение
В начале урока учителю необходимо подчеркнуть, что культурные полюса Восток и Запад представляют собой две, во многом противоположные культурные традиции. Особенности Востока и Запада проявляются в философских, религиозных, этических взглядах, в образе жизни народов, их психологии, ценностных ориентациях. В «чистом виде» Восток и Запад обнаружить очень трудно. На протяжении тысячелетий европейцы по-разному видели далекие страны. Различной была и степень погруженности в очертания неведомой культуры. Отсюда – известная размытость границ самого понятия Востока, которое претерпевало многочисленные трансформации. Географически Восток подразделяется на Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки, причем это было понятие не просто географическим, в него вкладывался широкий смысл. Восток представляет собой сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки:
- экономическим основанием является мелиоративное земледелие, при котором земля и вода находятся в собственности государства;
- централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией;
- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император);
- население находится в полной зависимости от государства, большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах;
- человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока.
Сравнительную характеристику основных черт Востока и Запада можно оформить в виде таблицы. (Приложение 1).
Практикум по теме
I. Прочитайте стихотворные отрывки, написанные поэтами Японии. Какие строки доказывают, что авторы – поэты Востока?
1. … В великом белом пространстве
Камень, безмолвнее смерти,
Как обожженный младенец,
Кричит истошно от нестерпимой боли.
2. … Я вздрогнул, почувствовав, как на ладони –
Трава прорастает… О чудо.
Она шевелится от резкого ветра.
Она прорастает и вырасти может
Даже на лбу,
На плечах…
3. Для тех, кто любит –
Подобно стражу, стерегущему пагоду,
И петуху, стерегущему кур, –
Прекрасны самопожертвованье и служенье.
4. … Когда я вошел в гущу ваших лесов,
Когда во весь голос
Я закричал о сопротивлении,
Все звуки природы
гармонично слились во мне.
О природа, ведь у тебя, как у нас, –
Чистое сердце.
Прости, не ругай, что прежде
Я смотрел на тебя чуточку утилитарно.
Комментарий для учителя
Учащиеся должны обратить внимание, что в отрывках 1,2,4 прослеживается важнейшая черта восточной цивилизации. Она состоит в уважительном и бережном отношении человека к природе, в слиянии человека с природой, гармонии, единстве. Природа может чувствовать, сопереживать, она наделяется человеческими чертами. Это доказывают названия стихотворений: «Беременный камень», «Трава, растущая на ладони». В отрывке 3 интересен вывод о понимании счастья, которое сводится к самопожертвованию и служению.
II. Прочитайте стихотворные отрывки и сгруппируйте их по принципу принадлежности к Западу и Востоку. Свой ответ объясните.
1. Вдалеке по дороге иногда
идет человек.
Он кажется маленьким –
как муравей.
2. Ты, сердце, терпишь муки поделом,
Терзаемо безжалостным орлом,
Пылинка я, но без любви нет жизни,
Любовь – как солнце в небе голубом.
3. Из тучи капля долу устремилась
И, в волны падая, смутилась.
«Как я мала, а здесь простор такой…
Ничто я перед бездною морской».
4. При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство –
Штамп на золотом,
А золотой –
Мы сами.
5. Все тленны мы, дитя, таков Вселенной ход.
Мы – словно воробей, а смерть, как ястреб, ждет.
И рано ль, поздно ли – любой цветок завянет, –
Своею теркой смерть всех тварей перетрет.
Комментарий для учителя
В отличие от западной цивилизации, в которой важнейшей ценностью является личность, ее права и свободы (единственный отрывок поэта Запада № 4, в котором человек сравнивается с золотом) для восточной цивилизации характерен приоритет государства над личностью, человек часто сравнивается с муравьем, песчинкой, каплей, слабым воробьем.
III. Поэты Востока или Запада могли написать эти отрывки?
1. Я спросил: человек или ангел ты?
Говорит: и то, и другое.
Сахар ты или соль на пиру мечты?
