Игра по станциям "Колесо истории"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • закрепление и расширение знаний учащихся по истории и культуре Древнего мира, Средневековья; повышение интереса к истории древнего мира и Средневековья как к части мировой культуры;
  • развитие умений: анализа и обобщения учебного материала, формировать собственное отношение к историческому факту;
  • развитие творческого мышления, артистических способностей учащихся;
  • воспитание уважения к прошлому человечества; формирование навыков межличностного общения в коллективе.

Оборудование:

  • объявление о мероприятии;
  • цветные карточки-маршрутки для команд;
  • карточки-таблицы для членов жюри;
  • грамоты с названиями титулов: “Умники”, “Гении”, “Мыслители”;
  • высказывания знаменитых людей;
  • названия станций;
  • тестовые задания на станциях.

Подготовка:

  • обсуждение темы и ход мероприятия на Совете звена;
  • распределение ролей в мини-сценках и докладчиков;
  • определение членов жюри.
Форма мероприятия: игра по станциям.

План мероприятия:

  • Вступление ведущего.
  • Сценки по истории Древнего мира и Средневековья.
  • Рассказ о Жанне Д , Арк.
  • Игра по станциям “Колесо истории”.
  • Присвоение титулов.
  • Дискотека.

Примечание: учитель по своему усмотрению может упростить или усложнить вопросы (в частности вопросы, связанные с НРК), изменить количество станций, инсценировку.

Вед.: – Всем, всем, всем доброго здравия!

– “О духовной культуре народа можно судить по тому, как он чтит свою историю, своё прошлое” – сказал А.С.Пушкин.

– На Земле, наверное, нет народов с “лёгкой историей”. Каждому народу выпадали на долю свои тяжёлые испытания, разорительные войны, гнёт завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются самые сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогают избежать ошибок в настоящем, будущем. К тому же, многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувства уважения к славным делам, а к постыдным делам предков – чувство стыда.

Ученик:

Наш век пройдёт, откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы покажут миру славу и позор.
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим, останется великим навсегда.

Вед.: – Сегодня на наш вечер пришла сама Королева Истории.

Сама История, придя, к нам в гости, всей день и час повелевает нам
Отвлечься от мирских тревог и горестей, сейчас историю преподнесёт всем вам
История – наука сложная, История – наука нужная.
И лишь история сама судьёю может быть на все века!

Королева Истории:

Миф о справедливом царе сейчас посмотрите, друзья.
О том, как правил он народом, расскажет вам История.

(Мини-сценки. На сцене на высоком троне сидит царь Соломон. Перед ним – две женщины). Сценка № 1.

Женщина 1: – О, мой мудрый царь! Рассуди нас. Мы живём с этой женщиной в одном доме. У меня родился сын, а через 3 дня и у неё тоже. Но у этой женщины ночью сын умер, и она подменила детей: мёртвого положила мне, а себе взяла живого. Утром я хотела покормить ребёнка, а он мёртвый. И вижу я, что это не мой сын.

Женщина 2: – Нет! Это всё не так! Она всё врёт! Жив мой сын, а мёртвый – её.

Царь: – Вот вам меч, рассеките ребёнка и возьмите себе каждая по половине.

Женщина 2: – Пусть будет так: ни мне, ни тебе.

Женщина 1: (Бросаясь к ногам царя): – “Нет! Лучше отдайте ребёнка другой, только был бы он жив!

Царь: – Возьми своего сына, ты испугалась за него, значит, ты и есть его мать. (Уходят).

Королева Истории: – О справедливости царя, друзья, узнали вы. А о каком царе шла речь? (О царе Соломоне).

– Теперь о женщине другой поведаем вам мы.

Ту, что назвали Жанной Д • Арк, боялись короли,
Забыть хотели Жанну Д • Арк, но так и не смогли.

Сценка № 2.

Судья: – Ты жалуешься на тяжесть оков, но не ты ли уже дважды пыталась бежать?

Жанна: – Как и каждый узник, я по-прежнему хочу это сделать.

Судья: – Ты ушла из дома без согласия родителей. Разве это не грех?

Жанна: – Даже если бы моими родителями были король и королева, я поступила бы точно так же.

Судья: – Почему люди поклонялись тебе так, будто ты святая?

Жанна: – Я старалась помочь им, и они за это любили меня.

Судья: – Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, воодушевляя своих воинов на битву?

Жанна: – Я говорила им “Вперёд!”, и они шли за мной, ничего не боясь.

Судья: – На каком языке разговаривала с тобой Святая Маргарита? На английском?

Жанна: – С чего бы? Она не на стороне англичан. (Уходят).

