Задачи урока: силой слова и музыки воздействовать на души детей, формировать представление о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство гордости за свой народ, страну, земляков, родную литературу; продолжить развитие чувства уважения к героическим поступкам людей в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация “ Подвиг поэзии”
Оформление:
– выставка книг – стихотворений о Великой Отечественной войне;
– творческие работы учащихся (рисунки) на тему “Сороковые, роковые”
Музыкальное сопровождение:
Песня “Священная война”, песня Журавли”, песня “За того парня”, песня “Он не вернулся из боя”, песня “Вспомните, ребята”; музыка П.Мориа “Мама”
Подготовка к мероприятию
Задания опережающего характера для учащихся:
– для “экскурсовода” – используя краеведческий материал, составить маршрут для заочной экскурсии “Священные места” по памятникам и мемориалам родного села;
– для “библиотекаря” – подготовить обзор литературы по теме устного журнала.
Индивидуальные задания для учащихся:
– выучить стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне;
– прочитать стихотворения собственного сочинения.
Задание творческого характера:
– нарисовать рисунки на тему “Сороковые, роковые…”
Ход мероприятия
(на экране – заставка “Могила Неизвестного солдата”, слайд № 1)
Ведущий
Ежегодно наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Это стало доброй и обязательной традицией: в начале мая остановить бег времени и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории.
“Поэзия подвига” – такова тема устного журнала. Наш разговор пойдет о поэтах и их творчестве.
Cлайд № 2
Ведущий
И начнем мы его с чтения стихотворения.
Ученик
(Читает стихотворение С.Щипачева “22 июня”)
Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли…
Зарю, что шла по травам и цветам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,И пограничник протянул к ним руки…
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.[6]
Слайд № 3
Звучит песня “Священная война”
Ведущий
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но этому подвигу – подвигу народа в Великой Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории и в нашей памяти. Эпиграфом к устному журналу станут слова поэта-фронтовика А.Твардовского “Прошла война…”
Слайд № 4
Ведущий
Война стала испытанием и для литературы. Известна пословица: “Когда грохочут пушки – музы молчат”. Да, шла война, но музы не молчали. Поэты и писатели с честью выполнили свой профессиональный и патриотический долг.
Слайд № 5
1 страница устного журнала – “Поэзия огненных лет”
Разговор начнем с творчества поэтов-фронтовиков – свидетелей тех огненных лет.
Слайд № 6
Но сначала послушаем письмо с фронта от офицера И.В.Козлова поэту М. Исаковскому.[2]
(На слайде – портрет поэта и краткая биографическая справка)
Ученик
(Зачитывает фрагменты из письма)
“Товарищ Исаковский!
… Вам, нашему поэту, я решил написать от всех красноармейцев подразделения. Примите наш фронтовой привет и пожелание вам плодотворной работы на счастье народа. Мы плохие критики и знатоки искусства поэзии, но то впечатление и переживание, которое создает оно у нас, мы должны передать вам как поэту.
Сейчас, в дни тяжелых и трудных боёв с немецким фашизмом, в минуты короткого отдыха, мы имеем возможность читать ваши стихи. Сегодня я читал ваше стихотворение “Прощальная”. В землянке темно, только через бойницу проникал уличный свет, падая на черную закоптелую стену. Бойцы, сидя, шутили, вспоминали с любовью мирную жизнь, семью, родных. Стоило только начать чтение вашего произведения, как в землянке все утихли и минут пять после окончания сидели молча, опустив низко головы. Не было другой силы, которая могла бы так глубоко проникнуть в душу этих простых людей, призванных защищать семью и Родину…
… О себе могу написать коротко. Воюем, товарищ Исаковский. Воюем честно с начала войны. Конечно, тяжеловато и жить хочется, но ничего не поделаешь – война остается войной. Смотрю на бойцов, хорошие товарищи, на войне стали мужественнее. Защищаем друг друга, помогаем друг другу. Бывают и потери. Низко склоняем головы над павшими товарищами и идем дальше вперёд, к счастью, к победе, к жизни…”
Ученик читает стихотворение М.Исаковского “Мы шли…”
Слайд № 7
Ведущий
В страшные дни Великой Отечественной войны воевали не только люди. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения А.Ахматовой “Мужество”.
(На слайде – портрет А.А.Ахматовой и краткая биографическая справка)[1]
Ученик читает стихотворение А.А.Ахматовой “Мужество”
Ведущий
Среди поэтов-фронтовиков достойное место занимает поэзия Сергея Орлова.
(На слайде – портрет С.Орлова и краткая биографическая справка)[3]
Ученик читает стихотворение С.Орлова “Его зарыли в шар земной…”
Звучит песня “За того парня” в исполнении М.Магомаева
Слайд № 9
Ведущий
В бой, в наступление шли “строки” поэтов К.Симонова, А.Твардовского, Юлии Друниной, Давида Самойлова и многих других поэтов.
(На экране – портреты поэтов-фронтовиков)
Слайд № 10
Да, шла война, но музы не молчали.
Ученик читает стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые”. [3]
2 страница устного журнала – “Строка, оборванная пулей”
Ведущий
“Война гуляет по России, а мы такие молодые…” Сегодня мы расскажем и о поэтах, поэтический взлет которых был трагически прерван войной.