Говорит: и то, и другое.
О, скажи мне – тростник или жемчуг ты
драгоценный со дна морского?
Иль цветок, затмевающий все цветы?
Говорит: и то, и другое.
Я спросил: для того, кто тебя узрел,-
Это зеркало или месяц
Заблистали нежданно из темноты?
Говорит: и то, и другое.
2. О чадо четырех стихий, внемли ты вести,
Из мира тайного, не знающего лести.
Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты.
Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.
3. Мир – это тело мирозданья,
Душа которого – господь,
Огонь и прах, вода и воздух –
Из их частиц мир создан сплошь,
Единство в этом, совершенство,
Все остальное в мире – ложь.
4. «Обернешься – над соснами … луна четырнадцатого дня, словно поднос, висит, еще не давая света. Пройдешь по сухому полю – платы пропитываются запахом листьев гороха и его цветов. И небо, и воздух, и ветер, и луна – все едино, бледно, как вода, чисто, как вода, текуче, как вода».
Комментарий для учителя
Учащиеся должны найти в отрывках доказательства того, что человек Востока стремится к целостному единству, синтезу, в отличие от человека Запада, который стремится к разложению целого на части.
IV. Прочитайте текст. Объясните такое поведение сенатора перед смертью. Как мог повести себя человек в аналогичной ситуации на Востоке?
«Помню с детства старинную картинку: варвар врывается в Сенат и, обнажив короткий меч, бежит к сенатору, который ждет его сидя в кресле. Меня поразило спокойное величие этого старика. Не спасается, не просит о пощаде, не блажит о «мире и сотрудничестве» – спокойно ждет».
Комментарий для учителя
В каждой культуре рождаются свои ценностные ориентации. В поступке сенатора отразилась ценность человеческого достоинства, характерная для цивилизации Запада. В Древних Афинах Сократ, приговоренный к смертной казни, сам выпил бокал с цикутой, гордо встретив смерть. Однако в ту же эпоху подданный восточной империи вовсе не считал за благо личную гордость и независимость. Напротив, в соответствии с иными культурными ценностями, он принимал за счастье возможность раствориться в величии монарха, целуя пыль, на которую ступала нога владыки.
V. Прочитайте отрывок китайской сказки «Состояние из одного яйца». О какой ценности восточной цивилизации идет речь?
«В самом деле, даже огромное богатство начинается с малого. Один горожанин, настолько бедный, что утром не знал, на что будет жить вечером, нашел яйцо и радостно сказал жене: «Я получил состояние». Жена спросила: «Где же оно?» «Здесь, но потерпи десять лет. Я подложу яйцо соседской наседке. Когда вылупятся цыплята, из них выберем курицу, которая снова снесет яйца, через месяц у нас снова будет 15 кур. В течение двух лет куры дадут потомство, и у нас будет триста кур. За них получим десять лян серебра. На десять лян серебра я куплю 5 коров, от которых через три года у нас будет 25 коров. Потомство, появившееся от коров, снова принесет потомство, и еще через три года у нас будет 150 коров, что даст 300 лян…».
Комментарий для учителя
Одной из ценностей восточной цивилизации является стремление к порядку, стабильности, ведь именно они гарантируют получение, например, урожая риса через 100 лет, богатства из одного яйца через 10 лет.
VI. Прочитайте отрывки из произведения японского писателя Токутоми Рока (1868-1927). О каких чертах восточной цивилизации можно узнать из данных отрывков?
1. «Отлив на взморье»
«Скала сегодня вышла из воды и стоит под солнечными лучами… Трещины в скале наполняет забывшая уползти вода, солнце нагревает ее, и в ней плавают крохотные, даже названия не имеющие рыбки… Женщины, срезающие, отдирающие, собирающие водоросли хидзики, кобунори, пятнышками рассыпались по песку. Среди них девочки в красивых платьях, – кажется, что и на песке тоже расцвели цветы. Пять-шесть ребятишек из рыбацких домов, смастерив парусные лодочки, пускают их на воду...».
