Цель и задачи:
- конструирование из бумаги объемных сосудов (на основе цилиндра) с фигурными деталями (бумажными лентами); роспись объемных сосудов из белой бумаги по гжельским мотивам;
- продолжение знакомства с гжельской керамикой;
- учить рисовать гжельскую розу путем размывания цвета;
- учить рисовать элементы цветка в технике “мазок с тенью”;
- учить составлять композицию в полосе;
- развивать чувство цвета и композиции;
- формирование сенсорных способностей: глазомера, зрительной оценки, пропорций, развитие творческих способностей;
- воспитание бережливости, культуры труда, эстетического вкуса, аккуратности.
Оборудование:
У учителя: изделия гжельских мастеров и мастеров Хохломы, Палеха, Полхов-Майдана и др. (или иллюстрации с их изображением), таблица “Гжельская роза”, “Бордюры”, рисунки с изображением последовательности выполнения изделия;
У детей: гуашь или акварель, белая бумага, небольшие листы бумаги для пробных набросков, кисти, палитры.
Ход урока
I. Организационный момент. Организация рабочего места. Проверка готовности к уроку.
– Прочитайте пословицу на доске:
Умелец да рукоделец себе да людям
радость приносит.
– Как вы понимаете эти слова?
– А когда работаешь с радостью, старанием и терпением, то и получается все на
славу, да и так как задумано.
– А еще нам необходимо помнить о правилах рабочего человека. Прочитайте. (На
стенах класса расположены таблицы – напоминалки).
- Каждый работает за своим рабочим местом
- Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно
- Во время работы держи рабочее место в порядке
- Береги инструменты, экономь материалы
- Всегда думай, как сделать работу лучше
- Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно
- Работать надо дружно
II. Сообщение темы урока.
– Отгадайте, кто скажет так о себе:
Я так не зря, друзья, зовусь,
Мне вьюга не страшна.
Я злой метели не боюсь,
Я даже с ней дружна.
Мороз – мне дедушка родной,
Снежинки мне родны.
Ведь мы на полюсе живем,
А там снега да льды.
(Снегурочка)
– Посмотрите на посуду, изготовленную и расписанную русскими
мастерами-умельцами. (На выставке изделия Хохлома, Полхов – Майдан, Гжель и
др.)
– Как вы думаете, какую из них (с какой росписью, какого цвета) выбрала бы
для себя Снегурочка?
– Почему?
– Кто знает, как называется такая посуда? Где ее делают?
(Ребенок читает стихотворение.)
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
– Васильковый и незабудковый цвет, это какой? Объясните своими словами.
III. Беседа. Краткие сведения о Гжели.
– Итак, мы с вами отправляемся в сине-голубую сказку. Почему она так
называется? Сейчас поймете.
– Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы видите? Да, здесь и
чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и для цветов, и большие блюда и чайники.
– Вся посуда разная, но есть в ней что-то особенное, общее.
– Что?
– Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором на белом фоне. Называется
эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который
находится в селе Гжель в Московской области.
– Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил
мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. Не
родились на гжельской земле обильные урожаи. Была земля богата другим – глинами,
пригодными для выделки посуды. Почти в каждом доме в деревнях был сначала
ручной, а потом и ножной гончарный круг. От отцов к детям переходило мастерство,
далеко прославившее эти места.
В 1724 году купец Афанасий Гребенщиков открыл в Москве первую фабрику по выпуску посуды. Глину для фабрики возили из Гжели, оттуда же привозили и мастеров. На заводе мастера расписывали посуду как того требовал хозяин, но, приезжая домой, делали посуду по собственному вкусу, ни на какую другую не похожую. Они обильно украшали медовницы, подсвечники, квасники, чайники лепниной – замысловатыми ручками, фигурками, расписывали красивыми сочными цветами, орнаментами – очень нарядная и веселая была посуда.
– Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет?
Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет подарила им река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. А еще есть такая легенда-сказка.
“Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в реке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы.
Все – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду, талая земля, набухшие почки, голосистые птицы, крики петухов, стелющиеся над крышами дымы, напоенный всеми этими запахами и звуками воздух переходят на узоры”
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм и стилей. И всегда они необычные.
– Мы с вами сегодня тоже на время станем гжельскими мастерами и начнем изготовление чайного сервиза для Снегурочки. Сегодня это будет кружка. Примерно такая. (Показываю образец)
IV. Анализ готового изделия.
Посмотрите, как сочетается белое с синим. Мы видим в узорах переходы от темного к светло-синему, то, что видят мастера Гжели. А где такое сочетание мы можем увидеть в природе? (Тени от деревьев на снегу, морозные узоры, небо, льдинки, сосульки.)
– Правильно. Ощущение особой нежности, чистоты и тихой радости от глубины
синего, изменчивого цвета хранят гжельские узоры.
– Давайте проанализируем образец.
– Как вы думаете, где может быть использовано это изделие?
– Из какого материала выполнено?
– Что еще, кроме бумаги, нам пригодится? Достаточно ли только склеить белую
бумагу? (Краски.)
