Цели и задачи:
- закрепление и расширение знаний учащихся по истории и культуре Древнего мира, Средневековья; повышение интереса к истории древнего мира и Средневековья как к части мировой культуры;
- развитие умений: анализа и обобщения учебного материала, формировать собственное отношение к историческому факту;
- развитие творческого мышления, артистических способностей учащихся;
- воспитание уважения к прошлому человечества; формирование навыков межличностного общения в коллективе.
Оборудование:
- объявление о мероприятии;
- цветные карточки-маршрутки для команд;
- карточки-таблицы для членов жюри;
- грамоты с названиями титулов: “Умники”, “Гении”, “Мыслители”;
- высказывания знаменитых людей;
- названия станций;
- тестовые задания на станциях.
Подготовка:
- обсуждение темы и ход мероприятия на Совете звена;
- распределение ролей в мини-сценках и докладчиков;
- определение членов жюри.
План мероприятия:
- Вступление ведущего.
- Сценки по истории Древнего мира и Средневековья.
- Рассказ о Жанне Д , Арк.
- Игра по станциям “Колесо истории”.
- Присвоение титулов.
- Дискотека.
Примечание: учитель по своему усмотрению может упростить или усложнить вопросы (в частности вопросы, связанные с НРК), изменить количество станций, инсценировку.
Вед.: – Всем, всем, всем доброго здравия!
– “О духовной культуре народа можно судить по тому, как он чтит свою историю, своё прошлое” – сказал А.С.Пушкин.
– На Земле, наверное, нет народов с “лёгкой историей”. Каждому народу выпадали на долю свои тяжёлые испытания, разорительные войны, гнёт завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются самые сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогают избежать ошибок в настоящем, будущем. К тому же, многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувства уважения к славным делам, а к постыдным делам предков – чувство стыда.
Ученик:
Наш век пройдёт, откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы покажут миру славу и позор.
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим, останется великим навсегда.
Вед.: – Сегодня на наш вечер пришла сама Королева Истории.
Сама История, придя, к нам в гости, всей день и час повелевает нам
Отвлечься от мирских тревог и горестей, сейчас историю преподнесёт всем вам
История – наука сложная, История – наука нужная.
И лишь история сама судьёю может быть на все века!
Королева Истории:
Миф о справедливом царе сейчас посмотрите, друзья.
О том, как правил он народом, расскажет вам История.
(Мини-сценки. На сцене на высоком троне сидит царь Соломон. Перед ним – две женщины). Сценка № 1.
Женщина 1: – О, мой мудрый царь! Рассуди нас. Мы живём с этой женщиной в одном доме. У меня родился сын, а через 3 дня и у неё тоже. Но у этой женщины ночью сын умер, и она подменила детей: мёртвого положила мне, а себе взяла живого. Утром я хотела покормить ребёнка, а он мёртвый. И вижу я, что это не мой сын.
Женщина 2: – Нет! Это всё не так! Она всё врёт! Жив мой сын, а мёртвый – её.
Царь: – Вот вам меч, рассеките ребёнка и возьмите себе каждая по половине.
Женщина 2: – Пусть будет так: ни мне, ни тебе.
Женщина 1: (Бросаясь к ногам царя): – “Нет! Лучше отдайте ребёнка другой, только был бы он жив!
Царь: – Возьми своего сына, ты испугалась за него, значит, ты и есть его мать. (Уходят).
Королева Истории: – О справедливости царя, друзья, узнали вы. А о каком царе шла речь? (О царе Соломоне).
– Теперь о женщине другой поведаем вам мы.
Ту, что назвали Жанной Д • Арк, боялись короли,
Забыть хотели Жанну Д • Арк, но так и не смогли.
Сценка № 2.
Судья: – Ты жалуешься на тяжесть оков, но не ты ли уже дважды пыталась бежать?
Жанна: – Как и каждый узник, я по-прежнему хочу это сделать.
Судья: – Ты ушла из дома без согласия родителей. Разве это не грех?
Жанна: – Даже если бы моими родителями были король и королева, я поступила бы точно так же.
Судья: – Почему люди поклонялись тебе так, будто ты святая?
Жанна: – Я старалась помочь им, и они за это любили меня.
Судья: – Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, воодушевляя своих воинов на битву?
Жанна: – Я говорила им “Вперёд!”, и они шли за мной, ничего не боясь.
Судья: – На каком языке разговаривала с тобой Святая Маргарита? На английском?
Жанна: – С чего бы? Она не на стороне англичан. (Уходят).
