Задачи урока:
- сформировать представление о плоде как важном генеративном органе цветкового растения;
- познакомить учащихся с разнообразием плодов, процессом их образования, функциями;
- познакомить с классификацией плодов;
- развивать практические навыки по распознаванию плодов различных растений;
- продолжать формирование биологического словаря;
- продолжать воспитывать любовь к живой природе, любознательность, наблюдательность.
Оборудование урока:
Таблицы “Типы плодов”, муляжи “Плоды цветковых растений”, заготовленные таблицы для каждого учащегося, матрица ответов для проверки лабораторной работы, презентация “Плоды”, проектор, компьютер, экран.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.1) Какие органы имеются у цветковых растений?
2) К каким органам относится плод?
3) Слайд 2. Как связаны между собой эти органы растения?
4) Какое условие, событие необходимо для образования плодов?
5) Слайд 3. Из каких частей состоит плод?
6) Слайд 3. Какие функции выполняет плод?
7) Слайд 4. Из каких частей цветка образуется плод?
2. Изучение нового материала.Учитель. Демонстрация муляжей плодов. В природе существует большое количество самых разнообразных плодов. Это связано с приспособлениями растений к разным способам распространения семян, выработавшимися в ходе длительной эволюции.
Разновидностей плодов много, но их можно классифицировать, т.е. разбить на группы.
Слайд 5. Плоды бывают простые, сборные, соплодия. Запись схемы в тетрадь.
??? Чем отличаются плоды яблони, груши, томата, гороха от плодов персика, сливы, желудя? Количеством семян. Работа со слайдом 6. Запись схемы в тетрадь.
??? Чем отличаются плоды вишни, апельсина от плодов фасоли, пшеницы? Бывает ли пшеничный сок? Почему? Работа со слайдом 7. Запись схемы в тетрадь.
I. Слайд 8. Начнем знакомство с плодами с плодов простых. Закрепление понятия простые плоды.
А. Слайд 9. Простые сочные плоды. К ним относятся плоды, объединяемые названием ягода.
Учащиеся работают с таблицей, находят нужную характеристику, заполняют найденную строку (№ 1).
Слайд 10. К простым сочным плодам относят плоды, объединяемые названием яблоко. Заполнение учащимися строки № 2 таблицы.
Слайд 11. Знакомство с плодом цитрусовых растений – гесперидием. Объяснение учителем особенностей плода. Заполнение строки № 3.
Слайд 12. Плод тыквина – сочный, многосемянный. Наружный слой околоплодника древеснеет. Заполнение строки № 4.
Используя материал учебника, определите, к какой группе относятся плоды ягода, яблоко, гесперидий, тыквина? Запишите в свою таблицу.
Б. Слайд 13. Вам хорошо знакомы плоды вишни, сливы. У них плод называется костянка – простой, сочный, односемянный плод, у которого внутренний слой околоплодника древеснеет. Заполнение строки № 5.
Слайд 14. Вторая группа простых плодов – с сухим околоплодником. К ним относят плоды гороха, сои, фасоли, акации. Это – бобы. Уточнение характеристики плода боб, заполнение строки № 6.
Слайд 15. Особое строение имеет плод стручок. Такие плоды имеются у капусты, горчицы, редьки, редиса. Работа со слайдом, запись в строку № 7.
Слайд 16. К сухим простым плодам относят плоды хлопчатника, мака, дурмана, тюльпана. Называется такой плод коробочка. Знакомство с характеристикой, запись в таблицу, строка № 8.
Используя материал учебника, определите, к какой группе относятся плоды боб, стручок, коробочка? Запишите в свою таблицу.
В. Слайд 17. К простым сухим плодам относят плоды липы, лещины, фундука – орехи.
Строка в таблице № 9.
Слайд 18. К особым ореховидным плодам относят плод дуба – желудь. Строка № 10.
Слайд 19. Злаки имеют плод зерновку. (??? Какие растения относят к злакам?) Определить особенности зерновки, заполнить строку в таблице № 11.
Слайд 20. Подсолнечник, одуванчик, ромашка, другие растения, относящиеся к семейству Сложноцветные, имеют плод семянку. Строка в таблице № 12.
Используя материал учебника, определите, к какой группе относятся плоды орех, желудь, зерновка, семянка? Запишите в свою таблицу.
II. Слайд 21. Особую группу плодов составляют сборные плоды, образующиеся из цветков с несколькими пестиками.
Слайд 22. Многокостянка – сборный плод, у которого множество сочных плодиков костянок находятся на сухом цветоложе. Многокостянку образуют ежевика, малина, костяника, княженика (малина арктическая), морошка. Строка № 13.
Слайд 23. У земляники и клубники – сборный плод земляничина или сборная семянка: на сочном, разросшемся цветоложе лежат мелкие сухие плодики – семянки. Строка таблицы № 14.
Слайд 24. У шиповника сборный плод – многоорешек: внутри бокаловидного сочного цветоложа находятся сухие плодики орешки. Строка № 15.
III. Слайд 25. Третья группа плодов – соплодия. Работа с характеристикой, запись в строку таблицы № 16. Практическая часть урока.
Учитель. Рассмотрели классификацию плодов, их характеристики. Ваша задача, используя материал таблицы, определить характеристики плодов и их типы.
Внимание! В лабораторную работу включены изображение клубня картофеля и кочана капусты. Обсудить с учащимися эти образования, их биологические характеристики, функции.
Работа с таблицами для лабораторных работ. Выборочная проверка с использованием презентации.