2. «На отмели»
«Песок – словно утоптанная площадка, голубая морская вода, как бархатный пояс, окружает ее, а далекие голубые горы, также похожие на бархатную кайму, замыкают собой море… Присмотришься – на этой огромной песчаной площадке люди, выкапывающие ракушки, рассыпались как муравьи. Одни работают, склонившись, другие улеглись на живот или уселись на корточки, роются как крабы, в песке, а фиолетовый песок, темнея, с шелестом уходит из-под рук и обратно, в вырытые ямки. Одни поют, другие работают молча. Те, кто подальше, перекликаются друг с другом, те, кто поближе, беседуют между собой. Время от времени кто-то встает и распрямляет спину, и тогда его силуэт пересекает песчаную площадку, перерезает пояс – море упирается головой в небо, по которому ходят белые облака…».
Комментарий для учителя
Автор приведенных выше отрывков – настоящий певец природы. Человек полностью слит с природой, он, в сущности, неотличим от других компонентов пейзажа. Девочки в красивых платьях стали цветами, человек, выпрямивший спину, занимает гармоничное положение между небом, морем и песком. Такое единство, гармония человека с природой, бережное отношение к природе является важнейшими чертами восточной цивилизации.
VII. В рассказе японского писателя Хидэтаки Тэдзуки «Сад с опавшей листвой» повествуется о существующих и поныне добровольных отрядах по уборке императорского сада. Люди годами копят деньги на недельную поездку в Токио для участия в уборке императорского сада с одной надеждой. Как вы думаете, с какой надеждой? Сформулируйте предложение.
Комментарий для учителя
Люди годами копят деньги на недельную поездку в Токио для участия в уборке императорского сада лишь с одной надеждой – своими глазами увидеть императора, слепо поклоняться которому их приучили еще в школьную пору. Учащиеся должны убедиться в том, что важнейшей чертой Востока является приоритет государства, символом которого в Японии является император. Он находится во главе государства, как отец во главе большой семьи.
VIII. В новелле японского писателя Есинори Яги «Праздник ветра» речь идет о двух сыновьях – законном и внебрачном. Отец давно скончался, и братья тоже уже пожилые, фактически незнакомые друг другу люди. Но во исполнение воли матери, которой восемьдесят пять лет, и жить ей осталось уже немного, внебрачный сын разыскивает могилу отца, встречается со своим братом и прощает ему все обиды.
Как вы думаете, почему он это сделал? Что было главной причиной примирения братьев? Что они могли сказать друг другу во время встречи?
Комментарий для учителя
Новелла «Праздник ветра» – чисто бытовой, семейный рассказ, хорошо раскрывающий нравы и моральные устои современной японской семьи. Культ предков и поныне свойственен психологии японца. «Кровь диктует людям законы, и она же управляет судьбой индивидуума. Все это творит кровь». Братья – родные по крови, а семья на Востоке – важнейшая единица общества, преобладают кровные связи.
IX. Вопросы для организации познавательной деятельности учащихся.
1. Используя дополнительные материалы и текст учебника для 10 класса «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, М, 2007, стр. 20–22, объясните «срединность» в сознании древних китайцев. С каким занятием связана эта идея? Рассмотрите рисунок и подумайте, какое отношение он имеет к китайской философии.
Комментарий для учителя
Экономическим основанием древнекитайской цивилизации было, прежде всего, земледелие. Землей владела сельская община, которая делила ее на девять частей, по форме напоминавших квадрат. Восемь периферийных частей поступали в распоряжение отдельных семей, а центральный, серединный надел земли считался общественным. Его совместно обрабатывали и урожай с него поступал в качестве налога в государственную казну. Саму страну, Поднебесную, китайцы представляли в виде квадрата, в центре которого находился император. Центр, середина находится в состоянии абсолютного покоя. Древние китайцы воспринимали себя и свою цивилизацию как середину мира, а потому в ней самой должен быть свой центр – это император.
