Цели урока: подготовить обучающихся к пониманию того, что предложение выражает законченную мысль; развить каллиграфический навык; прививать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: сказочный герой; словарное слово (русский язык), карточки для индивидуальной работы, знаки препинания на карточках, схемы – сигналы, слоги (рус, я, ий, зык, ск).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Знакомство с учебником
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения:
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз – два – три – четыре – пять,
Помоги гостей собрать!
Рус я ий зык ск
– Так кто пришёл к слону на день рождения? (Русский язык)
– Объясните значение этого словосочетания. (Мы говорим на русском языке)
IV. Словарная работа
Русский язык
– Прочитайте название учебника. Почему он называется “Русский язык”?
– Предположите, что мы будем изучать на уроках русского языка?
– Рассмотрите учебник. Какие знаки – сигналы вам встретились? Как вы думаете, что они обозначают?
Прочитайте информацию на с. 2, проверьте свои предложения. Рассмотрим обложку учебника. Что изображено на ней?
(Жираф играет на барабане. Лиса играет на скрипке. Воробей играет на флейте. Собака играет на гитаре)
– Что вы сейчас произнесли? (Предложения)
– Вспомните, что такое предложение.
– Чем они отличаются от набора слов?
– Сегодня мы будем говорить о предложениях.
V. Работа по учебнику
1. Минутка чистописания.
- Подготовка руки к письму.
>
Очки
Бабушка очки надела
И внучка разглядела
(Большой палец правой и левой руки вмести с остальными образуют колечко. “Колечки” поднести к глазам)
- Выполнение упражнения 1, с. 3.
– Прочитайте пожелание автора в первом упражнении.
– Какие буквы и слоги вам нужно записать?
– При написании какого слога можно ошибиться? (Ши)
- Показ ученикам на доске.
и ш й ши щи ий
- Выполнение упражнения “в воздухе”
- Выполнение упражнения детьми самостоятельно.
– Напишите по образцу. Допишите на этой же строчке слово, в котором были бы эти буквы. Какие слова вы написали?
2. Упражнение 2
– Послушайте начало сказки. Как вы думаете, сколько предложений я сказала?
(Три) Почему вы так решили?
– Верно, после каждого предложения делала паузу. Значит, в устной речи одно предложение отделяется от другого остановкой – паузой.
– Посмотрите текст учебника. А сколько предложений вы видите в учебнике? По каким признакам предложения вы это определили?
Учитель вывешивает на доску схему – сигнал:
– Спишите предложение про лису. (Коллективное обсуждение правил списывания: почему необходимо чтение предложения перед списыванием, запись под диктовку по слогам, сравнение своей записи слов с учебником.)
3. Упражнение 3.
– Что изображено на рисунке?
– Теперь прочитайте предложение под рисунком. О чем говорится в первом предложении? Что говорится о капели? А что мы узнали о ручейках? Расскажите, как в письменной речи одно предложение отделяется от другого.
– Какой знак стоит в конце предложения? Почему?
– Какой ещё знак препинания вы знаете? (Знак вопроса.)
– Выберите схему по заданию (схемы прикреплены к доске):
1) Выберите предложение с восклицательным знаком.
2) Выберите предложение с точкой.
3) Выберите предложение с вопросительным знаком.
4. Практическая работа на запоминание знаков препинания.
Учитель заранее готовит по 3 карточки из картона 5*5см.
– Нарисуйте на первой карточке точку, на второй – вопросительный знак, на третьей – восклицательный.
– Эти карточки вам понадобятся при выполнении 4 задания.
5. Упражнение 4.
Письменную часть задания выполнить по группам:
1 уровень – 1 предложение;
2 уровень – 2 предложение;
3 уровень – 3 предложение.
VI. Работа с творческим заданием.
1 уровень (слабые учащиеся)
Спиши текст, расставляя знаки препинания.
Пришла весна ярко светит солнышко а кто ревёт в лесу это проснулся медведь.
2. уровень (средние учащиеся)
Прочитай. Выпиши предложение на тему “Весна”.
Зеленеют берёзки. В рощу прилетели дрозды. Летают бабочки. Белочка насушила грибов. Под ногами шуршат сухие листья. По полям гуляю грачи.
3 уровень (сильные учащиеся)
Прочитай и запиши предложения из сказки, дополняя их подходящими по смыслу словами
Жили – были… . Была у них… . Снесла курочка… .
Слова для справок: дед да баба; старик со старухой; внучка Снегурочка; Курочка Ряба; яичко.
VII. Итог урока.
– Закончите мои правила:
1. В устной речи одно предложение отделяется от другого… (паузой – остановкой).
2. В письменной речи – при помощи знаков… (препинания).
– Какие знаки препинания вы знаете?