Внеклассное мероприятие "Прощание с Азбукой". 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Оборудование: плакаты с изображением букв и предметов, начинающихся с этой буквы, разноцветные воздушные шарики, большие цветные фотографии детей – на стенах актового зала; рисунки детей с буквами – выставка; на сцене – декорация – корабль, на парусах которого изображена обложка “Азбуки”.

Для 1-го спектакля: сшитая из ткани варежка, мешок и палка у деда. У актёров – костюмы животных.

Для 2-го спектакля: декорации – дом из картона. У актёров – костюмы животных. (За шторами.)

У Азбуки в руках цветик-семицветик.

Стоит пианино, помогает учитель музыки.

В зале сидят гости. Звучит музыка, дети встают со своих мест и исполняют песню.

“Чему учат в школе”. (Автор слов – М. Пляцковский, композитор – В. Шаинский)

Учитель: “Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день. Мы прощаемся с нашей первой книгой – Азбукой! Прощание – это всегда волнение, даже слёзы. Но мы надеемся, что слёз сегодня не будет. Ведь у нас сегодня праздник ”.

Дети, давайте позовём – “Аз – бу – ка!”.

Учитель: – Азбука, мы тебя ждём!

(Выходит на сцену Азбука.)

Азбука: Здравствуйте, мамы и папы! Здравствуйте, бабушки и дедушки!

Здравствуйте уважаемые учителя! Привет мальчики и девочки! Я рада встрече с вами!

Азбука: Только в школу вы пришли –

Встретилась я с вами!
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас, и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а ещё терпению.
Вас сегодня не узнать – стали бойко вы читать!
Очень грамотными стали – поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: “Рада, я, друзья, за вас!”

Учитель: Уважаемая азбука, принимай парад букв!

Азбука: Есть принимать парад!

Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я.

(Дети выходят по очереди и строятся перед сценой.)

Азбука: Буквы гласных звуков здесь?

– Да.

Азбука: Буквы согласных звуков здесь?

– Да.

Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков здесь?

– Да.

(Дети читают стихи А.В.Кочергиной).

С “А” Азбука наша, друзья, начинается.
С буквами встреча для вас открывается.
Наш герой без всяких штучек
В букве “Б” увидел ключик,
Что когда-то подарила
Ему бабушка Тортила.
Завитушка-кренделёк,
Он попал к нам на урок.
И теперь он в алфавите
Буквой “В” стоит, смотрите!
Встал по струнке уголок
В “Азбуке” моей, дружок.
Он не хочет быть углом,
Вырезал флажок упорно,
Только вышел он неровно.
Но зато у нас теперь
Есть цветная буква “Р”.
Ночью в небо я смотрел:
В небе каравай висел.
Кто потом его клевал?
Букву “С” кто рисовал?
Тесто, тучки, телефон,
Точки, танкер и тритон.
Как антенны, встали в ряд –
Буквы “Т” в словах стоят.
Среди букв стоит сучок
“Г” его мы назовём.
Есть изба на курьих ножках
На неведомых дорожках.
Почему же та изба
Рядом с буквой “Г” и “А”?
Буква “В” мне объяснила:
Применялась злая сила.
Мы исправим это зло:
Буква “Д” у нас добро!
“З” зеркально отразили –
Букву “Е” мы получили.
Завиточки, завиточки…
К букве “Е” прибили точки.
Что же это за враньё?
Тут не “Е” стоит, а “Ё”.
Что за чудо?! Вот так да!
Страшный жук ползёт сюда.
Среди букв остановился,
В букву “Ж” он превратился.
– Ой, Маришка, посмотри!
На странице цифра “три”.
Как в слова она попала?
– Букву “З” я в ней узнала!
Я две палочки, дружок,
Соединил наискосок.
Ты внимательно смотри:
Это буква-буква “И”!
Йогурт, Йемен, йод и йог:
Буква “Й” даёт урок.
Я отрезок взял, поставил,
Уголок к нему приставил.
И теперь из уголка
Получилась буква “К”.
Наши палочки устали,
Ровненько стоять не стали,
Вот друг к дружке наклонились,
В букву “Л” оборотились.
Буквы “Л” я две поставил
Букву новую составил.
И теперь скажу я всем:
Эта буква – буква “М”!
Вот с подушками кровать,
Но на ней не будем спать.
Знает Настя и Арсен,
Что кровать та – буква “Н”.
Знаем, Карлсон любит плюшки,
А Незнайка выбрал сушки.
И пока не понял, что
Взял не сушку, – букву “О”.
В руки палочку возьми,
Да не две, а лучше три.
Две поставь, а третью
На них положим, дети.
Что за буква? Посмотрите
И её мне назовите. (“П”.)
Или для пальто крючок.
И по правде вам скажу –
С буквой “У” всегда дружу.
Ножницы я в руку взял –
Букву “Ф” я в них узнал.
Повернул я плюс – ха, ха!
Он теперь не плюс, а “Х”!
На качели мы присели.
Что за странные качели!
Не качаются никак…
– Это буква “Ц” , чудак!
Вот буква “Ч”. А наш Егорка
Кричит дедуле:
– Тут четвёрка!
Потом увидел он “четыре”.
Тут буква “Ч”! –
Кричит он Ире.
А теперь смотри, дружок:
В нашей строчке гребешок.
Не могу никак понять:
Что им можно расчесать?(“Ш”)
Щётка есть, но вот беда:
Не чистят ею никогда.
Пусть в строй букв она вернётся,
Буквой “Щ” всегда зовётся.
Раз два слова: “сели”, “съели” -
Друг на друга поглядели.
Не поймут те забияки:
Их отличье – в ТВЁРДОМ ЗНАКЕ!
Вот, ребята, мягкий знак
Держит палочку в руках.
– Мягкий Знак, ну не спеши!
Ты же станешь буквой Ы!
Этот знак – смотри, дружок, –
Примостился в уголок.
И теперь у нас не угол,
А для топки нужный уголь.(Ь)
Мастер наш, фотограф Петя,
Букву “С” застал в буфете.
Буква эта так крутилась,
Так смеялась и дразнилась,
Что потом на фото Петя
Букву “С” уже не встретил.
Там – представьте вы себе!-
Получилась буква “Э”!
“О” – смотрите: вот дела! –
В руки палочку взяла,
На неё облокотилась
В букву “Ю” оборотилась.
“Я” вперёд поставит ножку
И закончит всю дорожку.
От начальной буквы “А”
Я до “Я” дошёл, друзья!

