Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Цель социально-педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию (см. приложение).
Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:
- изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
- выявление причин возникновения у учащихся
- проблем в обучении,
- проблем в поведении,
- правонарушений
- и принятия мер по их устранению;
- оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.
В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.
Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии и социальными службами города.
Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, школьным инспектором ОДН. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете. Одна из функций социального педагога - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.
Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.
Взаимодействие с ЭСРЦН "Доверие" позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.
Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Предоставление дважды в год и дополнительно по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.
Подробнее расскажу о работе
социального педагога с неблагополучными семьями.
Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска". Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.
Факторами риска при этом являются следующие:
Индивидуальные особенности ребёнка | Семейные | Школьные | В группе сверстников | В обществе |
низкая самооценка; застенчивость; плохая успеваемость; нарушение дисциплины; положительные установки по отношению к психотропным веществам |
конфликты в семье; безнадзорность; родители, употребляющие алкоголь; физическое и психологическое насилие в семье; отсутствие дисциплины |
плохая успеваемость; низкий моральный уровень учеников; конфликты с педагогами |
нежелание учиться; давление сверстников; дружба с подростками, употребляющими алкоголь |
жизнь в обществе, способствующем
употреблению табака, алкоголя; отсутствие поддержки со стороны общества; нищета и экономическая нестабильность |
Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.
Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:
1 этап - выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.
Расскажу об организации этой работы в нашей гимназии (это только один из возможных вариантов).
Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся "группы риска". Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры, и от городских организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, ЭСРЦН "Доверие", КДН и ЗП, УВД или из ОДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.
На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена "Карточка учёта", в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье. На обороте карточки отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в УВД, ходатайства в ЭСРЦН "Доверие" и т.д.). Сформирована картотека учащихся по категориям.
В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети "группы риска" требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет "план индивидуальной работы" с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.
Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)
На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.
На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.
Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.
Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.
На каждую проблемную семью можно составить социальную карту, которая содержит подробную информацию о семье и карту-график профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.
Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.
Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.
1 проблема - малообеспеченность семей.
Дети "группы риска" - часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:
1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.
3) Взаимодействие с ЭСРЦН "Доверие" и Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.
2 проблема - успеваемость и посещаемость детей.
Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.
Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей "группы риска", по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией гимназии, инспектором ОДН.
После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в УВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.
Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации гимназии, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).
3 проблема - безнадзорность детей во внеучебное время.
Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.
Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях (студия детского прикладного творчества "Радуга", секции баскетбола, волейбола, мини-футбола, лёгкой атлетики), рекомендуем бесплатные занятия в ЭСРЦН "Доверие", СЮТ, центре "Поколение".
Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей группы "риска"; подаются заявки в отдел опеки и Управление социальной защиты о выделении путёвок.
В каникулы вместе с заместителем директора по ВР и психологом можно провести площадку для учащихся "группы риска", на которой для детей осветить правовые вопросы, провести психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни. Это даст возможность ребёнку не только расширить свой кругозор, но и открыть в себе положительные качества, которые необходимо развивать в дальнейшем.
4 проблема - наличие вредных привычек и совершение правонарушений.
В гимназии профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:
- реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;
- проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, медицинских психологов наркологического отделения;
- организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра лечебно-восстановительного отделения детской поликлиники и педагога медико- социального отделения детской городской поликлиники;
- индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ОДН.
5 проблема - профориентация подростков "группы риска" (устройство после окончания гимназии).
Совместно с психологом проводим диагностику учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в нашем городе и ближайших городах. По необходимости готовлю ходатайство от гимназии.
Если дальнейшее обучение в гимназии для учащегося, достигшего 15 лет, по семейным обстоятельствам невозможно, то сопровождаю его в ПУ и вечернюю школу для дальнейшего обучения.
2 направление - работа с семьёй.
Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.
В этом направлении в гимназии работа ведётся по плану "Семья и школа", который успешно реализуется с 2002 года. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.
Направления работы:
Совместная деятельность гимназии и родителей | Организация лектория для родителей | Изучение и диагностика семей | Организация социально-психологической службы | Индивидуальная работа с семьями |
классные часы с приглашением родителей; спортивные конкурсы; праздники "День матери", "Последний звонок"; поездки, экскурсии. |
университет социально-правовых и медико-педагогических знаний с приглашением на родительские собрания врача, психолога, социального педагога, сотрудников УВД, специалистов опеки | социальный паспорт класса; изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами; проведение дня открытых дверей для родителей. |
индивидуальные консультации психолога
для детей и родителей; реабилитационная работа с проблемными семьями; консультации по профориентации для учащихся и родителей. |
выявление проблемных семей; организация рейдов в семьи, бесед с родителями, по необходимости привлечение внимания УВД, Управления опеки, КДН и ЗП, ЭСРЦН "Доверие" и т.д. |
В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Дети "группы риска", часто их называют "трудными детьми" доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно социальному педагогу суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
- принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Литература.
1) Г. С. Семёнов "Методика работы социального педагога", Москва, "Школа пресс", 2003 г.
2) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. "В помощь соц.педагогам образовательного учреждения", Москва, 2003 г.
3) Т. А. Шишковец "Справочник социального педагога", Москва, 2005 г.
4) Г. М. Потапкин "Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков", Москва, 2000 г.
5) М. А. Галагузова "Социальная педагогика", Москва, "Владос", 2000 г.
6) Р. В. Овчарова "Справочная книга социального педагога", Москва, "Сфера", 2002 г.
7) Методический журнал "Работа социального педагога в школе и микрорайоне", №№ 1, 2, 3, 2009 г.