Участники занятия:
- Ведущий - воспитатель группы раннего возраста.
- Хозяйка "Теремка" - учитель - логопед.
- Бабушка Арина - педагог - психолог.
- Музыкальный руководитель.
Тема: "Животные. Кто как голос подает".
Цель: Стимуляция и развитие понимания речи, введение в речь двухсловного предложения.
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Формирование общей и мелкой моторики.
- Развитие речевого дыхания.
- Знакомство детей с глаголами: квакает, воет, пищит, тявкает, рычит, мычит, лает, мяукает. Обучение звукоподражанию: "ква - ква", "тяв -тяв", "пи - пи", "му - му", "гав -гав".
- Развитие понимания речи окружающих
- Создание эмоционально - положительного психологического климата.
- Вызвать потребность в вербальном высказывании.
- Профилактика речевых нарушений.
Оборудование: занятие проходит в музыкальном заме. Красочная картинка "Паровозика". На одной из полянок стоит маленький столик, на нем расположен теремок, бумажный кукольный театр: лиса, мишка, волк, мышка, лягушка, кошка Большая игрушка медведя. На другой полянке дом, в доме живет бабушка Арина, у нее большое подворье: корова, собака, кошка.
Ход занятия
Оргмомент: Дети вошли в музыкальный зал, поздоровались с гостями. Далее воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: "Ладушки".
Воспитатель: "Дети, а где у вас ладошки?"
Ладушки - ладошки.
Звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. Да.
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук, тук, тук, тук.Кашку варили.
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали. Да.
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля - ля - ля, ля- ля- ля.Деток забавляли. Да.
А теперь ладушки поехали к бабушке.
Бабушка Арина тесто месила.
Тесто месила,
Внучат зазывала
Калачами угощала.
Поехали к бабушке!
В паровозик сели,
(Воспитатель показывает детям картинку с изображением паровоза)
Громко загудели: "УУУУУУУ"
I часть: Воспитатель: "Мы поедем к бабушке Арине. Бабушка Арина вас очень ждет, нужно ей помочь из теста испечь калачи, А поедем мы на паровозике. Дорога очень долгая и длинная, с разными остановками".
Дети читают стихотворение:
Паровоз кричит: "Ду - ду!
Я иду, иду, иду!"
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Тик-так, тик-так,
Тик - так, тик - так.
II часть. А вот и первая остановка: "Сказка". На этой остановке живет хозяйка лесных зверей, (Детей встречает логопед (хозяйка "Теремка").
Логопед: "Здравствуйте, дети!
Пальчиковая гимнастика.
Перед вами дом стоит.
Ну а к дому путь закрыт,
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Логопед: Я хозяйка теремка. Угадайте, кто живет в теремке? Дети, кто квакает?". Дети отвечают: "Лягушка" (выставляет игрушку - лягушку) Логопед: "Как лягушка голос подает?". Дети: "Ква - ква".
Логопед: "Лягушка квакает. Что делает лягушка?" Дети: "Квакает". Логопед: "Кто рычит?". Дети: "Мишка" (достает медведя). Логопед: "Как медведь голос подает?". Дети: "ЫЫЫ". Логопед: "PPP Медведь рычит. Что делает медведь?". Дети: "Рычит".
Далее логопед спрашивает: "Кто тявкает?" Дети отвечают: "Лиса" (достает из теремка лису). Как лиса тявкает?" Дети: "тяв -тяв" Логопед: "Лиса что делает?". Дети: "Лиса тявкает". Логопед: "Кто воет?" Дети: "Волк"
Логопед: "Как волк воет?" Дети: "УУУ".
Логопед достает мышку.
Логопед: "Кто пищит?"
Дети: "Мышка" (достает мышку).
Логопед: "Как мышка пищит?"
Дети: "Пи- пи- пи".
Логопед: "Мышка что делает?"
Дети: "Пищит".
Логопед закрепляет с детьми глаголы.
Логопед спрашивает детей: "Волк квакает?" Дети исправляют и говорят: "Нет, волк воет", "Лягушка тявкает?". Дети: "Нет, квакает" и т. д.
Логопед: "Догадайтесь, из какой они сказки?" Дети: "Теремок"
Логопед: "Вам понравились звери?". Дети: "Да".