2. Почему древнекитайское проклятие звучало следующим образом: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!»?
Комментарий для учителя
Традиционная техника земледелия и общинный образ жизни обусловили сохранение и воспроизводство традиционного мировоззрения, направленного на сохранение исторически сложившихся нравов, мифов. Характерными чертами традиционного мировоззрения были одушевление природы, культ предков и вообще прошлого, боязнь каких-либо перемен и новшеств.
3. Какая идея, характерная для китайского мировосприятия, выражена во фразе Лао-цзы: «Как ни расцветай, придётся вернуться к своему пределу»?
Комментарий для учителя
Всё, что некогда возникло, должно в своё время исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. Всё и вся содержит в себе предел, некую критическую массу роста, границу, после достижения которой вектор движения меняет своё направление на противоположное. Древние китайцы признавали циклическое развитие, замкнутый круг – единственно возможная траектория движения. Идеи линейного прогресса для Китая не были свойственны.
4. Существует очень важное обстоятельство, разделяющее западноевропейское и китайское восприятие человека. Для Запада, с его пониманием человека, прежде всего, как разумного, мыслящего существа, естественным является выделение мозга, головы, а лица человеческого – как отражения его души. Платон, обосновывая это, даже писал о сходстве головы человека с шарообразным космосом. В Китае же сущность человека связывали с сердцем. Как вы думаете, почему?
Комментарий для учителя
Сердце находится в центре, в середине человеческого тела и, подобно императору Поднебесной, должно управлять и повелевать своими подданными: чувствами, внутренними органами, мыслями и желаниями, само сохраняя при этом покой и бесстрастие. А самое главное – сердце – это духовный светоч, заключающий в себе нравственный закон.
5. В одном древнем китайском трактате есть такие слова, характеризующие место и положение человека в космосе, природе: «Мир и я рождаемся вместе, и вся тьма вещей составляет единство со мной. Моё «я» и вещи вокруг непрестанно меняются в великом превращении мира, но природа одна для всех. Зная, что природа одна для всех, поймёшь, что нет ни других, ни моего «я», ни смерти, ни жизни». Какие достоинства и недостатки такого подхода к человеку можно отметить? Свой ответ подкрепите материалом учебника (стр. 20–22).
Комментарий для учителя
положительные черты |
отрицательные черты |
В миросозерцании древних китайцев человек не выделен из космоса, природы, он – лишь срединная часть, необходимое связующее звено между Небом и Землёй. Гармоничное существование цивилизации и природы, экологическое сознание, которого так недостаёт европейцам. |
Невыделенность человека приводила к обесцениванию человеческой жизни, к насилию по отношению к отдельному человеческому существу. Высшей ценностью считался не индивид, а некий безличный абсолют. Человек должен подчиняться установленному порядку. |
6. Абсолютными ценностями для древних китайцев были жизнь и здоровье. Прочитайте отрывок из трактата «Су-вэнь» и подумайте, с чем сравнивается человеческий организм, а также каких правил, по мнению китайцев, следовало бы придерживаться для достижения долголетия: «Сердце выполняет функции государя – правителя, оно источник пресветлой мудрости, легкие осуществляют работу передающего помощника, они управляют сочленениями организма. Печень – полководец, отвечающий за обдумывание и принятие решений. Селезенка – цензор, который выносит решения. Середина груди выполняет функции помощника – порученца, этот «орган является источником радости».
Комментарий для учителя
Человеческий организм древние китайцы сравнивали с хорошо управляемым государством. Для достижения долголетия необходимо контролировать свои эмоции и мысли, так как именно они выводят человека из драгоценного состояния равновесия. Человек должен уважать старших по возрасту и чину и, желательно, проживать в Китае, где правит мудрый император.
7. Придумайте символы Востока и Запада (живой объект, неживой объект, цвет, запах, ритм, музыка, пластика, одежда, символы и т.д.). По данному заданию можно организовать проектную деятельность.