Звучит музыка П.Мориа “Мама”
Слайд № 11
Музыка продолжает тихо звучать
Ведущий
За редким исключением это еще не вполне сложившиеся художники слова. Они погибли молодыми, многие из них не успели подготовить своих книг и уж, конечно, не задумывались об аккуратных архивах. Но и то немногое, что дошло до нас, сохраненное друзьями или
родственниками, дает право судить о гигантской невосполнимой потере. Давайте еще раз вспомним их поименно. ( Называются фамилии поэтов, погибших на войне)[5]
(На экране – фотографии поэтов, погибших на войне)
Слайд № 12
Николай Майоров…Политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб смертью храбрых в бою 8 февраля 1942 года.
Павел Коган…В ночь с 23 на 24 сентября 1942 года лейтенант Павел Коган, возглавив поиск разведчиков, погиб под Новороссийском.
Михаил Кульчицкий… Младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб 19 января 1943 года под Сталинградом.
Василий Кубанев… Василий Кубанев умер в больнице после тяжелых ранений в марте 1942 года.
Ведущий
Давайте послушаем стихотворения этих поэтов.[5]
Ученик читает стихотворение П.Когана “Бригантина”.
Ученик читает стихотворение Н.Майорова “Мы”
Ученик читает стихотворение В.Кубанева “Если нету на сердце печали”
Звучит песня “Вспомните, ребята”
Слайд № 13
Ученица рассказывает о жизни и творчестве В.Кубанева. [4]
(На экране – портрет поэта и краткая биографическая справка)
Ученик – “библиотекарь” делает анонс книжной выставки.
Слайд № 14
Ведущий
Великая Отечественная война… О ней написано очень много. О ней писали, пишут и будут писать книги, сочинять стихи, слагать песни, снимать кинофильмы. Потому что это гнев, это боль, это скорбь, это Память нашего народа.
3 страница устного журнала – “Сквозь время”
Ведущий
Мы продолжим наш устный журнал рассказом о творчестве тех поэтов, которые не были на войне, потому что родились в начале 40-х, но писали о ней. Это Роберт Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, А.Дементьев, В.Высоцкий. Эти поэты “прожили” войну в своих стихах и песнях.
Слайд № 15
Ученик читает стихотворение Р.Рождественского “На земле, безжалостно маленькой…”
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из боя”
Ведущий
О войне, О Памяти, о долге стихотворение Ю.Полякова.
Ученик читает стихотворение “Не обожженные сороковыми…” [6]
Ведущий
Особо хочется сказать о стихотворении Э.Асадова “Реликвии страны”. В нем – щемящая боль за Россию сегодняшнюю.
Ученик читает стихотворение Э.Асадова [6]
Ведущий
Далекой, очень далекой стала война сейчас. Но память о ней неиссякаема.
4 страница устного журнала – “И ходит по земле Память…”
Слайд № 16
Жизнь погибших продолжается в благодарной памяти потомков. Эта память – в стихах и книгах. Эта память – в мемориалах и обелисках, которые можно встретить почти в каждом уголке нашей Родины. Есть такие священные места и в нашем селе.
Звучит песня на стихи Р.Гамзатова “Журавли” в исполнении М.Бернеса
Ученик – “экскурсовод” проводит заочную экскурсию по памятникам и мемориалам родного села (использование краеведческого материала с элементами исследовательской деятельности) Приложение 1.
Слайды №№ 17-22
Ведущая
А теперь я обращаю ваше внимание на рисунки учащихся к нашему устному журналу. В эти творческие работы они вложили частичку своей души, пропустив через сердце увиденное и услышанное ранее о войне.
(Рассматривается выставка рисунков)
А еще некоторые из них написали к этому мероприятию свои стихотворения.
(Слушаются стихотворения учащихся)
Героям
Война. Это слово как острый кинжал.
Война. Мир поблек, замолчал, задрожал,
А затем еще пять долгих лет,
Оглушенных шумом ракет,
Опаленных взрывами бомб.
Тихо в землю опустится гроб
С телом матери многострадальной.
В Черном море, на Зауралье -
Всюду кровь разольется рекой,
Всюду смерть, всюду горе … И вечный покой
Тем солдатам, что отдали жизнь ради нас,
Тем, кто Родину спас в трудный час.
Лукашова Дарья
Ведущий
Далекой, очень далекой стала война сейчас. Но память о ней неиссякаема. В этой войне мы выстояли и победили. Но нелегко далась эта победа. Лучших сынов и дочерей потеряла Родина.
“И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят…” Так писал поэт Николай Майоров.
И наш долг перед павшими – это наша Память.
Звучит песня “Журавли”, на экране – последний слайд “Вечные огонь”.
Список использованной литературы
- Ахматова А.А. Сочинения в 2-х томах: том 1. М., Художественная литература, 1987.
- Исаковский М.В. Стихи и песни. М., “Художественная литература”, 1986.
- Коган А.Г. Стихи и судьбы (Фронтовая тема в советской поэзии). М., “Художественная литература”, 1977.
- Кубанев В. Стихотворения, миниатюры, эскизы поэм, письма, дневники, афоризмы. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1981.
- Чернова Н. Костры памяти. М., Молодая гвардия, 1989.
- Патриотическое воспитание: система работы /Авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.
- Песни Победы. Стихотворения. Л., Детская литература,1985.
- Ресурсы Интернет (портреты поэтов, картинки для презентации).
- http: || 03pesni.ru| index 2.| nhp.