Цели урока.
Образовательные – способствовать формированию и развитию умений и навыков построения чертежа в масштабе; создать условия для выявления взаимосвязи между знаниями, полученными на уроках математики и швейного дела при построении чертежа ночной сорочки.
Коррекционные - способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (коррекция образного и абстрактного мышления); развивать двигательную сноровку, соразмерность движений (коррекция мелкой моторики).
Воспитательные – формировать и развивать трудовые качества личности.
Методическое оснащение урока: инструменты, приспособление и принадлежности: масштабная линейка, угольник, карандаш, ластик.
Материалы для работы: тетрадь.
Дидактическое обеспечение: инструкционные карты, чертёж в натуральную величину, карточки, чертёж в масштабе, презентация к уроку (отражает поэтапное построение чертежа).
Ход урока
I. Организационный момент:
- заполнение классного журнала;
- настрой учащихся на работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Какие мерки снимают для построения чертежа сорочки?
- По какой мерке определяют размер сорочки?
- Почему мерку “полуобхват груди” записывают в половинном размере?
- Почему мерку длины изделия записывают полностью?
- Как называются детали сорочки?
- Чем отличается деталь переда от спинки?
- Можно ли чертеж выполнить в тетради в натуральную величину? Почему?
- Определите на глаз – во сколько раз нам надо уменьшить чертёж, чтобы он вместился в тетрадь? (В 4 раза)
- Посмотрите на масштабную линейку. Сколько в 1 см. масштабных сантиметров?
- Какие инструменты и приспособления применяют при построении чертежа (линейка, угольник, карандаш, транспортир, резинка).
Тренировочные упражнения работы с масштабной линейкой. Учитель называет длину в сантиметрах, а каждая обучающаяся находит эту величину на масштабной линейке. Девочки работают в парах – проверяют друг друга и анализируют вслух выполнение работы.
Словарная работа: масштаб, масштабная линейка, инструкционная карта.
III. Вводный инструктаж. На предыдущем уроке мы с вами выполнили расчеты по своим меркам по пунктам инструкционной карты.
Сегодня наша цель – построить чертёж сорочки по своим меркам и расчетам в масштабе.
Вспомогательные линии чертим сплошной тонкой линией, а контур чертежа сорочки обводим сплошной основной линией.
IV. Техника безопасной работы. Техника безопасной работы с острыми предметами.
V. Физкультминутка.
1. “Линии фигуры”. (Приложение 1)
2. Гимнастика для глаз:
1. Поднять глаза вверх и опустить их вниз. Это делаем по вертикальной линии сетки основы платья, изображенной на доске в натуральную величину. Сетка основы чертежа - стационарна (а).
2. Выполнять движение глазами влево и вправо с опорой на сетку и буквенное обозначение пересечения линий – рисунок (г).
3. Очертить взглядом восьмерку, расположенную по горизонтали. Сначала слева направо, затем справа налево (в).
Это простое, но очень полезное упражнение. Все фигуры или направления выполняют на одной таблице, при этом ещё закрепляем геометрические понятия: горизонталь, вертикаль, параллель, перпендикуляр.
VI. Практическая работа.
Построение чертежа сорочки в масштабе 1 : 4 на свой размер в тетради.
Обучающиеся работают с индивидуальными инструкционными картами (разного уровня сложности).
Основной вариант - приложение 2.
VII. Текущий инструктаж.
Строим чертеж по плану (презентация к уроку).
- Построение сетки (1–6).
- Построение линии горловины спинки и переда (7–11).
- Построение линии плеча и проймы (12–16).
- Построение боковой линии и линии низа (17–21).
После выполнения каждого пункта работу обучающихся приостанавливаем и оказываем индивидуальную помощь по мере необходимости.
VIII. Заключительный инструктаж учителя.
Разбор типичных ошибок учащихся (при обводе контура чертежа сплошной основной линией очень часто обводят и сетку чертежа).
Каждая ученица отчитывается о работе, сообщает о затруднениях и о том, на каком этапе работы они были.
IX. Уборка рабочих мест.
X. Подведение итога урока учителем.
Объективная оценка результатов индивидуального труда обучающихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники обучающихся.