Оборудование: плакаты с изображением букв и предметов, начинающихся с этой буквы, разноцветные воздушные шарики, большие цветные фотографии детей – на стенах актового зала; рисунки детей с буквами – выставка; на сцене – декорация – корабль, на парусах которого изображена обложка “Азбуки”.
Для 1-го спектакля: сшитая из ткани варежка, мешок и палка у деда. У актёров – костюмы животных.
Для 2-го спектакля: декорации – дом из картона. У актёров – костюмы животных. (За шторами.)
У Азбуки в руках цветик-семицветик.
Стоит пианино, помогает учитель музыки.
В зале сидят гости. Звучит музыка, дети встают со своих мест и исполняют песню.
“Чему учат в школе”. (Автор слов – М. Пляцковский, композитор – В. Шаинский)
Учитель: “Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день. Мы прощаемся с нашей первой книгой – Азбукой! Прощание – это всегда волнение, даже слёзы. Но мы надеемся, что слёз сегодня не будет. Ведь у нас сегодня праздник ”.
Дети, давайте позовём – “Аз – бу – ка!”.
Учитель: – Азбука, мы тебя ждём!
(Выходит на сцену Азбука.)
Азбука: Здравствуйте, мамы и папы! Здравствуйте, бабушки и дедушки!
Здравствуйте уважаемые учителя! Привет мальчики и девочки! Я рада встрече с вами!
Азбука: Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами!
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.Я учила буквам вас, и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а ещё терпению.
Вас сегодня не узнать – стали бойко вы читать!
Очень грамотными стали – поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: “Рада, я, друзья, за вас!”
Учитель: Уважаемая азбука, принимай парад букв!
Азбука: Есть принимать парад!
Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я.
(Дети выходят по очереди и строятся перед сценой.)
Азбука: Буквы гласных звуков здесь?
– Да.
Азбука: Буквы согласных звуков здесь?
– Да.
Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков здесь?
– Да.
(Дети читают стихи А.В.Кочергиной).
С “А” Азбука наша, друзья, начинается. С буквами встреча для вас открывается. Наш герой без всяких штучек В букве “Б” увидел ключик, Что когда-то подарила Ему бабушка Тортила. Завитушка-кренделёк, Он попал к нам на урок. И теперь он в алфавите Буквой “В” стоит, смотрите! Встал по струнке уголок В “Азбуке” моей, дружок. Он не хочет быть углом, |
Вырезал флажок упорно, Только вышел он неровно. Но зато у нас теперь Есть цветная буква “Р”. Ночью в небо я смотрел: В небе каравай висел. Кто потом его клевал? Букву “С” кто рисовал? Тесто, тучки, телефон, Точки, танкер и тритон. Как антенны, встали в ряд – Буквы “Т” в словах стоят. Среди букв стоит сучок |
“Г” его мы назовём. Есть изба на курьих ножках На неведомых дорожках. Почему же та изба Рядом с буквой “Г” и “А”? Буква “В” мне объяснила: Применялась злая сила. Мы исправим это зло: Буква “Д” у нас добро! “З” зеркально отразили – Букву “Е” мы получили. Завиточки, завиточки… К букве “Е” прибили точки. Что же это за враньё? Тут не “Е” стоит, а “Ё”. Что за чудо?! Вот так да! Страшный жук ползёт сюда. Среди букв остановился, В букву “Ж” он превратился. – Ой, Маришка, посмотри! На странице цифра “три”. Как в слова она попала? – Букву “З” я в ней узнала! Я две палочки, дружок, Соединил наискосок. Ты внимательно смотри: Это буква-буква “И”! Йогурт, Йемен, йод и йог: Буква “Й” даёт урок. Я отрезок взял, поставил, Уголок к нему приставил. И теперь из уголка Получилась буква “К”. Наши палочки устали, Ровненько стоять не стали, Вот друг к дружке наклонились, В букву “Л” оборотились. Буквы “Л” я две поставил Букву новую составил. И теперь скажу я всем: Эта буква – буква “М”! Вот с подушками кровать, Но на ней не будем спать. Знает Настя и Арсен, Что кровать та – буква “Н”. Знаем, Карлсон любит плюшки, А Незнайка выбрал сушки. И пока не понял, что Взял не сушку, – букву “О”. В руки палочку возьми, Да не две, а лучше три. Две поставь, а третью На них положим, дети. Что за буква? Посмотрите И её мне назовите. (“П”.) |
Или для пальто крючок. И по правде вам скажу – С буквой “У” всегда дружу. Ножницы я в руку взял – Букву “Ф” я в них узнал. Повернул я плюс – ха, ха! Он теперь не плюс, а “Х”! На качели мы присели. Что за странные качели! Не качаются никак… – Это буква “Ц” , чудак! Вот буква “Ч”. А наш Егорка Кричит дедуле: – Тут четвёрка! Потом увидел он “четыре”. Тут буква “Ч”! – Кричит он Ире. А теперь смотри, дружок: В нашей строчке гребешок. Не могу никак понять: Что им можно расчесать?(“Ш”) Щётка есть, но вот беда: Не чистят ею никогда. Пусть в строй букв она вернётся, Буквой “Щ” всегда зовётся. Раз два слова: “сели”, “съели” - Друг на друга поглядели. Не поймут те забияки: Их отличье – в ТВЁРДОМ ЗНАКЕ! Вот, ребята, мягкий знак Держит палочку в руках. – Мягкий Знак, ну не спеши! Ты же станешь буквой Ы! Этот знак – смотри, дружок, – Примостился в уголок. И теперь у нас не угол, А для топки нужный уголь.(Ь) Мастер наш, фотограф Петя, Букву “С” застал в буфете. Буква эта так крутилась, Так смеялась и дразнилась, Что потом на фото Петя Букву “С” уже не встретил. Там – представьте вы себе!- Получилась буква “Э”! “О” – смотрите: вот дела! – В руки палочку взяла, На неё облокотилась В букву “Ю” оборотилась. “Я” вперёд поставит ножку И закончит всю дорожку. От начальной буквы “А” Я до “Я” дошёл, друзья! |
Звучит песня. “Первоклашка, первоклассник, у тебя сегодня праздник…”, муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина (Дети стоят на своих местах.)