Историческая справка о Жанне Д • Арк.

Ученица 1: – В период Столетней войны между Англией и Францией, когда Франция была на грани исчезновения с лица Европы как самостоятельное государство, на сцену истории выходит никому известная юная француженка Жанна Д • Арк. Она возглавила сопротивление французов английским захватчикам. И не просто возглавила, а, проявив недюжинный полководческий дар, сумела переломить ход Столетней войны в пользу Франции. За это её уже при жизни назвали народной героиней, спасительницей страны, а католическая церковь, пересмотрев к ней своё отношение, в начале 20-го века причислила к лику святых под именем Орлеанской девы.

Ученица 2: – Кем она была по происхождению? Что её подвигло взяться за оружие? Жанна родилась 1412 г. в лотарингской деревушке Домреми, во Франции, в семье зажиточных крестьян. Имела трёх братьев и сестру. Детство Жанны было вполне обычным: вместе со своими свертницами ходила в лес по ягоды, купалась в местной речушке, пасла коров, любила уединение, была глубоко, искренне набожна. Но в 14 лет с ней что-то произошло. Самым близким людям она призналась, что слышит голоса Святых Михаила, Маргариты и Екатерины, а иногда видит их наяву. “Они говорят, что сам Господь поручает мне изгнать англичан с нашей Земли!” – говорит Жанна. Родные уговаривали её забыть про всё и жить как прежде. Но ничто не подействовало на Жанну, и она покинула родное село. Через некоторое время с народным ополчением прорвалась в осаждённый город Орлеан, затем разбило и обратило в бегство отборные английские полки. В последующем сражении англичане потерпели поражение, какого у них не было за всю Столетнюю войну! Порядком очистив Францию от захватчиков и мятежников, Жанна сопроводила Карла Валуа в Реймс и венчала его на престол. Но с этих пор юную героиню начали преследовать неудачи.

Ученик 1: – Выполняя волю монарха, она отвела отряд от Парижа, а вскоре из-за гнусного предательства оказалась в плену у мятежного феодала, который продал её англичанам. Увы, король не сделал ничего, чтобы освободить её. Жанне предъявили обвинения в богопротивном для женщины ношении мужского костюма, в лжепророчествах, колдовстве, визионерстве, лжи и т. п. Смертный приговор к сожжению на костре был вынесен 29 мая 1431 г., а 30 мая приговор был приведён в исполнение.

Королева истории:

Историю далёких дней продолжим мы сейчас.
А потому прошу я вас послушать мой указ.

(Читает с самодельной грамоты, выполненной на старинный лад):

– “Моим высочайшим указом повелеваю: начать игру по станциям “Колесо истории”. Станций всего 6. (Приложение 1).

Станции: 1. “Древний мир” 2. “События и люди” 3. “Крылатые выражения” 4. “Даты” 5. “Прошлое и настоящее” 6. “Верите ли вы, что…”

– На каждой станции по 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 100 вёрст. Всего необходимо набрать 6000 вёрст. В финале участвует команда, набравшая больше всех вёрст, и получит столько вопросов, сколько не достаёт до 6000 вёрст. А если команда наберёт 6000 вёрст, то команда получит только один финальный вопрос. В финале же мы узнаем, какой класс, какой титул получит. (Самодельные грамоты, выполненные на старинный лад).

Титулы: “Мыслители”, “Умники”, “Гении”.

– А так же повелеваю: считать Историю главной наукой всех времён и народов на веки вечные”. Королева Истории.

Вед.: – Ну, что ж, у нас три команды: жёлтые, зелёные, красные. (По кол-ву классов – 5, 6, 7). У каждой команды есть карточки-маршрутки соответствующего цвета. (Приложение 2).

Ведущий разъясняет, какая станция находится в каком кабинете (на дверях каждой станции высказывания знаменитых людей, номера и названия станций. Приложение 1, Приложение 3), и кто их там будет встречать. У каждого члена жюри есть карточки-таблицы для записи баллов за ответы команд. (Приложение 4). Для ответов на каждой станции отдаётся по три минуты. Секундант следит за временем и по окончании времени даёт звонок.

Вопросы на станциях.

