Наша школа носит статус “Школа здоровья”.
Основная цель деятельности коллектива – сформировать личностно-ориентированное отношение учащихся к школьным предметам. Одна из форм такой работы – проведение нетрадиционных уроков.
Цели:
- Развивать познавательную активность учащихся, используя игровые формы учебной деятельности;
- Развивать творческое мышление, общую культуру, умения работать в коллективе;
- В игровой форме развить у учащихся интерес к химии, расширить научный кругозор.
Условия игры:
- Урок КВН можно провести внутри одного класса, так и между параллелью. О проведении сообщается заранее. Команда состоит из 8 человек, один из них капитан.
- Жюри формируется из старшеклассников, педагог смежного предмета, завуч.
- Заранее подготовить таблицы с прорезями, таблички для жюри
- Команда придумывает название, эмблему.
Оборудование:
- Фишки зеленого и синего цвета;
- Портрет Лавуазье и Бойля;
- Таблица с прорезями (можно позаимствовать в начальной школе);
- Карточки с текстами заданий;
- Пробирки, спиртовка, спички, малахит ,металлический штатив ,железо, раствор хлорида меди (II), пробиркодержатель ,штатив для пробирок.
Разминка капитанов.
1-й ведущий. Показывает одному капитану портрет Антуана Лавуазье, второму Роберта Бойля. Каждый из капитанов должен назвать ученого и ответить, связано ли его имя с открытием закона сохранения массы веществ.
2-й ведущий.
Конкурс пантомима. 2–3 мин на подготовку, 2 человека от команды, обладающих чувством юмора, богатым воображением, приглашаются для участия в конкурсе мимов.
Задание:
а) Отразите в пантомиме, что произойдет в случае неправильного обращения со
спиртовкой.
б) Что произойдет в случае неправильного определения запаха вещества.
Конкурс “химические понятия”.
1-й ведущий.
Отличить чистое вещество от смеси:
- задание выполняют по одному человек от команды;
- время 2 мин;
- если правильно – 2 очка.
Конкурс сводится к расстановке фишек в прорези таблицы (зеленой в случае чистого вещества, синей – в случае смеси).
Список веществ: Сахар, морская вода, почва, кислород, воздух, молоко ,алюминий, гранит.
2-й ведущий.
Отличить физическое явление от химического:
- время 1 минута;
- правильно 1 очко;
- 1 человек от команды.
На доске прикреплена таблица с предложениями и графой для фишек:
Перечень явлений: Кипение воды, прокаливание меди, испарение спирта, ржавление железа, гниение листьев, обугливание сахара, выпаривание раствора соли.
Зеленые фишки – физическое явление; красные – химические.
1-й ведущий.
Вопросы болельщикам 1ой команды:
- Какие явления называются физическими?
- Какие явления называются химическими?
- 1 очко плюс команде за правильный ответ.
Конкурс “эксперимент”.
2-й ведущий.
Кто быстрее и правильнее нагреет воду в пробирке? Один человек от команды.
Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, спички, пустая пробирка, вода в колбе.
Зная правила обращения со спиртовкой и металлическим штативом, укрепить пробирку с водой и довести её до кипения.
- максимально – 5 очков.
Конкурс “Знаю ли я свойства веществ”.
1-й ведущий
Вопросы командам. О каком элементе идет речь?
- Этот элемент обозначали алхимики тонким серпиком, знаком Луны и называли лунным металлом. Этот металл с красивым белым цветом. Сплавы этого металла с медью идут на чеканку монет, медалей, значков. Этот металл лучше всех проводит ток, убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести даже при длительном хранении; её называют “святой”.(серебро)
- Хрупкое вещество желтого цвета , легко измельчается в порошок, легко плавится, неметалл. Страницы китайских рукописей первые возвестили миру о приготовлении пороха, в его состав входит этот… элемент.
Сохранившиеся пирамиды древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок, косметических средств ещё во II тысячелетии до н.э. Этот неметалл– волшебная палочка, ведь с её помощью натуральный каучук превращается в резину. (Сера.)
Конкурс “Перестрелка”.
2-й ведущий.
Команды друг другу задают вопросы.
Например;
- Какой элемент Максим Горький назвал железным Дьяволом? Почему? (Золото.)
- Кому принадлежат слова – “ Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие” (Ломоносов М.В.)
- Сейчас зажженную свечу
Я в эту банку окуну,
Но одно мне здесь не ясно
От чего же она гаснет?
(Демонстрация опыта.) - Кто назвал М.В. Ломоносова “первым русским университетом”? За что? (Пушкин А.С. за многосторонность интересов, которые проявил учёный.)
- Когда был открыт первый русский университет? (1755 г. По инициативе Ломоносова.)
- Определите , в какой пробирке обычная вода, а в какой раствор известковой воды? (Демонстрация опыта.)
1-й ведущий.
Определите какие вещества простые, а какие сложные.
- задание выполняют по 1 человеку от команды.
- время 1 минута.
- за правильный ответ 1 очко.
Даны два одинаковых набора веществ, разделить их на две группы.