(Потом по очереди тихонько садятся на свои места в зале.)
Азбука: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие вместе со мной. Давайте вспомним всё, о чём говорили на уроках. Путешествовать будем на корабле. Нас много, мы все поместимся.
Но, чтобы попасть на корабль, нужно отгадать загадки.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться! КНИГАЧёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. БУКВЫТо я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ТЕТРАДЬЕсли ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? КАРАНДАШ.
Азбука: Молодцы, вы успешно справились с заданием. Занимаем свои места и выходим в открытое море!
(Раздаётся шум, гром. На сцену выбегают пираты!)
(На роль пиратов приглашены ученики 5 класса. Мои выпускники.)
1-й пират – Зачем вы тут собрались?
2-й пират – Как вас много!
3-й пират – А что вы здесь делаете?
4-й пират – А мы никуда вас не пустим!
1-пират: Эй, полундра! Все наверх!!
Что за шутки? Что за смех?
2-й пират: Мы веселья не выносим,
Что хотим – берем, не просим.
3-й пират: Спорить с нами мало толку,
Нет преград морскому Волку.
4-й пират: Знаем клады всех морей
В трюмах разных кораблей. (Б. Рысев)
Азбука: Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?
(Дети кричат – пираты!)
1-й пират: Мы бедные, мы бедные,
Мы бедные пираты
Нас очень, очень,
Очень даже жаль.
2-й пират: Мы грабим и корветы и фрегаты.
А почему? А потому,
Что не привили нам мораль.
3-й пират: Пиратам не нужны науки.
И это ясно почему:
4-й пират: У нас и ноги есть, и руки,
А голова нам ни к чему. (Р. Сеф)
(Пираты подбегают к Азбуке и хватают её.)
Азбука: Пираты, не задерживайте, пожалуйста, нас! Ребята сегодня прощаются со мной. Они теперь знают все буквы, умеют читать и писать!
1-й пират: – А мы букв никогда не знали,
2-й пират: – Мамы сказки нам не читали!
3-й пират: – И сейчас мы не читаем,
4-й пират: – И никаких сказок мы не знаем!
Азбука: Бедные, вы, бедные! А ребята 1 а класса так хорошо научились читать, что могут вам любую сказку прочесть и даже показать спектакль.
Садитесь и смотрите!
(Дети показывают спектакль. Украинская народная сказка “Рукавичка”).
1-й пират – Да, здорово.
2-й пират – Что-то мне тоже захотелось почитать!
3-й пират – А я не умею, не хочу и не буду!
4-й пират – И мне радостно сказать: “Не умею я читать!”
3-й пират – А я и писать не умею, и так играть!
Азбука: Ребята, а давайте научим пиратов нашим играм!
Можно бегать – дети сидя топают ногами,
И шуметь – дети поднимают руки и произносят шу, шу, шу.
Танцевать – дети встают, руки согнуты в локтях и движутся,
И песни петь – дети поют, дережируя, ля, ля, ля.
Можно сесть и помолчать – палец у рта,
Только, чур, нельзя скучать! (Подвижная игра.)
Азбука: Дети споют вам песню “По секрету всему свету…”
(Автор слов – М. Танич, композитор – В. Шаинский)
Азбука: А сейчас ещё одна сказка.
(Дети показывают ещё одну инсценировку. Сказка “Зимовье зверей”. Пираты сидят на полу и восхищённо хлопают в ладоши, кричат, иногда перебивают актёров).
