Цели и задачи:
- обобщить знания детей по теме “Поэтическая тетрадь № 2”
- совершенствовать осознанный навык чтения;
- формировать умение обращаться к выборочному чтению для доказательной аргументации при выделении изобразительно-выразительных средств языка, сравнении с иллюстрациями и музыкой;
- развивать логические способности детей, их интеллект, творческие способности, кругозор;
- воспитание любви к природе через образное её представление.
1. Организационный момент.
Представьте, что к нам в кабинет сейчас придёт клоун из цирка. Он покажет фокусы, расскажет весёлые истории, Как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. А ещё к нам на космическом корабле прилетит розовый слон и опустится, ко мне на стол, на парашюте /ведь корабль не может залететь в кабинет/. Что вы видите на лицах одноклассников? Удивление, радость. Ваше настроение отражено на этих рисунках. Хочу, чтобы оно сохранилось до конца нашего урока.
2. Сообщение цели, задач.
Сегодня на уроке мы отправимся в “Страну Поэзии”. Она не зря носит такое название. Вы должны будете показать свои творческие способности, вспомнить авторов стихотворений, читать стихи наизусть, определять их настроение. И в конце урока сделаете вывод: почему же эти произведения объединили в творческую тетрадь.
3. Речевая разминка и упражнения на расширение поля зрения.
1. А сейчас немного поиграем. Над полянкой летает красавица МУШКА. Она то и дело садится на цветочки и пьёт нектар. Сейчас она сидит на цветочке, который называется 3Б. Попила МУШКА, полетела дальше. Она может перелетать вверх, вправо, влево, вниз. На какой цветок села МУШКА, если полетела вверх, вправо, вверх? (1В). Каждый раз игру начинаем с того места, где сейчас сидит она.
Вниз, влево, вверх, вверх, вправо, вверх. (1Б)
Вправо, вправо, вверх, влево, влево, вниз. (3Б)
Вверх, вверх, влево, вниз, вправо, вправо.(2В)
2. Прочитайте 2 раза шёпотом, а потом громко.
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.
И ещё раз очень быстро (учитель ведёт указкой). -Я задаю вопрос по скороговорке, вы отвечаете 1 словом. “Да”, “нет” не отвечать.
(Вопрос с логическим ударением на слова: соседнего, колодца, день, водица.)
3. Поработаем язычком:
“На лошадке скачем”
“Киска молоко лакает”
“Едим вкусное сочное яблоко”
4. Подбери рифму.
Я показываю и читаю слог, а вы придумываете небольшое предложение из 3–4 слов. Последнее слово должно заканчиваться на этот слог.
Ри – ри – ри – (сидят на ветке снегири).
Са – са – са – (на траве блестит роса).
Ши – ши – ши – (я люблю вас, малыши).
Зу – зу – зу – (за рога ведут козу).
Но – но – но – (мы сейчас пойдём в кино).
4. Основная часть.
Вот мы и готовы открыть учебники на с.168 и просмотреть все произведения до с.174.
– Какие произведения по жанру собраны в этот раздел? (Стихотворения.)
– Стихотворения каких поэтов вы прочитали? (Н.А. Некрасова, К.Д.
Бальмонта, И.А. Бунина).
– Кому из авторов принадлежат эти строки?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
(Н.А.Некрасов)Есть на полях моей Родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов.
(И.А.Бунин)Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
(Н.А.Некрасов)Там где не достала – лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, – будет и седой.
(К.Д.Бальмонт)В стремительности радостно – звериной,
Он красоту от смерти уносил.
(И.А.Бунин)
– Какое стихотворение на тебя произвело особое впечатление? Почему?
– Какое из них вы знаете наизусть? Прочитайте.
Физкультминутка – найди концовку своего рассказа.
Возьмите беленькие листочки, переверните, прочитайте. Везде по классу развешаны концовки рассказов. Я хотела их повесить по порядку, но перепутала. Помогите мне, найдите концовки рассказов. Для этого ходите по классу, читайте, как только нашли продолжение, поднимите руку. (Кто быстрее найдёт, получает ещё карточку или поможет товарищу.)
Работа в группах.
В стихотворениях авторы используют красивые слова. Все эти красивые слова в литературе называются “изобразительно – выразительные средства языка”.
Это:
МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации;
СРАВНЕНИЕ – изображаемое явление сравнивается с другим, по какому – либо общему для них признаку;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – неживые предметы, явления природы встают перед нами как живые образы.
Ваша задача такая:
1-я группа – в стихотворении “Не ветер бушует над бором” найти примеры олицетворения.
2-я группа – в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы” найти сравнения.
3-я группа – работают по стихотворениям И.А.Бунина, найти метафоры.
Легко подчеркните карандашом в тексте. (Дети находят, зачитывают.)
– Вот перед вами 3 иллюстрации времён года. Прошу вас посмотреть внимательно, подумать и сказать к какому стихотворению подходит данная иллюстрация. Докажите это отрывками из текстов. (Ответы детей.)
– Какие по настроению эти произведения? (На столах словари настроений.)
– А сейчас попробуем соединить содержание стихотворений с музыкой. Представьте, что вы музыканты. Вы написали музыкальное произведение и подарили его мне. Я никак не могу вспомнить, к каким стихам вы написали музыку. Напомните, какой музыкальный отрывок и какое стихотворение подходят друг – другу по характеру, по настроению, по интонации. (Звучит музыка Чайковского “Времена года”.)
– Так почему же эти произведения объединили в одну поэтическую тетрадь?
(Ответы детей.)
– И для того ещё, ребята, чтобы вы прониклись красотой природы, чтобы она была для вас источником вдохновения, красоты, отдыха. Запомните навсегда правило “НЕ НАВРЕДИ!”.
Чтение стихов Бунина, Некрасова, Бальмонта в парах (очень тихо друг – другу). (Стихи напечатаны на листах бумаги.)
Итог урока.
В это время каждый ребёнок 1-й группы берёт розовый листок со словами стихотворений, прочитывает их, подходит к плакату, каждый находит на нём такие же слова и в то место приклеивает листок. Справился быстро – помоги другу. Садятся, продолжают чтение, выходит 2-я группа, затем 3-я.
– Что у нас получилось? (Цифра 5.) Вот такую отметку получают все ребята!
– Чтобы было всё прекрасно,
Постараемся опять
На уроке мы на каждом
Работу выполнить на пять!