Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. В проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 года) говорится, что: "Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства". То есть ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход. Суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя к нему, уважение. Одной из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, является не только давать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни.
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:
1) разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
2) дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
3) индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
4) субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель - ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Важно, чтобы каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. Все это заключается в следующем: чаще поощрять за правильные решения вопроса, тактично поправлять ошибки; создавать условия для самостоятельного получения знаний учащимися; создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха; организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке; заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Реализовать эти сложные задачи мне позволяют различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты, презентации, рефераты, опережающие задания и разноуровневые задания, работа с одаренными детьми, со слабоуспевающими учащимися. Высшей формой проявления личностно-ориентированного обучения является работа над научным проектом, подготовка к олимпиаде.
При личностно-ориентированном обучении развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках географии игровые технологии. Игры всегда являются важными в жизни детей. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.
В курсе географии возможно использование игры, игровых моментов почти на каждом уроке. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Именно в игре учебный материал усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит 100%-ная активизация деятельности учеников на уроке, причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет большой вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность, формируют интерес к предмету.
Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску. В своей практике я часто использую различные игровые технологии на уроках географии и во внеклассной работе. Например, с учащимися 8 класса провожу игры на повторение и обобщение географических знаний по темам "Климат" и "Внутренние воды", в 10 классе - по теме "География населения мира". В 11 классе провожу игры "Австралийский серпантин", "Африканский серпантин", "По Канаде". Особенно мне нравится данные игры проводить по темам, которые даются на самостоятельное изучение в учебнике В.П.Максаковского. При прохождении аттестации в рамках районного семинара, я показала игру-путешествие "По родному краю", которая была опубликована в журнале "География и экология в школе XXI века" № 4 2005 года. Как правило, даже слабые ученики в таких играх проявляют большую активность. При оценивании, учитываю ответы каждого индивидуально (в основном раздаю жетоны), а также работу в команде.
Помогает осуществить личностно - ориентированный подход в обучении, работа над исследовательскими проектами. Активность учащихся в создании тех или иных проектов даёт возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Учебный проект - это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее - обучение через деятельность. Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Несколько лет работая над проектами, я хотела бы отметить то, что учащиеся нашей школы проявляют большую активность в работе над ними. Тем более, имеется возможность организовать работу с одарёнными детьми.
Сам проект, таким образом, предусматривает личностный подход в обеспечении проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно - ориентированный. Методу проектов присущи все особенности проблемного обучения, т. е. он построен на принципах проблемного обучения. Например, рассматривая влияние человеческой деятельности на процессы видоизменения природной среды, привожу пример изменения форм рельефа, в частности образование оврагов на ближайшей от школы горе. При изучении темы "Почвы" в 8 классе, обращаю внимание учащихся на ближайшие холмы, которые хорошо просматриваются из окон класса. Затем задаю вопросы: "Где почва более плодородная: на вершине холма или в низинах?", "Как вы определили, что данная почва является более плодородной?", "Где можно ждать хорошего урожая?". Отвечая на данные вопросы, школьники делают самостоятельные выводы о плодородии почв; причём материал, необходимый для запоминания, который рассматривается на местных примерах, запоминается всегда лучше.
Помогает также применение краеведческого принципа в обучении. Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдалённых районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процессов географической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли. Тем более в настоящее время изучение географии Башкортостана из учебного плана исключили.
Известные в нашей стране методисты И.С.Матрусов и А.В.Даринский, занимавшиеся изучением истории становления географии как учебного предмета, отмечают её краеведческое начало. А общественный деятель конца ХVIII в. Н.Н.Новиков говорил о воспитании детей: "Не заставляйте детей ваших из книг или по наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать".
Хочется отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, к своей Родине. Родной край- это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств.
Как пример, можно привести эмоциональное воздействие на учащихся фотографий знакомых пейзажей своей местности. Детей удивляет то, что такие великолепные места есть на их малой родине. Ведь не зря наш Караидельский район называют "второй Швейцарией". Такие фотографии заставляют детей посмотреть по-иному на окружающую их природу. Таким образом, воспитательные задачи - это развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.
Применение данного исследовательского метода располагает большими возможностями для активизации мыслительной деятельности учащихся: составление сравнительных характеристик компонентов природы своего края с компонентами природы изучаемых территорий; использование краеведческого материала в качестве исходного для постановки вопросов проблемного характера, создание проблемных ситуаций; использование краеведческого материала в качестве источника для выполнения практических и самостоятельных работ.
Совместно с учащимися, была составлена комплексная характеристика села Артакуль. В неё вошли история заселения местности и образования села и описание природы (географическое положение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды, карстовые явления, растительный и животный мир). Данный материал очень удобно использовать при обучении на многих уроках. В частности, при изучении подобных разделов в курсе географии 6 класса, 8 класса. Кроме этого, дети проявляют активность на уроках и часто дополняют уже имеющиеся сведения. А результат налицо: даже у самых слабых учеников загораются искорки в глазах.
Поисково-исследовательское направление в изучении родного края, способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса учащихся, овладение элементарными приёмами научного исследования, умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей. В этом направлении я также провожу работу, например, во время экскурсий и походов. При выполнении практической работы в 6 классе "Описание озера, реки или болота", предлагаю изучить во время экскурсии один из этих объектов. Школьники с удовольствием изучают берега, форму, растительный и животный мир. Кроме того, они сразу могут сделать вывод о том, какое влияние оказывает человек на данный водоём. Очень нравится школьникам экскурсия на Моховое болото, где произрастают многие редкие виды растений и воочию видно, как они страдают из-за хищнического вырывания мха сфагнума. Во время походов проводим также исследование местности: знакомимся с растительным и животным миром, редкими растениями, а также изучаем карстовые явления своей местности.
Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.
В своей работе я чаще всего практикую работу над исследовательскими проектами. Все работы основаны на изучении родного края:
- "Гидробиологические особенности озера Пиголино";
- "Озеро Центральное - исторические и гидробиологические особенности";
- "Флористический состав Мохового болота по улице Российской";
- "Изучение видового разнообразия лесного сообщества на юго-западной окраине села Артакуль";
- "Влияние транспорта на экологическую ситуацию села Артакуль";
- "Изучение горных пород своей местности";
- Социологический опрос на тему: "Роль окружающей природы для жителей села Артакуль";
- "Карстовые явления окрестностей села Артакуль";
- "Артакуль: прошлое и настоящее";
- "Влияние распашки полей и вырубки лесов на состоянии местных водоёмов".
Главный итог своей работы я вижу в том, что дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы. Ученики дают оценку экологического и экономического состояний отдельных территорий, стран, регионов. Они понимают сущность и причины экологических проблем человечества, предлагают свои способы их решения. Мои ученики стали активнее участвовать в акциях и проектах по изучению, охране и преобразованию родного края.
Литература.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 - 96с.
- Селевко Г. "Современные образовательные технологии": Учебное пособие.- Народное образование,1998. - С.14-15.
- "География в школе" №8 2009. Теоретический научно-методический журнал.