Урок литературного чтения в 1-м классе "Белая акация"

Разделы: Начальная школа


Цель: Через стратегии развития критического мышления познакомить учащихся с произведениями о красоте и пользе русской природы.

Задачи:

  • учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;
  • учить умению рассматривать определённое понятие с разных позиций;
  • работать над выразительностью речи детей, интонацией;
  • развивать внимание, память воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения;
  • воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом.

Ход урока

Организационный момент.

Настроить учащихся на данный урок. Приветствие гостей. Подготовка рабочих мест.

Разминка. Разогревание речевого аппарата

- Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальным растением. Но так как у нас урок литературного чтения, а не окружающего мира, мы будем узнавать о его жизни и пользе, используя художественный текст.

Для начала разогреем свой речевой аппарат. Проговариваем скороговорки:

1) Дятел дерево долбит, день- деньской кору дробит.

2)Ты нас, мама, не ищи,щиплем щавель мы на щи.

3) Перепёлка перепелят прятала от ребят.

4) Роет землю старый крот, разоряет огород.

5) Вол везёт с дровами воз, а вдали растёт овёс.

6) Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

7) - Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои (Дети проговаривают скороговорки)

Актуализация знаний.

- У каждой пары в конвертах находятся разрезные карточки с буквами и слогами.

Задание:

1, 2 группа - Соберите слово из букв;

3 группа - Соберите слово из слогов.

(Работая в парах, а затем в группах, дети собирают слово "АКАЦИЯ")

На доске: АКАЦИЯ

- Закройте глаза и ещё раз произнесите это слово (Дети проговаривают слово "акация")

- Опираясь на свой жизненный опыт, скажите, какие ассоциации у вас связаны с этим понятием?

- Что такое акация? На какие группы делятся растения?

(Это растение. Растения делятся на группы: деревья, кустарники, травы)

- Маша с Мишей поспорили: К какой группе растений относится акация?

Маша утверждает, что акация - это дерево. А Миша с ней спорит, что это - кустарник. Давайте поможем им решить спор. Но для этого нужно вспомнить отличительные признаки деревьев и кустарников.

(Дети называют отличительные признаки деревьев и кустарников)

- Так к какой же группе относится акация: к деревьям или кустарникам? Ваши предположения.

(Дети высказывают свои предположения)

- Ваши мнения разделились. А кто может с нами поделиться интересной информацией?

(Дети делятся информацией из дополнительных источников)

- Сделайте вывод.

(Акация может быть деревом и кустарником. Белая акация - дерево, жёлтая акация - кустарник)

На доске: <Рисунок 1>( белая акация),<Рисунок 2> (желтая акация).

Рис. 1

Рис. 2

- А кто видел акацию у нас в Омске?

- Какая она?

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Работа с учебником.

- Теперь давайте откроем "Азбуку" на 118стр. и рассмотрим иллюстрацию, которую предлагает нам художник. Обратите внимание на то, что рисунки мелкие. Какой предмет нам поможет рассмотреть более мелкое изображение?

(Лупа. Дети при помощи лупы рассматривают иллюстрации учебника)

- Что заметили на дереве?

(Белые цветочки)

- На что они похожи?

- Как вы думаете, пахнут ли они? Какой запах они издают?

- Кого и что вы видите ещё?

Определение темы урока.

- Прочитайте название рассказа.

- На доске: БЕЛАЯ АКАЦИЯ

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Тема нашего урока: Белая акация)

- Как вы думаете, можно ли по иллюстрациям и названию определить содержание рассказа? Почему?

- Что мы с вами должны будем сегодня узнать?

- Да, мы будем сегодня с вами говорить о жизни и пользе белой акации.

На доске:

  • ЖИЗНЬ
  • ПОЛЬЗА

Постановка цели урока.

- Для чего мы будем читать этот рассказ?

- Этот художественный текст мы с вами должны будем научиться читать красиво, плавно, выразительно.

Словарная работа.

- В этом тексте встретятся слова, значение которых, возможно, вам будет незнакомо. Прежде, чем начать работу с текстом, мы должны постараться объяснить их лексическое значение. А поможет вам в этом ваш жизненный опыт.

Слова в конвертах для каждой группы: пернатые, сорванцы, аромат, красавица, труженицы, пыльца

(Каждая группа по своему желанию выбирает конверт со словами. Дети, работая в группах, объясняют лексическое значение слов)

Динамическая пауза.

Продолжение работы с текстом.

-Я сейчас буду читать рассказ, а вы постарайтесь ответить на вопрос: Какое чудо произошло у старого колодца?

Чтение текста учителем.

Рис. 3

- Какие предложения по цели высказывания и по интонации вам встретились? Прочитайте их.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

- Сейчас мы будем читать этот рассказ по абзацам. Ваша задача определить:

1) о чём хотел сказать нам автор;

2) почему пернатые певцы устроили концерт на белой акации;

3) благодаря кому и чему дедушка угостил своих гостей мёдом?

- А теперь мы будем подробно читать о тех событиях, которые произошли в рассказе. Будем читать по цепочке. Постарайтесь заметить каждую деталь.

(Чтение текста детьми. Ответы детей на поставленные вопросы)

Обобщение изученного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Выборочное чтение по рассказу "Белая акация".

- Кто разбудил автора?

- Куда выбежала девочка?

- Где росла белая акация?

- Как назвал автор акацию?

- Кто уселся на дерево?

- Что устроили пернатые певцы?

- Кто слушал птиц?

- Как вели себя пчёлы-труженицы?

- Что манило пчёл?

- Что ели дети зимой у дедушки?

- Что рассказал дедушка про мёд?

Сообщение дополнительного материала. Информационная справка.

Рубрика "Это интересно".

- А вы знаете, что в одном из парков Москвы в2000 году даже был поставлен памятник пчеле -труженице.

На доске:

Рис. 4

- А хотите узнать, какой путь проходит мёд прежде, чем попасть к нам на стол?

(Дети просматривают фрагмент фильма о добывании мёда)

Итог урока. Рефлексия.

- Так что же мы узнали сегодня на уроке?

(Мы узнали о жизни и пользе белой акации)

- Что такое белая акация, и какую пользу она приносит? Поможет нам ответить на этот вопрос пятистишье.

На доске:

Рис. 5

  • 1 строка: 1слово понятие;
  • 2 строка: 2 слова-признака;
  • 3 строка: 3 слова действия;
  • 4 строка: фраза из 3-4 слов, поясняющая данное понятие;
  • 5 строка: слово - синоним.

Задание: Составьте пятистишье "Белая акация".

(Дети в парах, а затем в группах составляют пятистишье и зачитывают его на "Авторском стуле")

- А теперь давайте посмотрим на белую акацию с разных позиций:

1) белой акации;

2) пчёлки;

3) дедушки.

Задание: составьте ролевое письмо.

(Каждая группа выбирает для себя определённую позицию и составляет "ролевое письмо", затем зачитывает его на "Авторском стуле")

- Что наиболее интересно вам было на уроке?

- Что составило трудность?

- А сейчас осталось выяснить, какое настроение у вас осталось от работы на уроке?

Задание: У вас на столах лежат кружочки, дорисуйте на них подходящую для вас улыбку.

(Учитель благодарит детей и гостей за работу на уроке.)