Цели:
- сформировать знания о строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих, развивать понятие “взаимосвязь строения и функции”;
- развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь,
- воспитывать интерес к предмету, культуру труда.
Оборудование: таблица “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки”, таблица “Кровеносная система Позвоночных”, модель головного мозга млекопитающих.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Взаимное приветствие.
2. Проверка санитарного состояния кабинета, его готовности к уроку.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
4. Определение отсутствующих.
5. Организация внимания.
II. Этап проверки домашнего задания.
Фронтальный опрос
Вопросы:
1. Из каких отделов состоит тело собаки? (Голова, шея ,туловище, хвост, конечности)
2. В чём преимущество расположения конечностей лисицы по сравнению с ящерицей? (У лисицы конечности расположены под туловищем, а у ящерицы по бокам. Тело лисицы поднято высоко над землёй, это не затрудняет передвижение.)
3. Сколько позвонков в шейном отделе у млекопитающих? ( Семь.)
4. Почему волосяной покров не развит у китов и дельфинов? (Он редуцирован в связи с переходом к водному образу жизни.)
5. Каковы особенности внешнего строения органов слуха и зрения у млекопитающих? (Глаза защищены подвижными веками, по наружным краям которых находятся ресницы, третье веко рудиментарно, слёзные железы. По бокам головы крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону звука.)
6. В чём заключается сходство во внешнем строении лисицы и ящерицы? (Общий план строения, отделы тела.)
7. Чем отличается кожа млекопитающих от кожи рептилий? (Кожа млекопитающих богата железами, покрыта шерстью.)
8. Из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих? (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой)
9. Какие волосы различают на теле млекопитающих и каково их значение? (Ость, подшерсток, вибриссы.)
10. Почему пушных зверей промышляют зимой, а не летом? (Зимний мех более тёплый)
III. Этап всесторонней проверки знаний.
Ответы у доски.
1. Каково внешнее строение млекопитающего на примере домашней собаки.
2. Каково строение скелета млекопитающего?
Учащиеся класса следят за правильностью ответов у доски, исправляют и дополняют, задают дополнительные вопросы.
IV. Этап актуализации знаний (подготовка к усвоению нового материала).
Сообщение темы формулировка цели. Обратить внимание учащихся на то, что строение млекопитающих соответствует общему плану строения позвоночных, с которым они уже знакомы (для 7В класса можно указать страницы в тетради, куда в случае затруднения можно обратиться)
V. Этап усвоения новых знаний.
1. Пищеварительная система. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
Пищеварительная система. У млекопитающих она более дифференцирована, чем у пресмыкающихся.
Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Между зубами и губами располагается преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых зверьки переносят пищу. Ее отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара, расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок. У большинства млекопитающих желудок простой, состоящий из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные ферменты и кислоту. Они воздействуют на белки. У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из рубца, сетки, книжки и сычуга. Только последний отдел у них является собственно желудком. Предыдущие отделы служат для сбраживания пищи, где под влиянием простейших, бактерий и дрожжей происходит расщепление трудно перевариваемой клетчатки. Из рубца пища периодически отрыгивается, вновь пережевывается и смачивается слюной. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны. В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами,
2. Дыхательная система. (Самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблицы.)
Дыхательная система. Состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких. Однако у млекопитающих легкие устроены сложнее, имеют большую поверхность, обеспечивая совершенный газообмен.
В гортани имеются голосовые связки. Млекопитающие издают звуки, которые предупреждают об опасности, угрожают или заискивают и просят. Однако эти звуки менее разнообразны, чем у птиц.
Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие, где они многократно делятся, образуя очень разветвленное бронхиальное дерево, в котором самые тонкие ответвления — бронхиоли. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50 —100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Из-за разницы парциального давления углекислый газ из крови выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму.
Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха, которые обеспечиваются сокращением межреберных мышц и диафрагмы (вдох), что увеличивает объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости уменьшается — происходит выдох.
3. Кровеносная система. (Беседа, демонстрация таблицы.)
Кровеносная система. У млекопитающих она похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой — венозная.
Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения доставляется ко всем органам и тканям организма. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где она обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет продукты распада. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.
4. Выделительная система. (Беседа, демонстрация таблицы.)
Выделительная система. Представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собою компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу.
5. Нервная система млекопитающих и их поведение. (Сообщение учащегося, демонстрация модели головного мозга.)
Нервная система. Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность; полушарий образована несколькими слоями нервных клеток.
У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, полушария имеют многочисленные извилины, складки и борозды, увеличивающие поверхность полушарий. Полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. Периферическая нервная система представлена двенадцатью черепно-мозговыми нервами и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Наиболее мощные нервные стволы отходят
от спинного мозга к передним и задним конечностям. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.
При изучении нового материала в 7 А и Б классах можно больше использовать самостоятельную работу учащихся, т.к. навыки работы с учебником в этих классах сформированы лучше.
VI. Этап закрепления новых знаний.
1. Заполнение таблицы “Внутреннее строение млекопитающих”, пользуясь учебником.
Особенности внутреннего строения млекопитающих
Название системы органов | Особенности строения |
Пищеварительная | Зубы дифференцированные, желудок у большинства однокамерный, кишечник состоит из тонкой, толстой и прямой кишок, вместо клоаки анальное отверстие |
Дыхательная | Лёгкие имеют альвеолярное строение |
Кровеносная | 2 круга кровообращения, четырёхкамерное сердце |
Выделительная | Моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу. |
Нервная | Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины. |
Проверка заполнения. Устно спросить слабоуспевающих учащихся, остальные исправляют, дополняют.
2. Решение биологических задач.
Задача №1- В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется грудобрюшная мышца - диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?
Задача №2
- У большинства птиц на грудине имеется киль. Может ли быть такое образование на грудине млекопитающих? Если “да”, то у каких и в связи с чем он развит?
Задача №3
- У мелких зверьков (мыши, крысы, хори, ласки и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например у копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих?
Задача №4
- Лошади, волки, собаки и ряд других млекопитающих при передвижении перемещают конечности вдоль оси своего тела. Имеются ли у них особенности в строении пояса передних конечностей? Если “да”, то какие?
Задача №5
- Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафы длинная. Чем определяются такие различия?
Задача №б
- Суммарная дыхательная поверхность лёгких млекопитающих в 50-100 раз больше, чем поверхность кожи. Благодаря чему лёгкие этих позвоночных животных имеют большую дыхательную поверхность?
Решение задач лучше предлагать сильным учащимся, т.к. задачи требуют сообразительности, нестандартности мышления. Остальные высказывают свои версии, дополняют.
VII. Этап информации о домашнем задании.
Параграф 52 в учебнике (скорректировать номера страниц для тех, у кого учебник нового издания). Выучить записи в тетради (таблицу “Внутреннее строение млекопитающих”)
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о том, как млекопитающие заботятся о своём потомстве. (Проинструктировать ученика о содержании, объеме, оформлении сообщения).
VIII. Выводы.
- Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их прогрессивных чертах: интенсивном обмене веществ, постоянной и высокой температуре тела. Сравнение млекопитающих с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие
- Оценить работу класса на уроке в целом. Сообщить оценки за урок, полученные отдельными учащимися.
- Спросить о значимости полученных знаний.
Список литературы.
1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Зоология” за 68 часов.. Поурочное планирование . Книга для учителя. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005.
2. Никишов А.И., Теремров А.В. Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей биологии. – М.: “РАУБ” “Цитадель”, 1996.