Станция № 1 “Древний мир”

  1. Отрезок времени равный 100 годам: А) век; Б) эра; В) тысячелетие.
  2. Первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда: А) бронза; Б) медь; В) железо.
  3. Первое домашнее животное: А) корова; Б) собака; В) коза.
  4. Всесильный владыка в Египте: А) фараон; Б) царь; В) король.
  5. Знак– рисунок, означавший слова, части слов, с помощью которого можно было надолго сохранить в памяти и передать другому человеку необходимые сведения. В давние времена в египетской письменности употреблялось около 750 таких знаков: А) клинопись; Б) стиль; В) иероглифы.
  6. Как называлась частная гимнастическая школа в Древней Греции, где мальчики с 12 лет до 16 обучались физической культуре и занимались спортом: А) гимнасия; Б) академия; В) палестра.
  7. Как награждали победителей-олимпиоников в древности? А) надевали на голову венок из священной оливы и вручали пальмовую ветвь; Б) надевали венок из лавр; В) вручали пальмовую ветвь.
  8. Где возник алфавит? В: А) Египте Б) Двуречье В) Финикии.
  9. Основатель города Рима (по легенде): А) Рем Б) Рим В) Ромул.
  10. Патриции – это: А) коренные жители Рима Б) коренные жители г. Афин В) переселенцы.

Станция № 2 “События и люди” (В скобках уточнения, дополнения для учителя).

  1. Шелковичных червей для производства шёлковых тканей и нитей разводили в: А) Индии; Б) Китае; В) Египте.
  2. Бумага была изобретена (в первом веке н. э.) в: А) Китае; Б) Индии; В) Греции.
  3. В какой стране было положено начало спортивным состязаниям (играм), вошедшим в историю под названием Олимпийских игр? В: А) Греции; Б) Италии; В) Египте.
  4. Родиной шахматных игр является: А) Древний Вавилон; Б) Индия; В) Китай.
  5. “Блуждающей рекой” или рекой “1000 бедствий” в древности называли: А) Нил (Египет); Б) Ганг (Индия); В) Хуанхэ (Китай).
  6. Кто автор поэмы “Илиада” и “Одиссея”? А) Гомер (Греция); Б) Геродот (“Отец истории”); В) Тит Ливий (Италия).
  7. Кто отменил долговое рабство в Афинах? А) Соломон (Палестина, израильтянский царь); Б) Солон (Греция, правивший в 594 г. до н. э.); В) Самсон (миф-й герой-силач).
  8. В третьем веке до н. э. Китай объединил в одно государство: А) Ашока (царь Индии, правивший в 3 веке до н. э. и объединил Индию в единое гос-во); Б) Цинь Шихуан; В) Ашшурбанапал (Ассирия, неподалёку от Двуречья).
  9. Во время правления какого царя в Ассирии была собрана большая библиотека глиняных книг: А) Хаммурапи (царь в Вавилонии); Б) Соломона (Палестина); В) Ашшурбанапала.
  10. Он взошёл на престол, будучи мальчиком, умер в 18-летнем возрасте, в его гробнице были найдены несметные богатства, которые хранятся в музее Египта. Назовите имя этого фараона. А) Тутмос 3 (совершил самые крупные завоевания около 1500 г. до н. э.) Б) Тутанхамон; В) Хеопс (фараон, ему была построена самая высокая пирамида около 2600 г. до н. э., высота – 50-этажное здание, необходимо прошагать 1 км, чтобы обойти всю пирамиду).

Станция № 3 “В каких случаях так говорят”? Или “Что это означает? (По мифам Древней Греции).

  1. “Между Сциллой и Харибдой”: А) когда речь идёт о двух обманщиках; Б) означает попасть в безвыходное положение, когда опасность грозит сразу с двух сторон; В) означает помощь с двух сторон.
  2. “Нить Ариадны”: А) способ выйти из затруднительного положения; Б) способ заманить человека в затруднительное положение; В) нить для вязки пуховых платков.
  3. “Яблоко раздора”: А) повод для примирения; Б) сорт яблока; В) причина разногласий, спора.
  4. “Ахиллесова пята”: А) слабое, уязвимое место; Б) название болезни; В) мера длины.
  5. “Сизифов труд”: А) бесполезный, напрасный труд; Б) труд, требующий огромных усилий; В) труд, имеющий большое значение.
  6. “Авгиевы конюшни”: А) предельная чистота и порядок; Б) очень загрязненное место; В) места, помещения больших размеров.
  7. “Титанический труд”: А) труд, не требующий больших усилий; Б) огромный, колоссальный труд; В) название произведения.
  8. “Танталовы муки”: А) адская боль; Б) притворство; В) близкая, но недостижимая цель.
  9. “Ящик Пандоры”: А) источник счастья; Б) источник богатства; В) источник несчастий.
  10. “Лаконичная речь”: А) длинная речь; Б) чёткая, краткая речь; В) красивая речь.

