Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи собрания:
- Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
- Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
- Проанализировать результаты психологической диагностики.
- Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Этапы родительского собрания
Этап №1: Организация родительского собрания
- Приглашение участников собрания. Необходимо подготовить именные приглашения.
- Разработка памятки для родителей.
- Предварительное проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе. Разработка индивидуальных рекомендаций.
- Оформление классного помещения (или актового
зала) для проведения собрания:
- Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.
- Выставка рисунков ребят, фотографий из школьной жизни.
Этап №2: Проведение собрания. Ход собрания.
1. Вступительное слово
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.
Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.
2. Вопрос для обсуждения
Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются? (учитывая то, что не многие родители сразу вступают в обсуждение, полезно дополнительно провести опрос "Корзина чувств")
3. Опрос "Корзина чувств"
Инструкция: "Уважаемые мама и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют Вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные". Краткий анализ родительских переживаний.
4. Обсуждение аспектов психологической готовности к школе
В психологической готовности к школе ("школьная зрелость") традиционно выделяют три основных аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость - это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать "что?", "зачем?" и "почему?". Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, "надо" может перевесить "хочу"). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например, за совместной игрой со взрослыми. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает?
Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа "Дочки - матери", "Съедобное - несъедобное", "Море волнуется", "Да и нет не говорить, чёрный с белом не носить", а так же настольные игры с правилами. Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.
Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: "найди отличия между картинками", "запутанные дорожки", "что здесь лишнее", "что перепутал художник", "найди недостающие детали" и т. п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.
Не менее всего вышесказанного важна и социальная готовность ребёнка к школе. Это неоднозначное понятие, включающее в себя:
- Умение и желание общаться со сверстниками (стремление ребёнка к общению с другими детьми, умение подчинять своё поведение законам детской группы, имеет ли ребёнок опыт приемлемого (без насилия) решения конфликтов и т. п.).
- Умение строить адекватные отношения со взрослыми;
- Мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес), реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.
Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.
5. Вопросы для обсуждения: Вспомните своё отношение к школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели? Сложно ли вам было рассказать родителям о плохой оценке? Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на "отлично" или "хорошо"? Думаете ли вы о том, что плохие оценки вашего ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитывали своего малыша? Сравниваете ли вы успехи вашего ребёнка с другими детьми? Что для вас важнее - отметка или уровень знаний и отношение ребёнка к школе?
6. Краткий анализ и обобщение высказываний родителей
7. Представление результатов психологической диагностики
Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).
8. Напутственное слово
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!
9. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями
В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.
10. Раздача памяток для родителей
Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:
- создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;
- превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";
- нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно относитесь к учителю;
- последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
- брать в школу все необходимое;
- правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
- здороваться с учителями и детьми;
- отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
- слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
- просить о помощи, если что-то не получается;
- заниматься одним делом долгое время;
- правильно реагировать на замечания;
- устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Этап №3 Анализ психолога по результатам проведённого родительского собрания. Составление вопросов для будущей работы.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Оставьте за дверью свое плохое настроение.
- Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
- Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
- Не избирайте для общения назидательный тон.
- Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
- В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
- Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
- Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
- Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
- Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
- Не давайте негативной оценки всему классу.
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
- Не переоценивайте значение отдельных предметов.
- Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.