Историческая справка о Жанне Д • Арк.
Ученица 1: – В период Столетней войны между Англией и Францией, когда Франция была на грани исчезновения с лица Европы как самостоятельное государство, на сцену истории выходит никому известная юная француженка Жанна Д • Арк. Она возглавила сопротивление французов английским захватчикам. И не просто возглавила, а, проявив недюжинный полководческий дар, сумела переломить ход Столетней войны в пользу Франции. За это её уже при жизни назвали народной героиней, спасительницей страны, а католическая церковь, пересмотрев к ней своё отношение, в начале 20-го века причислила к лику святых под именем Орлеанской девы.
Ученица 2: – Кем она была по происхождению? Что её подвигло взяться за оружие? Жанна родилась 1412 г. в лотарингской деревушке Домреми, во Франции, в семье зажиточных крестьян. Имела трёх братьев и сестру. Детство Жанны было вполне обычным: вместе со своими свертницами ходила в лес по ягоды, купалась в местной речушке, пасла коров, любила уединение, была глубоко, искренне набожна. Но в 14 лет с ней что-то произошло. Самым близким людям она призналась, что слышит голоса Святых Михаила, Маргариты и Екатерины, а иногда видит их наяву. “Они говорят, что сам Господь поручает мне изгнать англичан с нашей Земли!” – говорит Жанна. Родные уговаривали её забыть про всё и жить как прежде. Но ничто не подействовало на Жанну, и она покинула родное село. Через некоторое время с народным ополчением прорвалась в осаждённый город Орлеан, затем разбило и обратило в бегство отборные английские полки. В последующем сражении англичане потерпели поражение, какого у них не было за всю Столетнюю войну! Порядком очистив Францию от захватчиков и мятежников, Жанна сопроводила Карла Валуа в Реймс и венчала его на престол. Но с этих пор юную героиню начали преследовать неудачи.
Ученик 1: – Выполняя волю монарха, она отвела отряд от Парижа, а вскоре из-за гнусного предательства оказалась в плену у мятежного феодала, который продал её англичанам. Увы, король не сделал ничего, чтобы освободить её. Жанне предъявили обвинения в богопротивном для женщины ношении мужского костюма, в лжепророчествах, колдовстве, визионерстве, лжи и т. п. Смертный приговор к сожжению на костре был вынесен 29 мая 1431 г., а 30 мая приговор был приведён в исполнение.
Королева истории:
Историю далёких дней продолжим мы сейчас.
А потому прошу я вас послушать мой указ.
(Читает с самодельной грамоты, выполненной на старинный лад):
– “Моим высочайшим указом повелеваю: начать игру по станциям “Колесо истории”. Станций всего 6. (Приложение 1).
Станции: 1. “Древний мир” 2. “События и люди” 3. “Крылатые выражения” 4. “Даты” 5. “Прошлое и настоящее” 6. “Верите ли вы, что…”
– На каждой станции по 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 100 вёрст. Всего необходимо набрать 6000 вёрст. В финале участвует команда, набравшая больше всех вёрст, и получит столько вопросов, сколько не достаёт до 6000 вёрст. А если команда наберёт 6000 вёрст, то команда получит только один финальный вопрос. В финале же мы узнаем, какой класс, какой титул получит. (Самодельные грамоты, выполненные на старинный лад).
Титулы: “Мыслители”, “Умники”, “Гении”.
– А так же повелеваю: считать Историю главной наукой всех времён и народов на веки вечные”. Королева Истории.
Вед.: – Ну, что ж, у нас три команды: жёлтые, зелёные, красные. (По кол-ву классов – 5, 6, 7). У каждой команды есть карточки-маршрутки соответствующего цвета. (Приложение 2).
Ведущий разъясняет, какая станция находится в каком кабинете (на дверях каждой станции высказывания знаменитых людей, номера и названия станций. Приложение 1, Приложение 3), и кто их там будет встречать. У каждого члена жюри есть карточки-таблицы для записи баллов за ответы команд. (Приложение 4). Для ответов на каждой станции отдаётся по три минуты. Секундант следит за временем и по окончании времени даёт звонок.
Вопросы на станциях.
Станция № 1 “Древний мир”
- Отрезок времени равный 100 годам: А) век; Б) эра; В) тысячелетие.
- Первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда: А) бронза; Б) медь; В) железо.
- Первое домашнее животное: А) корова; Б) собака; В) коза.
- Всесильный владыка в Египте: А) фараон; Б) царь; В) король.
