Устный журнал "Подвиг поэзии" (внеклассное мероприятие по литературе)

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Задачи урока: силой слова и музыки воздействовать на души детей, формировать представление о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство гордости за свой народ, страну, земляков, родную литературу; продолжить развитие чувства уважения к героическим поступкам людей в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация “ Подвиг поэзии”

Оформление:

выставка книг – стихотворений о Великой Отечественной войне;

– творческие работы учащихся (рисунки) на тему “Сороковые, роковые”

Музыкальное сопровождение:

Песня “Священная война”, песня Журавли”, песня “За того парня”, песня “Он не вернулся из боя”, песня “Вспомните, ребята”; музыка П.Мориа “Мама”

Подготовка к мероприятию

Задания опережающего характера для учащихся:

– для “экскурсовода” – используя краеведческий материал, составить маршрут для заочной экскурсии “Священные места” по памятникам и мемориалам родного села;

– для “библиотекаря” – подготовить обзор литературы по теме устного журнала.

Индивидуальные задания для учащихся:

– выучить стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне;

– прочитать стихотворения собственного сочинения.

Задание творческого характера:

– нарисовать рисунки на тему “Сороковые, роковые…”

Ход мероприятия

(на экране – заставка “Могила Неизвестного солдата”, слайд № 1)

Ведущий

Ежегодно наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Это стало доброй и обязательной традицией: в начале мая остановить бег времени и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории.

“Поэзия подвига” – такова тема устного журнала. Наш разговор пойдет о поэтах и их творчестве.

Cлайд № 2

Ведущий

И начнем мы его с чтения стихотворения.

Ученик

итает стихотворение С.Щипачева “22 июня”)

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли…
Зарю, что шла по травам и цветам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки…
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.[6]

Слайд № 3

Звучит песня “Священная война”

Ведущий

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но этому подвигу – подвигу народа в Великой Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории и в нашей памяти. Эпиграфом к устному журналу станут слова поэта-фронтовика А.Твардовского “Прошла война…”

Слайд № 4

Ведущий

Война стала испытанием и для литературы. Известна пословица: “Когда грохочут пушки – музы молчат”. Да, шла война, но музы не молчали. Поэты и писатели с честью выполнили свой профессиональный и патриотический долг.

Слайд № 5

1 страница устного журнала – “Поэзия огненных лет”

Разговор начнем с творчества поэтов-фронтовиков – свидетелей тех огненных лет.

Слайд № 6

Но сначала послушаем письмо с фронта от офицера И.В.Козлова поэту М. Исаковскому.[2]

(На слайде – портрет поэта и краткая биографическая справка)

Ученик

(Зачитывает фрагменты из письма)

“Товарищ Исаковский!

… Вам, нашему поэту, я решил написать от всех красноармейцев подразделения. Примите наш фронтовой привет и пожелание вам плодотворной работы на счастье народа. Мы плохие критики и знатоки искусства поэзии, но то впечатление и переживание, которое создает оно у нас, мы должны передать вам как поэту.

Сейчас, в дни тяжелых и трудных боёв с немецким фашизмом, в минуты короткого отдыха, мы имеем возможность читать ваши стихи. Сегодня я читал ваше стихотворение “Прощальная”. В землянке темно, только через бойницу проникал уличный свет, падая на черную закоптелую стену. Бойцы, сидя, шутили, вспоминали с любовью мирную жизнь, семью, родных. Стоило только начать чтение вашего произведения, как в землянке все утихли и минут пять после окончания сидели молча, опустив низко головы. Не было другой силы, которая могла бы так глубоко проникнуть в душу этих простых людей, призванных защищать семью и Родину…

… О себе могу написать коротко. Воюем, товарищ Исаковский. Воюем честно с начала войны. Конечно, тяжеловато и жить хочется, но ничего не поделаешь – война остается войной. Смотрю на бойцов, хорошие товарищи, на войне стали мужественнее. Защищаем друг друга, помогаем друг другу. Бывают и потери. Низко склоняем головы над павшими товарищами и идем дальше вперёд, к счастью, к победе, к жизни…”

Ученик читает стихотворение М.Исаковского “Мы шли…”

Слайд № 7

Ведущий

В страшные дни Великой Отечественной войны воевали не только люди. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения А.Ахматовой “Мужество”.

(На слайде – портрет А.А.Ахматовой и краткая биографическая справка)[1]

Ученик читает стихотворение А.А.Ахматовой “Мужество”

Ведущий

Среди поэтов-фронтовиков достойное место занимает поэзия Сергея Орлова.

(На слайде – портрет С.Орлова и краткая биографическая справка)[3]

Ученик читает стихотворение С.Орлова “Его зарыли в шар земной…”

Звучит песня “За того парня” в исполнении М.Магомаева

Слайд № 9

Ведущий

В бой, в наступление шли “строки” поэтов К.Симонова, А.Твардовского, Юлии Друниной, Давида Самойлова и многих других поэтов.

(На экране – портреты поэтов-фронтовиков)

Слайд № 10

Да, шла война, но музы не молчали.

Ученик читает стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые”. [3]

2 страница устного журнала – “Строка, оборванная пулей”

Ведущий

“Война гуляет по России, а мы такие молодые…” Сегодня мы расскажем и о поэтах, поэтический взлет которых был трагически прерван войной.

