Проблемы взаимоотношений в семье по рассказу В.Осеевой "Бабка". 6-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


Цели:

  1. Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  2. Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Включается музыка (мелодия “Одинокий пастух”).

2. Стадия вызова. Сказка-притча (рассказать):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.) Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами проанализируем этот рассказ, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Приложение 1.

Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ).

Обсуждение содержания:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
  3. Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
  4. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту , подтвердите словами из текста.)
  5. Почему вы так решили? (Много морщин.)
  6. О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
  7. Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.)
  8. А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.)
  9. Как выдумаете, почему?
  10. А как вы называете своих бабушек, значит и про вашу бабушку тоже говорится в этом рассказе!

Отношение к бабке её домашних.

· Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)

Да, бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.

– Отношение к бабке Борьки

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Поговорим о ней поподробнее.

  • Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
  • А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
  • Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)

Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)

· Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа)

Физминутка

Анализ заключительной части рассказа.

  • Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте стр. 4
  • Что осталось? (Шкатулка.)
  • Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
  • Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
  • Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)
  • А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
  • Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
  • Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Ребята, у вас у всех есть бабушки и мне радостно от того, что вы относитесь к ним не так как Борька. Включается презентация: на каждом слайде фото бабушки с подписью из сочинений, учащиеся сами читают о своих бабушках.

Cлово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно. Я хочу, чтобы вы помнили, что наши родные близкие люди не вечны, я хочу, чтобы вы не опоздали сказать прости. После этих слво включается музыка

Последний слад стихотворение, читает учитель наизусть, а дети зажигают свечи.

Частичкой солнца на столе свеча пылает,
Неся в мир этот свет и теплоту;
Своим сияньем словно призывает
Хранить навеки в сердце доброту.

Чтоб всем родным, кто рядом с нами,
Тепло души своей смогли мы донести,
Дарить любовь, заботу и вниманье
И вовремя успеть сказать “Прости!”

Ребята, вы все молодцы за участие на уроке я поставлю всем отличные оценки. И ваше домашнее задание. Я предлагаю вам написать свое маленькое продолжение рассказа, мне кажется, что автор что-то недосказал. А вы как думаете? Напишите свой ответ.