Цели урока:
- образовательная
Ожидаемый результат:
- у учащихся сформируется понятие, что все культуры равны;
- учащихся должны получить представление о конструкции простого общества и научится понимать основные типы человеческих отношений. И понять, что делает человека – человеком.
Методы: урок ознакомления с новым материалом; объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы: фронтальная
Материалы к уроку:
Для учителя: Интернет – ресурсы, проектор, экран, мультимедиа – презентация
Для учеников: альбом, акварельные краски, кисти
Зрительный ряд:
Мультимедийная презентация урока: Как построить ярангуЛитература: Антонина Кымытваль – стихи.
Музыка: народная музыка северных народов
План урока.
- Мотивация учащихся, вступительное слово учителя демонстрация презентации – 7мин.
- Сообщение темы и ожидаемого результата урока – 2 мин.
- Выполнение творческой работы – северный пейзажа с изображением жилища или интерьер яранги – 26 мин.
- Рефлексия, сообщение домашнего задания – 3 мин.
- Подведение итогов урока. Анализ работ. – 2 мин.
Ход урока
1. Мотивация:
–
как вы думаете, ребята, для чего нам нужно изучать культуру других народов?Ответы детей:
– правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство не только собственного народа, но культуру других народов, уметь радоваться от познания нового.
Проведение мотивации у детей к уроку.
Вступительное слово учителя.
Народная культура хранит тысячелетние традиции, обеспечивающие жизнь народа, рода, семьи, каждого человека.
Ценность традиции велика и непреходяща, т.к. включает в себя уникальность, феноменальность культурно-экологического и социально-исторического опыта каждого народа.
В изучении рисунков детей – северян, можно выделить три направления – историко-культурное, экологическое, педагогическое. Которые теснее других соприкасаются с собственно-этнографической и социологической проблемой. По образному выражению академика АМН СССР В.П.Казначеева, эти рисунки и узоры можно изучать как своего рода “кардиограммы жизни”. В них выявляются осознаваемые и неосознаваемые ритмы различных сторон жизни северян: ощущение ребенком природы и своего места в нем, отношение к родителям и старшим, отношение к добру и злу, к окружающей жизни.
Коренные народы Крайнего Северо-Востока России отличаются своеобразной, выработанной многими поколениями духовной культуры.
Их многовековой опыт жизни, приобретенный в тесном общении с природой, нашел свое выражение в народных знаниях, методах воспитания детей, обрядах и обычаях.
Развивалось и обогащалось их устное народное творчество, музыкальный и танцевальный фольклор. Создаются оригинальные образцы декоративно прикладного искусства.
Таким образом, традиционные народные знания, приобретавшиеся на протяжении многих веков и передававшиеся из поколения в поколение, помогали жителям тайги и тундры выстоять в борьбе с суровыми силами природы.
Что явилось стержнем и движущей силой развития традиционной культуры народов Крайнего Северо-Востока?
Ответ:
Гармония человека и природы.
В чем это проявлялось?
В гармонии природы и животного мира, человека и природы, человека и человека.
Презентация содержит материал искусствоведческий. Знакомство с особенностью строительства северного жилища-яранги. Просмотр сопровождается чтением стихов и музыкой.
Словарь
- Русское слово “яранга” произошло от чукотского “яран ы” – жилище, введенного в русскую речь казаками – первопроходцами.
- Яранга – это совместное создание человека и природы по законам окружающей среды, созвучное уму и сердцу, живущему в ней.
Задачи,
которые будем решать на уроке:- Знакомимся с понятием “яранга”
- Расширяем представления о культуре других народов
- Решаем композиционные задачи в предложенной теме
- Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки, поэзии и живописи.
3. Практическая работа.
Выполнение творческой работы – северный пейзажа с изображением жилища или интерьер яранги
Материал-акварель или гуашь
4. Рефлексия.
–
похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет:“Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею”.
5. Подведение итогов урока. Анализ работ:
– очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки и поэзии. У всех получилось свое прочтение одного и того же поэтического произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к культуре и быту северных народов.
Молодцы! Желаю вам творческих удач. Урок окончен.