Станция № 4 “Даты” (до н. э.) + НРК

  1. К какому году относится первая исторически достоверная запись об Олимпийских играх? К: А) 753 г. до н. э.; Б) 776 г. до н. э.; В) 677 г. до н. э.
  2. Город Рим был основан (по лег.): А) 753 г. до н. э. Б) 777 г. до н. э. В) 573 г. до н. э.
  3. В каком году Олимпийские игры проводились в Москве? А) 1980 г.; Б) 1990 г.; В) 1970 г.
  4. В каком году образовалась Коми Автономная область? А) 22 августа 1923 г. ; Б) 22 августа 1922 г. ; В) 22 августа 1921 г.
  5. В каком году образовалась Коми АССР? А) 05 декабря 1935 г. ; Б) 05 декабря 1936 г. ; В) 05 декабря 1937 г.
  6. В каком году образовалась Коми ССР? В: А) декабре 1990 г. ; Б) декабре 1991 г. ; В) декабре 1992 г.
  7. В каком году образовалась республика Коми? А) 17 февраля 1994 г. ; Б) 17 февраля 1998 г. ; В) 17 февраля 2000 г.
  8. Когда началась ВОВ? А) 22 июня 1940 г. Б) 22 июня 1941 г. В) 22 июня 1945 г.
  9. Когда закончилась ВОВ? А) 9 мая 1945 г. ; Б) 9 мая 1946 г. ; В) 9 мая 1947 г.

Станция № 5 “Прошлое и настоящее” (В скобках уточнения, дополнения для учителя). (За правильные ответы – 200 вёрст).

  1. В каком перечисленном варианте все спортсмены из Ижемского района? А) – Ольга Васильевна Рочева, Василий Павлович Рочев, Василий Васильевич Рочев (Все из Бакура); Б) Раиса Петровна Сметанина (из Мохчи), Иван Бабиков (из Кожвы), Иван Артеев (Из Ижемского района); В) Ануфриев Александр Александрович (с. Краснобор), Артеев Семён Афанасьевич (с. Сизябск), Виктория Бедоидзе (с. Выльгорт).
  2. Откуда родом Бажуков Николай Серафимович (чемпион по лыжам): А) из Ижемского района; Б) из Троицко-Печорска; В) из Усть-Цилемского района.
  3. В каком перечисленном варианте все спортивные состязания носят национальный характер? А) метание топора в цель, поднимание гири, перетягивание товарища; Б) перетягивание каната, метание гири через баньку, лазание на столб; В) прыжки через нарты, метание топора на дальность, метание тынзея(аркана).
  4. Кто из перечисленных поэтов учился в Мохченской школе? А) Владимир Александрович Попов; Б) Яков Митрофанович Рочев; В) Степан Раевский.
  5. В “памятной книге” Швецова, изданной в 1864 г., упоминается, что Мохча основана в: А) 1738 г.; Б) 1737 г. ; В) 1736 г.
  6. Как называлось первое школьное здание в Мохче? А) Наша школа; Б) Даша школа; В) Маша школа.
  7. Какого художника из Мохчи называют “Ижемский самородок”: А) Татьяну Попову; Б) Степана Семяшкина; В) Раису Сметанину.
  8. Одно из коми национальных блюд “кулебяка” переводится: А) Кöлбас; Б) дзöрань кисель; В черинянь.

Станция № 6 “Верите ли вы, что …” (В скобках уточнения, дополнения для учителя).

  1. Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? А) да; Б) нет; (в старину ткань измеряли локтями. Локоть расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, значит, денег за отрез ткани можно получить больше).
  2. …, что первая в России книга была напечатана Иваном Фёдоровым в 1569 г.? А) да; Б) нет.
  3. …, что царь Иван Грозный разорвал печатную книгу, а первопечатника И. Фёдорова изгнал из Москвы? А) да; Б) нет; (напротив, царь Иван Грозный был покорён и восхищён чёткостью печатных букв. Не найдя ни единой ошибки, царь велел открыть печатный двор).
  4. …, что для того, чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км? А) да; Б) нет; (в 1988 г. Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира. Для того, чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км).
  5. …, что 2 предводителя крестьянских войн в России, Степан Разин и Емельян Пугачёв, были земляками, имели одинаковую судьбу, были казнены. Их разделяет период в 100 лет? А) да; Б) нет; (действительно это было так. Оба родом из Станицы Зимовейской на Дону. Разин был предводителем Крестьянской войны в России в конце 17 века, Пугчёв в конце 16 века. Оба казнены в Москве).
  6. …, что в военной истории России опасность представляла свинья? А) да Б) нет (в ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином “свиньёй”).
  7. …, что прозрачное стекло было изобретено ещё до н. э. жителями Палестины? А) да; Б) нет; (прозрачное стекло было изобретено до н. э. жителями Финикии).
  8. …, что фарфор впервые появился в Индии? А) да; Б) нет; (фарфор впервые появился в Китае).
  9. …, что бумажные деньги, как и сама бумага, появилась впервые в 7-м веке в Китае? А) да; Б) нет; (первая в мире монета из сплава золота с серебром была отчеканена в Малой Азии в Лидии в 7-м веке до н. э., а бумажные деньги – в Китае.
  10. …, что в 16 веке появилась копейка и была названа так по изображению на ней всадника с копьём? А) да; Б) нет.

