Правополушарные дети: учет теории функциональной асимметрии мозга в преподавании истории

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба


Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей ученика. Основой для выявления индивидуального "профиля" является педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной учебной работы.

Отправляясь на урок, каждый учитель стремится хорошо узнать особенности учащихся, чтобы правильно выстроить схему общения и методику преподавания. В определении индивидуальных особенностей детей помогает школьная психологическая служба.

Один из примеров учета индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения - использование теории мозговой асимметрии. Суть ее заключается в том, что у детей чаще ведущим является одно полушарие. Это влияет на особенности восприятия, поведения ребенка, даже на его здоровье.

Для изучения используются особые методики: Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода (Яссман Л.В., Данюков В.Н, 1999г.); Тест И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) с объектами; Интерпретация теста И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) со знаками; Метод определения доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. (Дубовицкая Т.В.).

Чем вызваны неустойчивое внимание, нежелание слушать, проблемы с дисциплиной, ситуации, когда способные дети не справляются с определенным типом заданий? Ответ на этот вопрос дают результаты психологического исследования. В "проблемных" классах большинство детей "правополушарные".

Что это значит? Во-первых, у этих детей слабо развит слуховой канал восприятия информации, лучше развит зрительный. Они слушают, но не слышат, поэтому испытывают сложности в понимании.

Во-вторых, эти дети испытывают сложности в работе с символами, таблицами, схемами, графиками, картами. Это люди творческие, эмоциональные. Речь их сбивчива. Слабая логика, им сложно устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод. Такие дети с трудом составляют краткий четкий ответ по плану. Каковы же реалии их обучения в школе?

Традиционный урок сориентирован на слуховой канал восприятия, свойственный "левополушарным" детям.

Учебники созданы для "левополушарных" детей (аналитиков), содержат таблицы, схемы, алгоритмы и т.д.

Следовательно, правополушарные дети ежедневно испытывают дискомфорт в работе, не понимают, теряют интерес, отвлекаются. Но это очень способные ученики! Существует мнение, что "правополушарные" дети - цвет нации. Они имеют высокие творческие способности, и если не развивать ведущее правое полушарие, ребенок будет серьезно отставать в учебе и никогда не реализует свой потенциал.

Поэтому чтобы урок был продуктивным, а обучение эффективным, нужно использовать специальные приемы для обучения "правополушарных". Это фантазирование, прием оживления, словесное рисование, проблемный вопрос, прием дополнения, ассоциации, прием "жизнь в плоскости" и др.

Естественно, мы должны у "правополушарных" детей развивать "левополушарные" способности. Рассмотрим один из примеров. Чтобы научить детей воспринимать устную речь, можно использовать прием "вживания" в ситуацию:

"1. Мы с вами сородичи. У нас в родовой общине все было общим - и земля, и орудия труда. Урожай мы делили поровну.

2. Постепенно мы освоили обработку металлов, появились новые орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю, вести свое хозяйство. Родовая община сменилась соседской:".

Одновременно рассказ сопровождается рисунками, которые выстраиваются в схему. Дети учатся работать с символами. В дальнейшей работе эта схема станет планом ответа. На уроках повторения и закрепления можно дать схему не полностью, в таком случае ученик должен восстановить пропуски.

Очень важно правильно подобрать дидактический материал к уроку. Необходимо позволить ученикам работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программой, но передавать его по-разному: словом, знаками и условными обозначениями, рисунками, в зависимости от психофизиологических особенностей детей. Большие возможности в этом направлении представляют информационные технологии.

Результаты использования теории мозговой асимметрии говорят за себя: повышается качество обученности, формируется и развивается устойчивый интерес к предмету, создаются комфортные условия работы, повышается эффективность обучения.

Происходит переход от учения как принудительного запоминания к учению как процессу умственного развития.