 

Звучит песня. “Первоклашка, первоклассник, у тебя сегодня праздник…”, муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина (Дети стоят на своих местах.)

(Потом по очереди тихонько садятся на свои места в зале.)

Азбука: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие вместе со мной. Давайте вспомним всё, о чём говорили на уроках. Путешествовать будем на корабле. Нас много, мы все поместимся.

Но, чтобы попасть на корабль, нужно отгадать загадки.

Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться! КНИГА

Чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. БУКВЫ

То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ТЕТРАДЬ

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? КАРАНДАШ.

Азбука: Молодцы, вы успешно справились с заданием. Занимаем свои места и выходим в открытое море!

(Раздаётся шум, гром. На сцену выбегают пираты!)

(На роль пиратов приглашены ученики 5 класса. Мои выпускники.)

1-й пират – Зачем вы тут собрались?
2-й пират – Как вас много!
3-й пират – А что вы здесь делаете?
4-й пират – А мы никуда вас не пустим!
1-пират: Эй, полундра! Все наверх!!
Что за шутки? Что за смех?
2-й пират: Мы веселья не выносим,
Что хотим – берем, не просим.
3-й пират: Спорить с нами мало толку,
Нет преград морскому Волку.
4-й пират: Знаем клады всех морей
В трюмах разных кораблей. (Б. Рысев)

Азбука: Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?

(Дети кричат – пираты!)

1-й пират: Мы бедные, мы бедные,
Мы бедные пираты
Нас очень, очень,
Очень даже жаль.
2-й пират: Мы грабим и корветы и фрегаты.
А почему? А потому,
Что не привили нам мораль.
3-й пират: Пиратам не нужны науки.
И это ясно почему:
4-й пират: У нас и ноги есть, и руки,
А голова нам ни к чему. (Р. Сеф)

(Пираты подбегают к Азбуке и хватают её.)

Азбука: Пираты, не задерживайте, пожалуйста, нас! Ребята сегодня прощаются со мной. Они теперь знают все буквы, умеют читать и писать!

1-й пират: – А мы букв никогда не знали,
2-й пират: – Мамы сказки нам не читали!
3-й пират: – И сейчас мы не читаем,
4-й пират: – И никаких сказок мы не знаем!

Азбука: Бедные, вы, бедные! А ребята 1 а класса так хорошо научились читать, что могут вам любую сказку прочесть и даже показать спектакль.

Садитесь и смотрите!

(Дети показывают спектакль. Украинская народная сказка “Рукавичка”).

1-й пират – Да, здорово.
2-й пират – Что-то мне тоже захотелось почитать!
3-й пират – А я не умею, не хочу и не буду!
4-й пират – И мне радостно сказать: “Не умею я читать!”
3-й пират – А я и писать не умею, и так играть!
Азбука: Ребята, а давайте научим пиратов нашим играм!
Можно бегать – дети сидя топают ногами,
И шуметь – дети поднимают руки и произносят шу, шу, шу.
Танцевать – дети встают, руки согнуты в локтях и движутся,
И песни петь – дети поют, дережируя, ля, ля, ля.
Можно сесть и помолчать – палец у рта,
Только, чур, нельзя скучать! (Подвижная игра.)

Азбука: Дети споют вам песню “По секрету всему свету…”
(Автор слов – М. Танич, композитор – В. Шаинский)

Азбука: А сейчас ещё одна сказка.

(Дети показывают ещё одну инсценировку. Сказка “Зимовье зверей”. Пираты сидят на полу и восхищённо хлопают в ладоши, кричат, иногда перебивают актёров).