Звучит музыка П.Мориа “Мама”

Слайд № 11

Музыка продолжает тихо звучать

Ведущий

За редким исключением это еще не вполне сложившиеся художники слова. Они погибли молодыми, многие из них не успели подготовить своих книг и уж, конечно, не задумывались об аккуратных архивах. Но и то немногое, что дошло до нас, сохраненное друзьями или

родственниками, дает право судить о гигантской невосполнимой потере. Давайте еще раз вспомним их поименно. ( Называются фамилии поэтов, погибших на войне)[5]

(На экране – фотографии поэтов, погибших на войне)

Слайд № 12

Николай МайоровПолитрук пулеметной роты Николай Майоров погиб смертью храбрых в бою 8 февраля 1942 года.

Павел Коган…В ночь с 23 на 24 сентября 1942 года лейтенант Павел Коган, возглавив поиск разведчиков, погиб под Новороссийском.

Михаил Кульчицкий… Младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб 19 января 1943 года под Сталинградом.

Василий Кубанев… Василий Кубанев умер в больнице после тяжелых ранений в марте 1942 года.

Ведущий

Давайте послушаем стихотворения этих поэтов.[5]

Ученик читает стихотворение П.Когана “Бригантина”.

Ученик читает стихотворение Н.Майорова “Мы”

Ученик читает стихотворение В.Кубанева “Если нету на сердце печали”

Звучит песня “Вспомните, ребята”

Слайд № 13

Ученица рассказывает о жизни и творчестве В.Кубанева. [4]

(На экране – портрет поэта и краткая биографическая справка)

Ученик – “библиотекарь” делает анонс книжной выставки.

Слайд № 14

Ведущий

Великая Отечественная война… О ней написано очень много. О ней писали, пишут и будут писать книги, сочинять стихи, слагать песни, снимать кинофильмы. Потому что это гнев, это боль, это скорбь, это Память нашего народа.

3 страница устного журнала – “Сквозь время”

Ведущий

Мы продолжим наш устный журнал рассказом о творчестве тех поэтов, которые не были на войне, потому что родились в начале 40-х, но писали о ней. Это Роберт Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, А.Дементьев, В.Высоцкий. Эти поэты “прожили” войну в своих стихах и песнях.

Слайд № 15

Ученик читает стихотворение Р.Рождественского “На земле, безжалостно маленькой…”

Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из боя”

Ведущий

О войне, О Памяти, о долге стихотворение Ю.Полякова.

Ученик читает стихотворение “Не обожженные сороковыми…” [6]

Ведущий

Особо хочется сказать о стихотворении Э.Асадова “Реликвии страны”. В нем – щемящая боль за Россию сегодняшнюю.

Ученик читает стихотворение Э.Асадова [6]

Ведущий

Далекой, очень далекой стала война сейчас. Но память о ней неиссякаема.

4 страница устного журнала – “И ходит по земле Память…”

Слайд № 16

Жизнь погибших продолжается в благодарной памяти потомков. Эта память – в стихах и книгах. Эта память – в мемориалах и обелисках, которые можно встретить почти в каждом уголке нашей Родины. Есть такие священные места и в нашем селе.

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова “Журавли” в исполнении М.Бернеса

Ученик – “экскурсовод” проводит заочную экскурсию по памятникам и мемориалам родного села (использование краеведческого материала с элементами исследовательской деятельности) Приложение 1.

Слайды №№ 17-22

Ведущая

А теперь я обращаю ваше внимание на рисунки учащихся к нашему устному журналу. В эти творческие работы они вложили частичку своей души, пропустив через сердце увиденное и услышанное ранее о войне.

(Рассматривается выставка рисунков)

А еще некоторые из них написали к этому мероприятию свои стихотворения.

(Слушаются стихотворения учащихся)

Героям

Война. Это слово как острый кинжал.
Война. Мир поблек, замолчал, задрожал,
А затем еще пять долгих лет,
Оглушенных шумом ракет,
Опаленных взрывами бомб.
Тихо в землю опустится гроб
С телом матери многострадальной.
В Черном море, на Зауралье -
Всюду кровь разольется рекой,
Всюду смерть, всюду горе … И вечный покой
Тем солдатам, что отдали жизнь ради нас,
Тем, кто Родину спас в трудный час.

Лукашова Дарья

Ведущий

Далекой, очень далекой стала война сейчас. Но память о ней неиссякаема. В этой войне мы выстояли и победили. Но нелегко далась эта победа. Лучших сынов и дочерей потеряла Родина.

“И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят…” Так писал поэт Николай Майоров.

И наш долг перед павшими – это наша Память.

Звучит песня “Журавли”, на экране – последний слайд “Вечные огонь”.

Список использованной литературы

  1. Ахматова А.А. Сочинения в 2-х томах: том 1. М., Художественная литература, 1987.
  2. Исаковский М.В. Стихи и песни. М., “Художественная литература”, 1986.
  3. Коган А.Г. Стихи и судьбы (Фронтовая тема в советской поэзии). М., “Художественная литература”, 1977.
  4. Кубанев В. Стихотворения, миниатюры, эскизы поэм, письма, дневники, афоризмы. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1981.
  5. Чернова Н. Костры памяти. М., Молодая гвардия, 1989.
  6. Патриотическое воспитание: система работы /Авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Песни Победы. Стихотворения. Л., Детская литература,1985.
  8. Ресурсы Интернет (портреты поэтов, картинки для презентации).
  9. http: || 03pesni.ru| index 2.| nhp.