Внутренний мир жилища народов Крайнего Северо-Востока. Использование национального компонента в структуре федеральных программ образовательной области "Искусство". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели урока:

  • образовательная: создать условия для изучения культуры малочисленных народностей, населявших Чукотский полуостров, Приколымье и Приохотье; понять отличительную особенность культуры и искусства северных народов по отношению к личности Человека;
  • развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений традиционной северной культуры; развитие творческих способностей в поисково–исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
  • воспитательная: воспитание художественного вкуса; выработка устойчивой потребности общения с произведениями искусства и освоение художественного наследия как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и человеческих поисках истины.

Ожидаемый результат:

  • у учащихся сформируется понятие, что все культуры равны;
  • учащихся должны получить представление о конструкции простого общества и научится понимать основные типы человеческих отношений. И понять, что делает человека – человеком.

Методы: урок ознакомления с новым материалом; объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы: фронтальная

Материалы к уроку:

Для учителя: Интернет – ресурсы, проектор, экран, мультимедиа – презентация

Для учеников: альбом, акварельные краски, кисти

Зрительный ряд: Мультимедийная презентация урока: Как построить ярангу

Литература: Антонина Кымытваль – стихи.

Музыка: народная музыка северных народов

План урока.

  1. Мотивация учащихся, вступительное слово учителя демонстрация презентации – 7мин.
  2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока – 2 мин.
  3. Выполнение творческой работы – северный пейзажа с изображением жилища или интерьер яранги – 26 мин.
  4. Рефлексия, сообщение домашнего задания – 3 мин.
  5. Подведение итогов урока. Анализ работ. – 2 мин.

Ход урока

1. Мотивация:

как вы думаете, ребята, для чего нам нужно изучать культуру других народов?

Ответы детей:

– правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство не только собственного народа, но культуру других народов, уметь радоваться от познания нового.

Проведение мотивации у детей к уроку.

Вступительное слово учителя.

Народная культура хранит тысячелетние традиции, обеспечивающие жизнь народа, рода, семьи, каждого человека.

Ценность традиции велика и непреходяща, т.к. включает в себя уникальность, феноменальность культурно-экологического и социально-исторического опыта каждого народа.

В изучении рисунков детей – северян, можно выделить три направления – историко-культурное, экологическое, педагогическое. Которые теснее других соприкасаются с собственно-этнографической и социологической проблемой. По образному выражению академика АМН СССР В.П.Казначеева, эти рисунки и узоры можно изучать как своего рода “кардиограммы жизни”. В них выявляются осознаваемые и неосознаваемые ритмы различных сторон жизни северян: ощущение ребенком природы и своего места в нем, отношение к родителям и старшим, отношение к добру и злу, к окружающей жизни.

Коренные народы Крайнего Северо-Востока России отличаются своеобразной, выработанной многими поколениями духовной культуры.

Их многовековой опыт жизни, приобретенный в тесном общении с природой, нашел свое выражение в народных знаниях, методах воспитания детей, обрядах и обычаях.

Развивалось и обогащалось их устное народное творчество, музыкальный и танцевальный фольклор. Создаются оригинальные образцы декоративно прикладного искусства.

Таким образом, традиционные народные знания, приобретавшиеся на протяжении многих веков и передававшиеся из поколения в поколение, помогали жителям тайги и тундры выстоять в борьбе с суровыми силами природы.

Что явилось стержнем и движущей силой развития традиционной культуры народов Крайнего Северо-Востока?

Ответ:

Гармония человека и природы.

В чем это проявлялось?

В гармонии природы и животного мира, человека и природы, человека и человека.

(Презентация).

Презентация содержит материал искусствоведческий. Знакомство с особенностью строительства северного жилища-яранги. Просмотр сопровождается чтением стихов и музыкой.

Словарь

  • Русское слово “яранга” произошло от чукотского “яран ы” – жилище, введенного в русскую речь казаками – первопроходцами.
  • Яранга – это совместное создание человека и природы по законам окружающей среды, созвучное уму и сердцу, живущему в ней.

Задачи, которые будем решать на уроке:

  • Знакомимся с понятием “яранга”
  • Расширяем представления о культуре других народов
  • Решаем композиционные задачи в предложенной теме
  • Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки, поэзии и живописи.

3. Практическая работа.

Выполнение творческой работы – северный пейзажа с изображением жилища или интерьер яранги

Материал-акварель или гуашь

4. Рефлексия.

похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет:

“Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею”.

5. Подведение итогов урока. Анализ работ:

– очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки и поэзии. У всех получилось свое прочтение одного и того же поэтического произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к культуре и быту северных народов.

Молодцы! Желаю вам творческих удач. Урок окончен.