Цели урока:
- формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого ь знака;
- развитие у обучающихся умения наблюдать за произношением слов;
- воспитание любви к русскому языку; развитие умения наблюдать и сравнивать; логического мышления.
Задачи урока:
научить распознавать твёрдые и мягкие
согласные, обозначать на письме мягкие согласные
звуки в конце с помощью мягкого знака;
Тип урока: урок анализа и решения учебной задачи.
Оборудование: Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 1 класса, плакат 65-летие Победы, карточки для работы в парах, алфавит, оформлена доска.
Планируемые достижения: обобщить знания учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
ПРОЕКТ УРОКА
1. Начало урока
Ученик (слабый) называет буквы алфавита по таблице, дети занимают свои места.
2. Эмоциональный настрой на урок
Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе приносит.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Желаю вам успехов и творческих удач!
3. Минутка чистописания
На доске слова: тетрадь, день, букварь, читать, учитель
- Что это? (слова)
- Почему так считаете? (без смысла)
- Прочитать слова с вопросами. :
- Какая общая тема объединяет слова? (школа)
- Какое слово лишнее? (читать - отвечает на вопрос что делать? а остальные слова отвечают на вопрос что? кто?; день - односложное слово, остальные двусложные и трехсложные; букварь - начинается с твердого согласного звука; учитель - начинается с буквы гласного)
- Что общего во всех этих словах? (мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука ; во всех словах букв больше, чем звуков.)
- Какую букву будем писать на чистописании? (ь)
- Прочитаем хитрый вопрос: Для чего нужен мягкий знак ь?
дь нь рь ть ль (писать быстро, аккуратно, красиво)
- Кто закончит работу, поднимет руку, скажет слово с мягким знаком на конце.
4. Изучение нового материала. Распознавание твердых и мягких согласных звуков.
а) Словарно-орфографическая работа. На доске рисунок:
- Какие слова спрятались на рисунке? (Москва, Россия)
- Что означает слово "Москва"? (Этому слову не менее 4-5 тысяч лет. Слово Москва связано со скифским словом "маск" - скот, стада прирученных животных у древних людей считались главным богатством. Люди использовали "маски" (изображения звериных морд) на многих праздниках, как бы желая умножить свои стада. Название нашей страны - Россия. Столица России - город Москва.)
- Почему эти слова написаны с большой буквы? (это имена собственные)
- Запишите слова: Москва, Россия . Назовите слова родственные данным (россияне, москвичи, российский, московский, Русь).
- Допишем слово, определим количество букв и звуков. Русь - 4б., 3 зв.
- Какое важное событие готовится отметить Россия? (65-летие Победы)
- Назовите родственное слово к слову победа: победить - 8б., 7 зв.
- Что общего с минуткой чистописания? (есть слова с мягким знаком )
ФИЗМИНУТКА
б) Развитие речи. Москва, Россия, Победа.
Составьте с этими словами предложения. (Устно. Лучшее предложение записали.)
:. (подчеркнуть главные члены предложения - грамматическую основу)
Москва не сразу строилась. Как вы понимаете это предложение?
- Можно ли ваши предложения объединить одной темой? Какой? (Родина)
в) Работа с учебником.
- Откройте учебник страница 52, найдите упражнение 61.
- Какое задание первое? (прочитать) :
- Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
- Какие из них произносятся мягко?
Вывод: (согласные звуки в словах могут звучать твердо или мягко с. 52)
ФИЗМИНУТКА
- Что увидели на доске? (слова) нёс нос мал мял лук люк
- На какие группы можно их разделить? (первые буквы в словах читаются мягко или твердо)
- Какое различие в звуковой записи твердого и мягкого согласного?
Посмотрите в учебнике. Кто может на доске показать?
- Посмотрите упражнение 62 на странице 53, прочитайте его.
- Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
- Какие это звуки? Твердые или мягкие?
- Какая буква написана после выделенных букв? (ь)
- Сколько предложений прочитали? Как же вы определили?
- Прочитайте последнее предложение. Запишите его. (Приучайтесь труд любить).
- Подчеркните букву, которая обозначает мягкость согласного звука.
- Какую букву подчеркнули? (ь)
- Ещё раз прочитайте вопрос урока. Для чего нужен мягкий знак ь?
Вывод ( стр53. Буква ь (мягкий знак) не обозначает звука. Мягкий знак показывает, что соглас-ный звук перед ним произносится мягко.)
- Кто запомнил правило? Может повторить? :
5. Закрепление. Работа в парах.
У вас лежат карточки. Это работа учеников 1 класса. Они написали диктант.
Вам прочитать, исправить ошибки, можно красным карандашом, пастой.
Теперь поменяйтесь с соседом карточками. Проверьте друг друга: сумели ли найти ошибки ваши товарищи. Ставьте плюс "+", если верно у товарища.
Диктант.
В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.
- Кто поставил 4 "+"? Кто ни одного?
- Какая буква не обозначает звука? (ь) - Для чего нужен мягкий знак ь?
6. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Что узнаете о мягком знаке?
7. Рефлексия Спасибо, ребята, за урок. Сегодня подарю вам своё сердечко.