- Знак– рисунок, означавший слова, части слов, с помощью которого можно было надолго сохранить в памяти и передать другому человеку необходимые сведения. В давние времена в египетской письменности употреблялось около 750 таких знаков: А) клинопись; Б) стиль; В) иероглифы.
- Как называлась частная гимнастическая школа в Древней Греции, где мальчики с 12 лет до 16 обучались физической культуре и занимались спортом: А) гимнасия; Б) академия; В) палестра.
- Как награждали победителей-олимпиоников в древности? А) надевали на голову венок из священной оливы и вручали пальмовую ветвь; Б) надевали венок из лавр; В) вручали пальмовую ветвь.
- Где возник алфавит? В: А) Египте Б) Двуречье В) Финикии.
- Основатель города Рима (по легенде): А) Рем Б) Рим В) Ромул.
- Патриции – это: А) коренные жители Рима Б) коренные жители г. Афин В) переселенцы.
Станция № 2 “События и люди” (В скобках уточнения, дополнения для учителя).
- Шелковичных червей для производства шёлковых тканей и нитей разводили в: А) Индии; Б) Китае; В) Египте.
- Бумага была изобретена (в первом веке н. э.) в: А) Китае; Б) Индии; В) Греции.
- В какой стране было положено начало спортивным состязаниям (играм), вошедшим в историю под названием Олимпийских игр? В: А) Греции; Б) Италии; В) Египте.
- Родиной шахматных игр является: А) Древний Вавилон; Б) Индия; В) Китай.
- “Блуждающей рекой” или рекой “1000 бедствий” в древности называли: А) Нил (Египет); Б) Ганг (Индия); В) Хуанхэ (Китай).
- Кто автор поэмы “Илиада” и “Одиссея”? А) Гомер (Греция); Б) Геродот (“Отец истории”); В) Тит Ливий (Италия).
- Кто отменил долговое рабство в Афинах? А) Соломон (Палестина, израильтянский царь); Б) Солон (Греция, правивший в 594 г. до н. э.); В) Самсон (миф-й герой-силач).
- В третьем веке до н. э. Китай объединил в одно государство: А) Ашока (царь Индии, правивший в 3 веке до н. э. и объединил Индию в единое гос-во); Б) Цинь Шихуан; В) Ашшурбанапал (Ассирия, неподалёку от Двуречья).
- Во время правления какого царя в Ассирии была собрана большая библиотека глиняных книг: А) Хаммурапи (царь в Вавилонии); Б) Соломона (Палестина); В) Ашшурбанапала.
- Он взошёл на престол, будучи мальчиком, умер в 18-летнем возрасте, в его гробнице были найдены несметные богатства, которые хранятся в музее Египта. Назовите имя этого фараона. А) Тутмос 3 (совершил самые крупные завоевания около 1500 г. до н. э.) Б) Тутанхамон; В) Хеопс (фараон, ему была построена самая высокая пирамида около 2600 г. до н. э., высота – 50-этажное здание, необходимо прошагать 1 км, чтобы обойти всю пирамиду).
Станция № 3 “В каких случаях так говорят”? Или “Что это означает? (По мифам Древней Греции).
- “Между Сциллой и Харибдой”: А) когда речь идёт о двух обманщиках; Б) означает попасть в безвыходное положение, когда опасность грозит сразу с двух сторон; В) означает помощь с двух сторон.
- “Нить Ариадны”: А) способ выйти из затруднительного положения; Б) способ заманить человека в затруднительное положение; В) нить для вязки пуховых платков.
- “Яблоко раздора”: А) повод для примирения; Б) сорт яблока; В) причина разногласий, спора.
- “Ахиллесова пята”: А) слабое, уязвимое место; Б) название болезни; В) мера длины.
- “Сизифов труд”: А) бесполезный, напрасный труд; Б) труд, требующий огромных усилий; В) труд, имеющий большое значение.
- “Авгиевы конюшни”: А) предельная чистота и порядок; Б) очень загрязненное место; В) места, помещения больших размеров.
- “Титанический труд”: А) труд, не требующий больших усилий; Б) огромный, колоссальный труд; В) название произведения.
- “Танталовы муки”: А) адская боль; Б) притворство; В) близкая, но недостижимая цель.
- “Ящик Пандоры”: А) источник счастья; Б) источник богатства; В) источник несчастий.
- “Лаконичная речь”: А) длинная речь; Б) чёткая, краткая речь; В) красивая речь.
