Звуки и их обозначение буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого ь знака;
  • развитие у обучающихся умения наблюдать за произношением слов;
  • воспитание любви к русскому языку; развитие умения наблюдать и сравнивать; логического мышления.

Задачи урока:

  • научить распознавать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце с помощью мягкого знака;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать речь;
  • создать ситуацию успеха, поиска, через воспитание, развитие логического мышления.

Тип урока: урок анализа и решения учебной задачи.

Оборудование: Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 1 класса, плакат 65-летие Победы, карточки для работы в парах, алфавит, оформлена доска.

Планируемые достижения: обобщить знания учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

ПРОЕКТ УРОКА

1. Начало урока

Ученик (слабый) называет буквы алфавита по таблице, дети занимают свои места.

2. Эмоциональный настрой на урок

Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе приносит.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Желаю вам успехов и творческих удач!

3. Минутка чистописания

На доске слова: тетрадь, день, букварь, читать, учитель

- Что это? (слова)

- Почему так считаете? (без смысла)

- Прочитать слова с вопросами. :

- Какая общая тема объединяет слова? (школа)

- Какое слово лишнее? (читать - отвечает на вопрос что делать? а остальные слова отвечают на вопрос что? кто?; день - односложное слово, остальные двусложные и трехсложные; букварь - начинается с твердого согласного звука; учитель - начинается с буквы гласного)

- Что общего во всех этих словах? (мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука ; во всех словах букв больше, чем звуков.)

- Какую букву будем писать на чистописании? (ь)

- Прочитаем хитрый вопрос: Для чего нужен мягкий знак ь?

дь нь рь ть ль (писать быстро, аккуратно, красиво)

- Кто закончит работу, поднимет руку, скажет слово с мягким знаком на конце.

4. Изучение нового материала. Распознавание твердых и мягких согласных звуков.

а) Словарно-орфографическая работа. На доске рисунок:

- Какие слова спрятались на рисунке? (Москва, Россия)

- Что означает слово "Москва"? (Этому слову не менее 4-5 тысяч лет. Слово Москва связано со скифским словом "маск" - скот, стада прирученных животных у древних людей считались главным богатством. Люди использовали "маски" (изображения звериных морд) на многих праздниках, как бы желая умножить свои стада. Название нашей страны - Россия. Столица России - город Москва.)

- Почему эти слова написаны с большой буквы? (это имена собственные)

- Запишите слова: Москва, Россия . Назовите слова родственные данным (россияне, москвичи, российский, московский, Русь).

- Допишем слово, определим количество букв и звуков. Русь - 4б., 3 зв.

- Какое важное событие готовится отметить Россия? (65-летие Победы)

- Назовите родственное слово к слову победа: победить - 8б., 7 зв.

- Что общего с минуткой чистописания? (есть слова с мягким знаком )

ФИЗМИНУТКА

б) Развитие речи. Москва, Россия, Победа.

Составьте с этими словами предложения. (Устно. Лучшее предложение записали.)

:. (подчеркнуть главные члены предложения - грамматическую основу)

Москва не сразу строилась. Как вы понимаете это предложение?

- Можно ли ваши предложения объединить одной темой? Какой? (Родина)

в) Работа с учебником.

- Откройте учебник страница 52, найдите упражнение 61.

- Какое задание первое? (прочитать) :

- Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

- Какие из них произносятся мягко?

Вывод: (согласные звуки в словах могут звучать твердо или мягко с. 52)

ФИЗМИНУТКА

- Что увидели на доске? (слова) нёс нос мал мял лук люк

- На какие группы можно их разделить? (первые буквы в словах читаются мягко или твердо)

- Какое различие в звуковой записи твердого и мягкого согласного?

Посмотрите в учебнике. Кто может на доске показать?

- Посмотрите упражнение 62 на странице 53, прочитайте его.

- Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

- Какие это звуки? Твердые или мягкие?

- Какая буква написана после выделенных букв? (ь)

- Сколько предложений прочитали? Как же вы определили?

- Прочитайте последнее предложение. Запишите его. (Приучайтесь труд любить).

- Подчеркните букву, которая обозначает мягкость согласного звука.

- Какую букву подчеркнули? (ь)

- Ещё раз прочитайте вопрос урока. Для чего нужен мягкий знак ь?

Вывод ( стр53. Буква ь (мягкий знак) не обозначает звука. Мягкий знак показывает, что соглас-ный звук перед ним произносится мягко.)

- Кто запомнил правило? Может повторить? :

5. Закрепление. Работа в парах.

У вас лежат карточки. Это работа учеников 1 класса. Они написали диктант.

Вам прочитать, исправить ошибки, можно красным карандашом, пастой.

Теперь поменяйтесь с соседом карточками. Проверьте друг друга: сумели ли найти ошибки ваши товарищи. Ставьте плюс "+", если верно у товарища.

Диктант.

В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

- Кто поставил 4 "+"? Кто ни одного?

- Какая буква не обозначает звука? (ь) - Для чего нужен мягкий знак ь?

6. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Что узнаете о мягком знаке?

7. Рефлексия Спасибо, ребята, за урок. Сегодня подарю вам своё сердечко.