Финал. В финале принимают участие 5 человек из класса-победителя. Правила игры в финале: задаётся столько вопросов, сколько вёрст не хватает до 6000 (100 вёрст за 1 правильный ответ). Есть 4 подсказки: – помощь зала (друзей из числа зрителей);

– помощь друга; – помощь мудрецов (из числа учителей);– убрать 1 неверный ответ.

Вопросы для жёлтой карточки: (В скобках уточнения, дополнения для учителя).

  1. Кто из перечисленных является мифическим лицом? А) Посейдон (Бог Морей); Б) Тутанхамон (Фараон Египта); В) Хаммурапи (Вавилонский царь).
  2. Чьи слова: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”? А) Виктора Михайловича Васнецова; Б) Александра Сергеевича Пушкина; В) Александра Васильевича Суворова.
  3. Продолжите пословицу: “Двум смертям не бывать, а …” А) третью не миновать; Б) одной не миновать; В) чью-то жизнь не проживать.
  4. Когда было отменено крепостное право в России? А)1860 г.; Б) 1961 г.; В) 1861 г.
  5. Жакерия – это: А) Столетняя война между Англией и Францией; Б) восстание Уота Тайлера; В) Восстание французских крестьян в ходе Столетней войны.

Вопросы для красной карточки: (В скобках уточнения, дополнения для учителя).

  1. Кто из перечисленных является мифическим лицом: А) Ганнибал (карфагенский полководец, 2-й век до н.э.); Б) Фидий (древнегреческий скульптор, 5-ый век до н. э.); В) Прометей (внук Богини Земли).
  2. Чьи слова: “Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет? А) А. В. Суворов; Б) А. Невский; В) А. Македонский.
  3. Продолжите пословицу: “Стреляй редко…” А) да метко; Б) да чётко; В) да в цель.
  4. Когда была крещена Русь? А) в 988 г. ; Б) 989 г. ; В) 990 г.
  5. Кто из данных исторических деятелей был участником крестовых походов: А) Карл Великий; Б) Карл Мартелл; В) Фридрих Первый Барбаросса.

Вопросы для зелёной карточки: (В скобках уточнения, дополнения для учителя).

  1. Кто из перечисленных является мифическим лицом: А) Хеопс; Б) Гефест (Бог – кузнец, друг Прометея); В) Гесиод (греческий поэт 8-7 век до н. э.).
  2. Чьи слова: “Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением”? А) А.В. Суворов; Б) А.Македонский; В) А. Невский.
  3. Продолжи пословицы: “Дисциплина – …” А) отец солдата; Б) мама солдата; В) мать победы.
  4. Средневековая гильдия – это союз: А) ремесленников; Б) торговцев (купцов); В) феодалов.
  5. Когда Юрий Долгорукий основал Москву? А) 1147 г.; Б) 1146 г.; В) 1145 г.

Подведение итогов. Присвоение титулов и призов.

Вед.: – Вот и подошла к концу игра “Колесо истории”. Сегодня мы поговорили о событиях, которые происходили в глубокой древности, о лицах, чьи имена вошли в историю. А так же ещё раз убедились в том, что то, что создано 1000-ми лет назад, постоянно окружает нас в повседневной жизни. Основы наук и искусств, всей современной культуры заложены в древности. Многое создано и изобретено в Италии, Греции, Китае, Индии…, т. е. независимо от цвета волос, глаз и кожи все мы по своей культуре – наследники древних египтян, греков, евреев, индейцев, римлян….

Культура – не только вещи, которые нас окружают. Это прежде всего мы сами и наши представления о том, что хорошо, а что постыдно. Взрослые люди помнят себя с детства. А для человечества память – история. А.С.Пушкина писал: “Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”. И я вам желаю, чтобы вы никогда не захотели иметь другую Родину, переменить Отечество, а помнили и чтили, уважали историю своих предков. “Не забывай прошлого, оно учитель будущего” – гласит китайская пословица.

Приложение 5, Приложение 6.