Пояснительная записка
Программа элективного курса " История в лицах. Реформы и реформаторы" предназначена для изучения учащимися 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов.
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по - новому поставить и решить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение . движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
- способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
- формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
- создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
- развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
- формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
- анализ и сопоставление фактов
- работа с учебной, научно - популярной и художественной литературой
- анализ документов
- оформление сообщений и рефератов
- умение работать в системе Internet
Содержание программы предоставляет возможность , помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки
- определять достоверность исторических фактов
- устанавливать последовательность, синхронность исторических событий
- сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия
- высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
- лекция с последующим опросом
- лекция с обсуждением документов
- беседы
- семинары
- практические работы
- викторины
- презентация
Все эти приемы направлены на стимулирования познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как :
- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения
- умение выдвинуть гипотезу
- умение делать обобщения
- умение систематизировать материал
- умение составлять доклад по теме (на основе разных источников)
- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы)
- умение планировать и анализировать свою деятельность
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы
- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей
- сравнивать исторические события и исторических деятелей
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей
Условия для реализации:
Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование: карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую литературу, работа с Интернетом.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности учащихся может быть:
- исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью
- деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова , даты
- обобщающие вопросы и задания
- текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
Лекция | Практика | Семинары | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Российское реформаторство | 1 | 1 | Круглый стол | ||
3 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования | 1 | 1 | Письменная работа | ||
4 | Иван Грозный | 1 | 1 | Участие в семинаре | ||
5 | Петр I. | 1 | 1 | Письменная работа, тест сообщения | ||
6 | А. Ордин - Нащекин и В. Голицын | 1 | 1 | Сообщение | ||
7 | Александр II: великие реформы | 1 | 1 | Письменная работа, сообщение | ||
8 | Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин | 1 | 1 | Сообщение | ||
9 | Витте С.Ю.: человек и политик | 1 | 1 | Сообщение | ||
10 | М.М. Сперанский, П.Д.Киселев | 1 | 1 | Сообщение | ||
11 | Реформаторы 1990-2002 гг | 1 | 1 | Участие в семинаре (круглый стол) | ||
12 | Е.Т. Гайдар | 1 | 1 | Сообщение | ||
13 | В.С. Черномырдин | 1 | 1 | Сообщение | ||
14 | С.В. Кириенко. | 1 | 1 | Сообщение | ||
15 | М.М. Касьянов. Новый этап развития России. | 1 | 1 | Составление таблицы | ||
16-17 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Защита работ по данному курсу, составление презентаций |
Программа курса
Тема 1. Введение. Знакомство со структурой курса (1 час)
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
Тема 2. Российское реформаторство (1 час)
Семинар - круглый стол "Российское реформаторство" "Реформы и реформаторы".
Что такое реформа? Кого мы называем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема 3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования. (1 час)
Лекция "Что такое реформа?".
Первые русские реформаторы : княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
Тема 4. Иван Грозный (1 часа)
Семинар "Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный".
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестора, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Тема 5. Петр I (1 час)
Практическое занятие " Петр I тиран или :"
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I. : человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Тема 6. А.Л. Ордин-Нащекин и В.В. Голицин (1 час)
Лекция "Деятельность А.Л. Ордин-Нащекин и В.В. Голицин".
Тема 7. " Александр II: великие реформы" (1 час)
Практическое занятие "Великие реформы"
Личность АлександраII. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Тема 8. Последний реформатор Российской империи (1 час)
Лекция "П.А Столыпин - последний реформатор Российской империи".
Личность П.А. Столыпина последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
Тема 9. С.Ю. Витте: человек и политик. (1 час)
Практическое занятие "С.Ю. Витте: человек и политик".
Тема 10. М.М. Сперанский, П.Д.Киселев (1 час)
Историческая справка о русских государственных деятелях.
Практическое занятие "Законы М.М. Сперанского".
Тема 11. Реформаторы 1990-2002 гг. (1 час)
Семинар (круглый стол). Роль реформ в дальнейшем развитии российского государства. Личности, сыгравшие роль в проведении реформ.
Тема 12. Е. Т. Гайдар (1 час)
Лекция. Суть и механизм реформ. Этапы проведения. Дотация и приватизация. Социально-экономические последствия реформы.
Тема 13. В. С. Черномырдин (1 час)
Лекция. Реформы середины 90-х годов. Продолжение экономических реформ. "Валютный коридор". Деноминация. Цель реформы.
Тема 14. С.В. Кириенко. (1 час)
Лекция. Антикризисная программа. Пути выхода. Дефолт.
Тема 15. М.М. Касьянов Новый этап развития России. (1 час)
Практическое занятие. "Реформы и их содержание". Радикальные реформы. Содержание и суть проведения реформ.
Тема 16-17. Итоговое занятие (2 часа)
Практическое занятие. Защита работ по данному курсу, составление презентаций.
Литература.
1. Данилов А.А. Косулина Л.Г Учебники по Истории России 6-9 класс М., Просвещение 2008
2. Чеботарева Н.И. История России на рубеже XIX-XX веков . Волгоград: Учитель, 2007
3. Ресурсы сети Internet
4. Школьная энциклопедия История России XVIII-XIX в. - М.: Олма - Пресс Образование 2003
5. Щагин Э.М, Бородина И.О. История России ХХ век(дополнительный материал)1991- 2002 .-М.: Владос, 2002.
6. Энциклопедия Кирилл и Мифодий . Пресс - Образование 2000
7. Энциклопедия Россия М.6 Олма - Медиа 2008