Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках предмета "Химия". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Методическая цель: Показать организацию исследовательской деятельности учащихся на практическом занятии.

Цель урока: Изучение свойств воды, освоение физико-химического способа анализа воды (показать, что вода – уникальное природное соединение).

Задачи урока:

  • образовательные: формирование целостного научного мировоззрения, химического мышления учащихся, гуманистической направленности обучения; – теоретическое и практическое обучение учащихся основам исследовательской деятельности в лабораторных условиях;
  • развивающие: личностное развитие школьников; развитие познавательных интересов учащихся в области химии, экологии и мотивация к исследованию экологических проблем региона;
  • воспитательные: совершенствование нравственных основ культуры учащихся; воспитание бережного отношения к природе родного края.

Место урока в учебном процессе: тема “Важнейшие классы соединений. Оксиды”.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • проблемное изложение;
  • исследовательский;
  • словесно-иллюстративный;
  • экспериментально-поисковый.

Форма работы: беседа, фронтальный опрос, дискуссия, работа в группах.

Средства обучения:

  • Учебник О.С.Габриелян 8 класс “Дрофа” М., 2003 г;

  • Инструктивные карточки по выполнению практической работы по группам (6);

  • Электронная презентация урока (28 слайдов, Приложение 1);

  • Видеофильм о природной минеральной воде Бехтемирского месторождения “Серебряный ключ” (12 минут).

Оборудование: химическая минилаборатория для школьников, компьютер, проектор.

I. Индуктивно-мотивационный этап.

1. Слово учителя на фоне музыки:

“ У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
Не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,
Ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас невыразимой радостью…..
Ты самое большое богатство на свете” . Слайд 2.

2. О каком веществе идет речь?

3. Слово учителя на фоне музыки, показ слайдов с 3–9 о красоте реки Бии, Катуни.

Да, без воды нам не прожить. Вода бывает “живая” и “мертвая”, легкая и тяжелая, целебная и минеральная – и очень, очень разная.

Она может бежать и тихо струиться, реветь водопадом и молчать айсбергом, дымить гейзером, блистать капельками росы, завораживать, вдохновлять.

О ней сложены былины и песни, ее считают святой и живой, ее уважают и почитают, без не невозможна жизнь.

Каждый из нас имеет с ней дело ежедневно, ежечасно. Сегодня мы будем говорить об этом казалось бы простом. Но пока еще полном нераскрытых тайн веществе.

4. Давайте запишем тему урока в тетрадь: “Вода. Оценка качества питьевой воды”

II. Операционно-исполнительный этап.

1. Слово учителя:

Вы уже многое знаете о воде, повторим эти сведения. (беседа по слайдам)

2. Вода, вода кругом одна вода. Слайд 10.

3. Распределение воды на Земле. Слайд 11.

4. Много ли воды или мало на Земле? Слайд 12.

5.Просмотр фрагмента видеофильма “Серебряный ключ”, о природной минеральной воде нашего села.

6. Слово участнику экспедиции на Байкал. Слайд 13–14

7. Почему люди не используют морскую воду для питья?

Как отличить морскую (просто соленую) воду от морской.

Лабораторный опыт: опускаем сырые куриные яйца в стаканы с соленой и пресной водой. Что наблюдаем? Почему?

8. Много ли соли в морской воде? Слайд 15.

9. Физические свойства воды. Слайд 16.

10. Аномалии воды. Слайд 17.

11. Строение молекулы воды. Слайд 18.

Слово учителя: Более глубокое изучение воды показало, что молекулы ее присоединяются друг к другу за счет значительно менее прочной водородной связи. Молекулы образуют длинные цепи.

Процесс растворения вещества в воде заключается в распределении его частиц в пустотах полимеров. Весной при таянии воды, летом дождевые воды смывают прошлогоднюю листву, бытовой мусор, отходы с/ х и т.д. Ручьи направляют свой бег в реки, озера, моря.

Природная вода всегда содержит примеси.

12. Практическая работа: “Оценка качества образцов питьевой воды, взятых из разных источников села”.

Определяем алгоритм действия: Проблема – гипотеза – исследование – решение.

Проблема: Пригодна ли вода в окрестностях нашего села для питья? Слайд 19.

Гипотеза: Вода в нашем селе может быть загрязнена, и не соответствовать гигиеническим требованиям.

Цель работы: дать гигиеническую оценку образцов воды (речной, водопроводной, родниковой).

Параметры исследования: Цвет, запах, прозрачность, наличие мути, наличие органических веществ, жесткость воды, микробиологическое загрязнение.

Исследование: Групповая работа по инструктивным карточкам (Приложение 3). Каждая группа выполняет свое задание и делает соответствующий вывод, полученные результаты озвучиваем и заполняем сводную таблицу (Приложение 2).

Выводы: Сравниваем полученные результаты с гигиеническими требованиям СанПиНа. Слад 20. По всем параметрам подходит только родниковая “серебряная” вода. Водопроводную воду можно использовать для питья только кипяченную. Воду из открытых источников, необходимо кипятить в течении 5–10 минут, не кипяченную воду нельзя использовать даже для мытья посуды и фруктов.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

1. Слово учителя на фоне музыки и показа слайдов 21–24.

Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода!

Ведь каждая молекула ее – неразгаданная тайна.

Она несет информацию из глубины веков.

Исследователи пытаются расшифровать ее.

И кто знает, может быть, это сумеете сделать Вы?

А пока прислушайтесь к тому, что говорит вода? (Звучат природные звуки шума реки.)

Вода течет речушкой, блестит снежинкой, парит облачком

И от этого хорошо на душе и мысли яснее и жизнь краше!

2. Дорогие ребята, ответьте на тест. Напротив каждого вопроса поставьте + , если вы согласны с этим утверждением.

Поднимите руку у кого 5, 4, 3 плюса. Это те оценки, которые вы мне поставили за организацию урока! Но сегодня и вы неплохо поработали (выставление оценок ученикам).

3. А на прощание обыкновенное домашнее задание. Слайд 25, 26.

Выберите понравившийся вам вариант.

Урок заканчивается слайдом 27–28.