– Какие инструменты необходимо использовать? (Кисти, ножницы.)
– Из скольких деталей состоит изделие? Каких?
– Какая из них основная?
– Что будем делать сначала? (Роспись основной детали.)
– Какой узор ее украшает?
– Где располагается? (Бордюр по верхнему и нижнему краю, гжельская роза в
центре.)
V. Выполнение узора в полосе. Самостоятельная работа.
– Положите перед собой развертку цилиндра, выполненную на предыдущем уроке.
– Какую кисть нам нужно взять для выполнения бордюра?
– Почему?
– Какие элементы гжельской росписи мы можем использовать? Назовите, покажите.
Работа с таблицей альбома “Бордюры”.
(Короткие полосы, дуги, “птичьи лапки”, точки, сеточку, “капельки”, различные сочетания.)
Самостоятельная работа.
Оформление верхнего и нижнего края кружки. Индивидуальная помощь учителя.
Дети работают под музыку. (Звучит запись русских народных хороводных песен.)
Анализ промежуточных результатов.
Физкультминутка.
(Пальчиковая гимнастика.)
Словно в бутончик собрал лепестки,
(В горстку собрал пальцы правой руки).
Солнце свои посылает лучи.
(Пальцы раскрыты у правой руки)
Утром под солнцем цветы раскрываются.
(Пальцы на правой руке распрямляются)
Солнышко село и сумрак сгустился
И до утра мой цветочек закрылся.
VI. Анализ, показ и выполнение учащимися узора “Гжельская роза”.
Самостоятельная работа.
– Вглядитесь в эти цветы. (Внимание детей привлекается к выставке) Они не похожи на настоящие, но мы их узнаем сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе. Кисть художника каждый раз варьирует (изменяет) одни и те же линии. Короткие удары чередуются с плавными широкими мазками. Движения кисти гибкие, а линии то разбегаются, то сходятся вместе, чередуясь с белым фоном.
Фарфор любит оставаться белым. Его не нужно сплошь закрывать росписью. Тогда и цветок ярче и фон белее. Поэтому нам будет достаточно только одной розы на всем фоне кружки.
– Восстановите последовательность выполнения узора гжельской розы по
таблицам. (На доске карточки с последовательностью выполнения работы,
расположенные в произвольном порядке.)
– Какой прием используем для изображения лепестков? (“Мазок с тенью”,
размывание цвета.)
– В чем особенность гжельского выразительного мазка? (В его тональности.)
– Сколько оттенков цвета мы видим в мазке? (Мазок один, а оттенков цвета
много. От самого бледно-голубого, светлого, до темного и темно-синего.)
– Как этого добиться?
(Показываю выполнение элемента узора – основной части розы – лепестков. Техника – Краска набирается одной стороной кисти. При нанесении мазка кисть симметрично поворачивается то в одну, то в другую сторону.)
– Середину цветка пока оставим пустой. Проводим два первых округлых мазка.
Затем присоединяем еще два наклонных мазка с левой и правой стороны. Последняя
пара лепестков как бы поддерживает предыдущие (средние лепестки). Затем пишем
стебель с листочками. Завершают работу тонкие линии завитков, усиков и штрихов
прожилок, которые сразу придают росписи легкость и завершенность.
– Какие же элементы узора гжельской росписи вы можете использовать для украшения
розы?
(Мазок, сеточка, точки, завитки, дуги, “капельки”, “птичьи лапки”.)
Самостоятельная работа учащихся.
Украшение гжельской розы. Индивидуальная помощь учителя каждому учащемуся. (Работают под музыку.)
VII. Анализ ручки кружки. Изготовление ручки для кружки.
– Посмотрите на таблицу. Пока наша развертка сохнет, мы выполним следующий
этап работы – оформление изделия. Гжельские мастера используют разные варианты,
каждый раз новые, не повторяясь. Обратите внимание, что это не просто ручка, а
произведение искусства.
– Как мы с вами можем воплотить свои идеи и замыслы, используя бумажные ленты?
(Дети предлагают варианты оформления.)
– Какой способ обработки бумаги мы можем использовать для получения завитка?
– Подготовьте ручку для изделия, используя знакомые способы обработки бумаги
(сгиб, закручивание с помощью ножниц).
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь учителя.
VIII. Сборка изделия. Анализ готовых работ.
– Возьмите в руки развертку цилиндра. Соедините ее края и зафиксируйте
скрепками сверху и снизу. Приклейте ручку.
– Где вы предлагаете ее приклеить, чтобы красиво смотрелся основной узор?
Анализ готовых изделий:
- Самые аккуратные
- Удачно выбрано место расположения цветка
- Удачно подобрана форма и расположение ручки
- Выразительность и разнообразие узоров
IX. Итог урока.
– Какой главный цветок гжельской росписи?
– Какие приемы кистевой росписи мы использовали на уроке?
– Какова палитра гжельской росписи?
– На следующем уроке мы продолжим изготовление сервиза для Снегурочки и ее
многочисленных друзей.
– Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы той народной мудростью, с
которой мы начали. Перечитайте пословицу.
– Доставил ли вам радость наш урок?