AL; CaCO3; CuO; H2O; Cu; Pb; малахит; Zn; колба с O2; колба с CO2; Fe2O3.
Вопросы болельщикам.
2-й ведущий.
- Какой поэт написал поэму “ О природе вещей “ воспел атомы и молекулы?
- Назовите даты жизни М.В.Ломоносова (19 ноября 1711г. – 4 апреля 1765г.)
1-й ведущий
Игра-аукцион Кто быстрее?
- 1 человек от команды за 1 мин может получить максимально 6 очков.
Задание:
Расставить карточки с символами элементов в кармашке, согласно их произношению
(Или расставить карточки с символами согласно их названия). Использовать первые 20 элементов.
2-й ведущий.
Кто точно и быстро подсчитает относительную молекулярную массу веществ, выраженную химическими формулами N2O5 , Na2CO3 ,Сu(NO3)2
- от команды по одному человеку;
- время – 2 минуты;
- за первую формулу 1 очко;
- за вторую 2 очка;
- за третью 3 очка.
Пока идет подсчет масс предлагаю конкурс
Конкурс “Тайнопись”.
1-й ведущий.
По 1 человеку от команды, каждая правильная форма 0.5 очки (мах 2.5)
В старой пожелтевшей рукописи были приведены химические формулы
Но их было трудно разобрать. Неразборчивые символы и индексы обозначены крестиками. Восстановите формулы
1-я команда 2-я команда |
AlxO3 BaClx |
AlX3 ZnClx |
P2Ox XCl |
NHx XCl3 |
NaxS Ca3Px |
2 – Выпишите в клетке по одной букве так, чтобы получились названия трех химических элементов, имеющих одинаковые последние три буквы, причем первый в соединениях проявляет переменную валентность; а второй и третий постоянную второй – II ; третий – I принимают по 1 человеку, за 1 мин сможете набрать 3 очка.
Приложение 1.- углерод
- кислород
- водород
1-й ведущий.
Пока решают ребята головоломку, вопрос болельщикам.
- О каких двух ученых идет речь: Число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии первого кроме согласных, все гласные буквы “O” , а у другого тоже количество букв “E”.(3 очка)
- Чем объяснить, что пары воды в одних случаях видны, а в других – нет ?
(При охлаждении невидимые пары воды сгущаются и образуют туман, который хорошо виден наподобие белого облака.)
Конкурс “ Эксперимент”.
2-й ведущий.
Для любителей эксперимента. Даны в лотках два одинаковых набора. Приглашают двух человек, max 5 очков.
Даны вещества и оборудование: пробирка, спиртовка, малахит, спички ,металлический штатив, железо, раствор хлорида меди (II), медь, пробиркодержатель, штатив для пробирок.
Какие знакомые опыты можно провести с данными веществами?
1-я команда – реакция разложения.
2-я команда – реакция замещения.
Указать признаки реакции.
1-й ведущий.
Наведите порядок на демонстрационном столе. Пригласить по 1 человеку от команды и попросить убрать реактивы со стола.
После этого сказать: “Молодцы! Ребята вы славно потрудились. Я вас угощаю конфетами. Пожалуйста!”
(Тот кто ест конфеты, проигрывает, т.к. в химической лаборатории кушать запрещается.)
Команде либо +2 балла, либо – 2 балла.
2-й ведущий.
На листе ватмана изображен кроссворд. Вы можете максимально заработать 10 баллов за 3-5 мин.
Приложение 2.По горизонтали:
- Великий русский ученый (Ломоносов).
- Составная часть молекулы (атом).
- Вода в газообразном состоянии (пар).
- Приспособление для закрывания пробирок (пробка).
- Деталь прибора для фильтрования (фильтр).
- Вид атомов (элемент).
- Стеклянный или фарфоровый сосуд без ручки (стакан).
По вертикали:
- Зеленое вещество, используемое для изготовления украшений (малахит).
- Наука, изучающая вещества и их превращения (химия).
- Способ разделения смесей (отстаивание).
- Вещество, из которого можно получить и кислород, и водород (вода).
- Стеклянный сосуд с горлом (колба).
- Металл в жидком состоянии (ртуть).
- Мельчайшая частица вещества (молекула).
- Металл красного цвета, хороший проводник электричества (медь).
1-й ведущий.
Пока команды разгадывают кроссворд, вопросы болельщикам:
- Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи
И в простом карандаше
Его встречаем даже.
О каком элементе идет речь? (Углерод.)
- Из-за этого металла воевали сотни лет
Короли и королевы обожали желтый цвет
Деньги, брошки, побрякушки
Делал умный ювелир
Из-за этих вот игрушек нарушали часто мир.
(Золото.)
- Какой элемент академик Александр Ферсман назвал “Элементом жизни и мысли”? (Фосфор.)
- Какой элемент называется зловонным? (Бром.)
- Что означает в переводе с латинского элемент “купрум”. (Медь.)
- В каком произведении говорится о свойствах элемента светоноса? (Конан Дойль “Собака Баскервилей”.)
Подведение итогов.
Награждение.
Заключительное слово о химии как науке.