Азбука: Ребята, внимание, проводим конкурс вежливости для наших пиратов, а то они не умеют себя вести, с нами не поздоровались, мешали всем смотреть спектакль.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... (Дети хором: спасибо.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (Дети хором: добрый день.)
Ребенок вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, ... (Дети хором: здравствуйте.)Когда нас бранят за шалости
Говорим: Простите, ... (Дети хором: пожалуйста.)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (Дети хором: до свидания.)
Учитель: Пираты, вот какие вежливые слова надо произносить. Наши дети умеют себя вести.
Азбука: Ребята, у меня в руках цветик-семицветик. Кто выйдет ко мне, сорвёт лепесток и прочитает для всех учеников задание? (Литературная викторина по сказкам.) Читают дети!
У кого были большие руки, большие уши, большие глаза, большие зубы? (У волка
в сказке “Красная Шапочка”.)
Что мельник оставил в наследство трём сыновьям? (Мельницу, осла и кота, “Кот в
сапогах”)
Как королевич разбудил спящую красавицу? (Поцелуем, “Спящая красавица”)
В сказке А.С. Пушкина одна из девиц стала царицей, вторая – ткачихой. А кем
стала третья девица? (Поварихой, “Сказка о царе Салтане…”)
Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря?(33 года,
“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Азбука: Молодцы! Все мои задания выполнили.
А теперь поиграем вместе с пиратами.
Я приготовила для вас ещё одну интересную игру.
Игра "Это я, это я, это все мои друзья".
– Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
– Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?
– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
– Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?
– Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на пять?
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Кто в постели целый день и кому учиться лень?
– А скажите мне, ребятки, кто утром делает зарядку?
(Пираты ошибаются, а дети отвечают правильно).
Азбука: Ещё одна интересная игра. “Загадки-догадки”.
1. Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...
(петух)
2. Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
(белка)
3. Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный ... (бабочка)
4. Кружевную паутину
Сплёл искусно ... (паук)
5. В курятнике большая драка!
Кто зачинщики? Два ... (петуха)
6. Очень медленно и тихо
По листу ползёт ... (улитка)
Азбука: Ребята, а давайте ещё расскажем нашим пиратам о школе.
Девочки:
Утром рано просыпайся.
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Мальчики:
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Девочки:
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
На уроках не хихикай,
Стул туда сюда не двигай.
Мальчики:
Педагога уважай
И соседу не мешай.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Все хором:
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
1-й пират – Жалко с Азбукой, со школой прощаться!
2-й пират – Не хотим с вами расставаться!
3-й пират – Да, с вами было так чудесно!
4-й пират – Всем нам очень интересно!
Учитель: А дальше будет ещё интереснее. Азбуку нам заменит “Литературное
чтение”.
Слово библиотекарю школы Гагариной Татьяне Тарасовне.
Библиотекарь:
Библиотека откроет вам двери
И самые лучшие книги доверит,
Гляди веселее и чуть подожди!
Вас столько чудесного ждёт впереди!
(Вручаются детям книги в подарок.)
Учитель:
Позади нелёгкий труд слогового чтения,
Вам сегодня выдают удостоверения!
В том, что азбуку прочли, полный курс наук прошли,
И теперь без передышки мы прочтём любые книжки!
(Вручение памятных дипломов.)
Азбука: Передаём привет родителям, которые находятся на суше и очень переживают за нас.
(Дети машут рукой своим родителям, сидящим в актовом зале.)
(Поздравительное слово от родителей.)
1-й пират –
Смех и слёзы, радость и печаль
За год вам довелось испытать.
2-й пират –
Но стараний ваших вам не жаль,
Книги вам легко теперь читать.
3-й пират – До свидания, до свидания!
4-й пират – А на следующий год ваша Азбука научит тех, кто в первый класс придёт!
Учитель: Подошёл конец нашему путешествию. Мы снова у себя в актовом зале. Пираты теперь будут учиться в школе. Они не хотят отпускать нашу Азбуку. А мы попрощаемся с нашей первой книгой, впереди нас ждёт путешествие по другим замечательным учебникам.
Дети хором: “Спасибо, Азбука, и до свидания!”.
Пираты уходят вместе с Азбукой и машут всем на прощание.
Дети исполняют песню о дружбе и верности. “Когда мои
друзья со мной”.
(Автор слов – М. Танич, композитор – В. Шаинский)
По окончании праздника первоклассники дарят свои рисунки с буквами малышам из детского сада.
Литература:
- М.А.Бесова “ Шутки, игры, песни соберут нас вместе”, Ярославль, “АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ”, 2001.
- В.В. Волина “Занимательное азбуковедение”, М, “Просвещение”, 1994.
- А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина “Учим азбуку, играя”, М., “5 за знания”, 2009.
- С.Я. Маршак, Стихи, “Росмэн”, 1997.