Азбука: Ребята, внимание, проводим конкурс вежливости для наших пиратов, а то они не умеют себя вести, с нами не поздоровались, мешали всем смотреть спектакль.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... (Дети хором: спасибо.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (Дети хором: добрый день.)
Ребенок вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, ... (Дети хором: здравствуйте.)

Когда нас бранят за шалости
Говорим: Простите, ... (Дети хором: пожалуйста.)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (Дети хором: до свидания.)

Учитель: Пираты, вот какие вежливые слова надо произносить. Наши дети умеют себя вести.

Азбука: Ребята, у меня в руках цветик-семицветик. Кто выйдет ко мне, сорвёт лепесток и прочитает для всех учеников задание? (Литературная викторина по сказкам.) Читают дети!

У кого были большие руки, большие уши, большие глаза, большие зубы? (У волка в сказке “Красная Шапочка”.)
Что мельник оставил в наследство трём сыновьям? (Мельницу, осла и кота, “Кот в сапогах”)
Как королевич разбудил спящую красавицу? (Поцелуем, “Спящая красавица”)
В сказке А.С. Пушкина одна из девиц стала царицей, вторая – ткачихой. А кем стала третья девица? (Поварихой, “Сказка о царе Салтане…”)
Сколько лет жил старик со старухой в землянке у самого синего моря?(33 года, “Сказка о рыбак
е и рыбке”)

Азбука: Молодцы! Все мои задания выполнили.

А теперь поиграем вместе с пиратами.

Я приготовила для вас ещё одну интересную игру.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья".

– Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
– Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?
– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
– Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?
– Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на пять?
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Кто в постели целый день и кому учиться лень?
– А скажите мне, ребятки, кто утром делает зарядку?

(Пираты ошибаются, а дети отвечают правильно).

Азбука: Ещё одна интересная игра. “Загадки-догадки”.

1. Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...
(петух)
2. Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
(белка)
3. Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный ... (бабочка)
4. Кружевную паутину
Сплёл искусно ... (паук)
5. В курятнике большая драка!
Кто зачинщики? Два ... (петуха)
6. Очень медленно и тихо
По листу ползёт ... (улитка)

Азбука: Ребята, а давайте ещё расскажем нашим пиратам о школе.

Девочки:

Утром рано просыпайся.
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.

Мальчики:

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.

Девочки:

Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
На уроках не хихикай,
Стул туда сюда не двигай.

Мальчики:

Педагога уважай
И соседу не мешай.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.

Все хором:

На уроке не болтай,
Как заморский попугай.

1-й пират – Жалко с Азбукой, со школой прощаться!
2-й пират – Не хотим с вами расставаться!
3-й пират – Да, с вами было так чудесно!
4-й пират – Всем нам очень интересно!
Учитель: А дальше будет ещё интереснее. Азбуку нам заменит “Литературное чтение”.

Слово библиотекарю школы Гагариной Татьяне Тарасовне.

Библиотекарь:

Библиотека откроет вам двери
И самые лучшие книги доверит,
Гляди веселее и чуть подожди!
Вас столько чудесного ждёт впереди!

(Вручаются детям книги в подарок.)

Учитель:

Позади нелёгкий труд слогового чтения,
Вам сегодня выдают удостоверения!
В том, что азбуку прочли, полный курс наук прошли,
И теперь без передышки мы прочтём любые книжки!

(Вручение памятных дипломов.)

Азбука: Передаём привет родителям, которые находятся на суше и очень переживают за нас.

(Дети машут рукой своим родителям, сидящим в актовом зале.)

(Поздравительное слово от родителей.)

1-й пират

Смех и слёзы, радость и печаль
За год вам довелось испытать.

2-й пират

Но стараний ваших вам не жаль,
Книги вам легко теперь читать.

3-й пират – До свидания, до свидания!

4-й пират – А на следующий год ваша Азбука научит тех, кто в первый класс придёт!

Учитель: Подошёл конец нашему путешествию. Мы снова у себя в актовом зале. Пираты теперь будут учиться в школе. Они не хотят отпускать нашу Азбуку. А мы попрощаемся с нашей первой книгой, впереди нас ждёт путешествие по другим замечательным учебникам.

Дети хором: “Спасибо, Азбука, и до свидания!”.

Пираты уходят вместе с Азбукой и машут всем на прощание.

Дети исполняют песню о дружбе и верности.Когда мои друзья со мной”.
(Автор слов – М. Танич, композитор – В. Шаинский)

По окончании праздника первоклассники дарят свои рисунки с буквами малышам из детского сада.

Литература:

  1. М.А.Бесова “ Шутки, игры, песни соберут нас вместе”, Ярославль, “АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ”, 2001.
  2. В.В. Волина “Занимательное азбуковедение”, М, “Просвещение”, 1994.
  3. А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина “Учим азбуку, играя”, М., “5 за знания”, 2009.
  4. С.Я. Маршак, Стихи, “Росмэн”, 1997.