Станция № 4 “Даты” (до н. э.) + НРК
- К какому году относится первая исторически достоверная запись об Олимпийских играх? К: А) 753 г. до н. э.; Б) 776 г. до н. э.; В) 677 г. до н. э.
- Город Рим был основан (по лег.): А) 753 г. до н. э. Б) 777 г. до н. э. В) 573 г. до н. э.
- В каком году Олимпийские игры проводились в Москве? А) 1980 г.; Б) 1990 г.; В) 1970 г.
- В каком году образовалась Коми Автономная область? А) 22 августа 1923 г. ; Б) 22 августа 1922 г. ; В) 22 августа 1921 г.
- В каком году образовалась Коми АССР? А) 05 декабря 1935 г. ; Б) 05 декабря 1936 г. ; В) 05 декабря 1937 г.
- В каком году образовалась Коми ССР? В: А) декабре 1990 г. ; Б) декабре 1991 г. ; В) декабре 1992 г.
- В каком году образовалась республика Коми? А) 17 февраля 1994 г. ; Б) 17 февраля 1998 г. ; В) 17 февраля 2000 г.
- Когда началась ВОВ? А) 22 июня 1940 г. Б) 22 июня 1941 г. В) 22 июня 1945 г.
- Когда закончилась ВОВ? А) 9 мая 1945 г. ; Б) 9 мая 1946 г. ; В) 9 мая 1947 г.
Станция № 5 “Прошлое и настоящее” (В скобках уточнения, дополнения для учителя). (За правильные ответы – 200 вёрст).
- В каком перечисленном варианте все спортсмены из Ижемского района? А) – Ольга Васильевна Рочева, Василий Павлович Рочев, Василий Васильевич Рочев (Все из Бакура); Б) Раиса Петровна Сметанина (из Мохчи), Иван Бабиков (из Кожвы), Иван Артеев (Из Ижемского района); В) Ануфриев Александр Александрович (с. Краснобор), Артеев Семён Афанасьевич (с. Сизябск), Виктория Бедоидзе (с. Выльгорт).
- Откуда родом Бажуков Николай Серафимович (чемпион по лыжам): А) из Ижемского района; Б) из Троицко-Печорска; В) из Усть-Цилемского района.
- В каком перечисленном варианте все спортивные состязания носят национальный характер? А) метание топора в цель, поднимание гири, перетягивание товарища; Б) перетягивание каната, метание гири через баньку, лазание на столб; В) прыжки через нарты, метание топора на дальность, метание тынзея(аркана).
- Кто из перечисленных поэтов учился в Мохченской школе? А) Владимир Александрович Попов; Б) Яков Митрофанович Рочев; В) Степан Раевский.
- В “памятной книге” Швецова, изданной в 1864 г., упоминается, что Мохча основана в: А) 1738 г.; Б) 1737 г. ; В) 1736 г.
- Как называлось первое школьное здание в Мохче? А) Наша школа; Б) Даша школа; В) Маша школа.
- Какого художника из Мохчи называют “Ижемский самородок”: А) Татьяну Попову; Б) Степана Семяшкина; В) Раису Сметанину.
- Одно из коми национальных блюд “кулебяка” переводится: А) Кöлбас; Б) дзöрань кисель; В черинянь.
Станция № 6 “Верите ли вы, что …” (В скобках уточнения, дополнения для учителя).
- Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? А) да; Б) нет; (в старину ткань измеряли локтями. Локоть расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, значит, денег за отрез ткани можно получить больше).
- …, что первая в России книга была напечатана Иваном Фёдоровым в 1569 г.? А) да; Б) нет.
- …, что царь Иван Грозный разорвал печатную книгу, а первопечатника И. Фёдорова изгнал из Москвы? А) да; Б) нет; (напротив, царь Иван Грозный был покорён и восхищён чёткостью печатных букв. Не найдя ни единой ошибки, царь велел открыть печатный двор).
- …, что для того, чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км? А) да; Б) нет; (в 1988 г. Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира. Для того, чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км).
- …, что 2 предводителя крестьянских войн в России, Степан Разин и Емельян Пугачёв, были земляками, имели одинаковую судьбу, были казнены. Их разделяет период в 100 лет? А) да; Б) нет; (действительно это было так. Оба родом из Станицы Зимовейской на Дону. Разин был предводителем Крестьянской войны в России в конце 17 века, Пугчёв в конце 16 века. Оба казнены в Москве).
- …, что в военной истории России опасность представляла свинья? А) да Б) нет (в ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином “свиньёй”).