Логопед: "А куда вы едете?" Дети: "К бабушке Арине!"
Логопед: "Научите зверей делать зарядку, и потом вы поедете дальше".
Физминутка: Аэробика для зверей (под музыку) - проводит логопед и воспитатель.
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.А за мышкой шел медведь
Да как начал он реветь "ЫЫЫЫ"
И вразвалочку иди".Шел по лесу серый волк
Серый волк зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок, скок.
Под мосток и молчок.До свидания, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Покружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
Воспитатель: "А теперь снова отправляемся в путь! Занимайте места в вагончиках!".
Паровоз кричит: "Ду - ду!
Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Тик - так, тик - так,
Тик - так, тик - так.
III часть. Воспитатель: "Вот и следующая остановка: "Поиграй-ка!".
Посмотрите, кто к нам пришел?". Дети: "Мишка" (кукла игрушка).
Воспитатель: "Он хочет с вами поиграть".
Игра: "Пчелка".
Воспитатель держит игрушку - медведя, а дети изображают "пчел". Они бегают по залу, размахивают руками - "крыльями", жужжат. Появляется медведь (воспитатель держит игрушку - мишку):
Мишка - медведь идет,
Мед у пчел унесет.
Пчелки, домой!
Медведь идет туда. "Пчелки" говорят:
Это улей - домик наш,
Уходи медведь от нас! ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ!
"Пчелки" прогоняют медведя.
IV часть. Воспитатель: "А теперь снова отправляемся в путь. Занимайте места в вагонах".
Паровоз кричит: "Ду - ду !
Я иду, иду, иду!"
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Тик - так, тик - так,
Тик - так, тик - так.
V часть. Дети подходят к домику. Воспитатель: "А вот и дом бабушки Арины! Позовите бабушку Арину!" Дети: "Бабушка Арина!"
Воспитатель: "Стучите в дверь". Из домика выходит бабушка Арина (психолог): "Здравствуйте, дети! Как я вам рада! Поздоровайтесь со мной!" Дети: "Здравствуй, бабушка Арина!"
Бабушка Арина: "Давно у меня в гостях не были! Посмотрите, кто у меня есть - (дети говорят: коровка, кошка, собака). Наверное, забыли, как корова мычит?". Дети: "My".
Бабушка Арина: "Как коровка голос подаёт?" Дети: "Мычит".
Бабушка Арина: "Как собачка голос подает?" Дети: "гав, гав!"
Бабушка Арина: "А кто мяукает?" (Дети: "Кошка"). "Кто гавкает?". (Дети: "Собачка"). "Кто мычит?". (Дети: "Корова").
Бабушка Арина: "Я вас так ждала, замесила тесто, помогите мне налепить калачи к чаю"
Пальчиковая гимнастика:
- Лепим мы калачики (Ладони кладутся крест накрест толевой, то правом рукой сверху).
- Круглые как мячики. (Ребенок обводит обеими руками овал своего лица)
- Получи из печи (сначала раскрывает левую руку ладонью вверх, затем правую)
- Вкусные калачики, (кладем сверху "горкой" свою руку сначала на левую, затем на правую).
Тестопластика: Дети совместно со взрослыми лепят калачи. Поставили калачи в русскую печь.
Пальчиковая гимнастика.
Мы катали, мы катали,
Наши ладушки устали,
Мы немножко отдохнем,
И руками потрясем.
Сюрпризный момент: Вынимают из печи калачи - настоящие. Бабушка Арина хвалит детей: "Потрудились на славу, какие красивые калачи получились. А вам они нравятся?". Воспитатель обращается к детям: "Скажем бабушке Арине "Спасибо" и "До свидания!" А теперь нам пора отправляться домой". Бабушка Арина прощается с детьми. Дети "садятся" в паровозик и уезжают в группу.
Использованная литература.
- Журнал "Дошкольное воспитание" № 5 - 6 1992 г, стр. 9 - 13.
- Фурмина Л.С., Шибицкая А.Е. Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М. Просвещение", 1975г., с. 243.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: книга для воспитателя детского сада. 2-еизд., испр. - М.: Просвещение, 1988, с.159.