- …, что прозрачное стекло было изобретено ещё до н. э. жителями Палестины? А) да; Б) нет; (прозрачное стекло было изобретено до н. э. жителями Финикии).
- …, что фарфор впервые появился в Индии? А) да; Б) нет; (фарфор впервые появился в Китае).
- …, что бумажные деньги, как и сама бумага, появилась впервые в 7-м веке в Китае? А) да; Б) нет; (первая в мире монета из сплава золота с серебром была отчеканена в Малой Азии в Лидии в 7-м веке до н. э., а бумажные деньги – в Китае.
- …, что в 16 веке появилась копейка и была названа так по изображению на ней всадника с копьём? А) да; Б) нет.
Финал. В финале принимают участие 5 человек из класса-победителя. Правила игры в финале: задаётся столько вопросов, сколько вёрст не хватает до 6000 (100 вёрст за 1 правильный ответ). Есть 4 подсказки: – помощь зала (друзей из числа зрителей);
– помощь друга; – помощь мудрецов (из числа учителей);– убрать 1 неверный ответ.
Вопросы для жёлтой карточки: (В скобках уточнения, дополнения для учителя).
- Кто из перечисленных является мифическим лицом? А) Посейдон (Бог Морей); Б) Тутанхамон (Фараон Египта); В) Хаммурапи (Вавилонский царь).
- Чьи слова: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”? А) Виктора Михайловича Васнецова; Б) Александра Сергеевича Пушкина; В) Александра Васильевича Суворова.
- Продолжите пословицу: “Двум смертям не бывать, а …” А) третью не миновать; Б) одной не миновать; В) чью-то жизнь не проживать.
- Когда было отменено крепостное право в России? А)1860 г.; Б) 1961 г.; В) 1861 г.
- Жакерия – это: А) Столетняя война между Англией и Францией; Б) восстание Уота Тайлера; В) Восстание французских крестьян в ходе Столетней войны.
Вопросы для красной карточки: (В скобках уточнения, дополнения для учителя).
- Кто из перечисленных является мифическим лицом: А) Ганнибал (карфагенский полководец, 2-й век до н.э.); Б) Фидий (древнегреческий скульптор, 5-ый век до н. э.); В) Прометей (внук Богини Земли).
- Чьи слова: “Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет? А) А. В. Суворов; Б) А. Невский; В) А. Македонский.
- Продолжите пословицу: “Стреляй редко…” А) да метко; Б) да чётко; В) да в цель.
- Когда была крещена Русь? А) в 988 г. ; Б) 989 г. ; В) 990 г.
- Кто из данных исторических деятелей был участником крестовых походов: А) Карл Великий; Б) Карл Мартелл; В) Фридрих Первый Барбаросса.
Вопросы для зелёной карточки: (В скобках уточнения, дополнения для учителя).
- Кто из перечисленных является мифическим лицом: А) Хеопс; Б) Гефест (Бог – кузнец, друг Прометея); В) Гесиод (греческий поэт 8-7 век до н. э.).
- Чьи слова: “Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением”? А) А.В. Суворов; Б) А.Македонский; В) А. Невский.
- Продолжи пословицы: “Дисциплина – …” А) отец солдата; Б) мама солдата; В) мать победы.
- Средневековая гильдия – это союз: А) ремесленников; Б) торговцев (купцов); В) феодалов.
- Когда Юрий Долгорукий основал Москву? А) 1147 г.; Б) 1146 г.; В) 1145 г.
Подведение итогов. Присвоение титулов и призов.
Вед.: – Вот и подошла к концу игра “Колесо истории”. Сегодня мы поговорили о событиях, которые происходили в глубокой древности, о лицах, чьи имена вошли в историю. А так же ещё раз убедились в том, что то, что создано 1000-ми лет назад, постоянно окружает нас в повседневной жизни. Основы наук и искусств, всей современной культуры заложены в древности. Многое создано и изобретено в Италии, Греции, Китае, Индии…, т. е. независимо от цвета волос, глаз и кожи все мы по своей культуре – наследники древних египтян, греков, евреев, индейцев, римлян….
Культура – не только вещи, которые нас окружают. Это прежде всего мы сами и наши представления о том, что хорошо, а что постыдно. Взрослые люди помнят себя с детства. А для человечества память – история. А.С.Пушкина писал: “Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”. И я вам желаю, чтобы вы никогда не захотели иметь другую Родину, переменить Отечество, а помнили и чтили, уважали историю своих предков. “Не забывай прошлого, оно учитель будущего” – гласит китайская пословица.