Интегрированный урок (экология + история + астрономия + география + философия + физика) по теме "Развитие представлений человека о мире". Картины мира

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


В Саратовской области на уровне регионального компонента предмет экология введен как обязательный с 5-го по 9-й класс и как элективный предмет (по выбору школы) в 10–11-й класс. Поэтому учебник экологии 9-й класс “Биосфера и человечество”, автор И.М. Швец, Н.А. Добротина Москва Издательский центр “Вентана – Граф” учащиеся проходят в 11-м классе.

Формирование научного мировоззрения – одна из главных задач современной школы. Отдельные элементы этой проблемы встречаются практически во всех предметах. Экология, являющаяся интегрированным курсом, может представить обобщение всего того, что было дано учащимся на уроках естественного и гуманитарного циклов, и заложить основы научного мировоззрения.

Более подробно вопрос о формировании научного мировоззрения был рассмотрен мною на уроке экологии в 11-м классе. Тема урока: “Развитие представлений человечества о мире. Картины мира”. Урок шел в соответствии с программным материалом, но в связи с большим интересом учащихся к вопросу о научном мировоззрении ими были написаны рефераты. Что же понимают под мировоззрением? Мировоззрение – это система взглядов на мир, природу и общество. В процессе урока ребята знакомятся с методами формирования мировоззрения (обыденное, религиозное, философское).

Учащиеся с интересом изучали тяжелые для восприятия школьников материалы о мировоззрениях Фридмана, Ньютона, сравнивали и анализировали теорию Кювье и Дарвина, что дало возможность проявить их творческое начало и самостоятельность мышления. Рассмотрев связи между наукой и религией, учащиеся познакомились с основными идеями В.И. Вернадского, Мировоззрение В.И.Вернадского нашло отражение в современной науке синергетики. Синергетика – это нелинейная наука, одна из принципиальных задач которой научиться хранить, перерабатывать и анализировать большие информационные потоки.

В конце урока учащиеся делают вывод: современное мировоззрение складывается из синтеза обыденного, религиозного, философского и научного мировоззрения.

Поэтому с развитием науки изменяется и мировоззрение. Наша планета является крохотной частью Вселенной. Сегодня учёные рассматривают её как единую, очень сложную систему, в которой действуют всеобщие законы, изучаемые естественными науками. Окружающий мир представляет собой чрезвычайно сложно организованную систему. С каждым новым открытием люди осознают, что изучить осталось во много раз больше, чем уже известно. Подобные уроки являются синтезом естественных и гуманитарных предметов: истории, биологии, астрономии, географии, физики, позволяют формировать у школьников основы научного мировоззрения.

Цель урока: Изучение развития научногомировоззрения.

Задачи:

  1. Формирование исследовательского подхода при изучении темы: “Картины мира”.
  2. Ознакомления с различными космологическими моделями.
  3. Ознакомление учащихся с понятием о границах применимости различных теорий, ограничение измеримости.

Оборудование: учебник экологии 9 класс “Биосфера и человечество”, автор И.М. Швец, Н.А. Добротина Москва Издательский центр “Вентана – Граф”, 2008 г; плакаты; портреты известнейших ученых; компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация по теме “Картины мира”; диаграммы; философский словарь; фрагмент рабочей тетради для каждого ученика.

Основные представления и понятия: картина мира; мифологическая и религиозная картины мира; классическая, вероятностная и системная естественно – научные картины мира; мировоззрение; методы формирования мировоззрения; синергетика.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: Урок-диспут.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Методы формирования мировоззрения.
  2. Научное мировоззрение.

Вводное слово учителя.

Учитель предлагает начать урок со стихов А.С. Пушкина “Движение”.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить
Сильнее бы не мог он возразить
Хвалили все ответ замысловатый
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Тема нашего урока ребята: Развитие представлений человечества о мире. Картины митра.

Ребята откроем параграф 17 учебника. У каждого на парте лежит лист фрагмента рабочей тетради с названием темы, задач урока и определениями. (Приложение № 1).

Учитель предлагает зачитать учащимся задачи урока.

Актуализация знаний.

Объяснение учителя: С того момента, как человек стал воспринимать себя как личность, обладающая собственным “Я”, природная среда превратилась для него во внешний мир. Представления об окружающей среде складывались в общую картину мира.

Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения.

1. Что Вы вкладываете в понятие “картина мира?

После своих ответов, ребята зачитывают понятие картина мира с листа опорных знаний. Картина мира – это образ окружающей среды.

2. Как Вы думаете, менялось ли представление о картине мира, с развитием общества?

3. Приведите примеры, как люди представляли Землю в древности? (На экране показывается слайд с изображением нашей земли в древности, у разных народов).

Объяснение учителя: Самые ранние картины мира – мифологические. Они складывались из легенд, мифов, с включением астрономических наблюдений. В них собраны представления первобытного человека об управляющих миром сверхъестественных силах (на экране показан слайд с примерами мифологической картины мира).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.

1. Как Вы думаете, на чем основывается понимание картины мира?

Ответ: Понимание картины мира основывается на мировоззрении.

2. Что Вы понимаете под мировоззрением?

Учащиеся зачитывают определение с фрагмента рабочей тетради.

Мировоззрение – это система взглядов на мир, на природу и общество, обобщенное представление о мире в целом.

Учитель задает вопрос учащимся:

Как Вы думаете, меняется ли мировоззрение с развитием общества?

Что бы точно ответить на поставленный вопрос, рассмотрим методы формирования мировоззрения.

Учащиеся работают с фрагментом рабочей тетради.

1. Методы формирования мировоззрения.

Итак первый метод – обыденный. Учащиеся зачитывают определение из фрагмента рабочей тетради.

Обыденное мировоззрение – порождаемое непосредственными условиями жизни и передающее из поколений в поколения опыта людей, форме здравого смысла и стихий несистемным представлением о мире.

И так в основе данного метода лежит опыт людей.

Вопрос учащимся: Как Вы думаете, откуда получают люди информацию об обыденном методе формирования мировоззрения?

Ответ: Люди получают информацию извне благодаря работе нервной системы и органов чувств – зрения, слуха, обаяния, вкуса, осязания.

Учащиеся заполняют пропущенные строчки в предложенном фрагменте опорных знаний.

Второй метод – религиозный. Учитель задает вопрос учащимся.

Что Вы понимаете под религиозным методом?

После собственных предложений учащихся на данный вопрос, учащиеся зачитывают точное определение с фрагмента рабочей тетради.

Религиозное мировоззрение – дает картину мира связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально – образной форме. В основе данного мировоззрения образ Творца.

Учитель задает вопрос учащимся.

Как Вы считаете, откуда люди получают информацию в религиозном методе формирования мировоззрения?

Ответ: Люди получают информацию в религиозном методе из догмы.

Что Вы, понимаете под понятием догма?

Ответ учащиеся зачитывают с фрагмента рабочей тетради.

Догма (от греч. – мнение, учение), положение, принимаемое на веру, слепо, неизменная формула, применяемая без учёта конкретных исторических условий.

Затем учащиеся заполняют фрагмент рабочей тетради.

Учащиеся рассматривают диаграмму (на экране слайд). По диаграмме видно: что человечество возникло примерно 200млн. лет назад, история религии насчитывает примерно 50 млн. лет, современным религиозным конфессиям не более 4 тыс. лет, буддизм 2,5тыс. лет, ислам порядка 1 тыс.600лет.

Третий метод – философский. Учитель задает вопрос учащимся.

Что Вы понимаете под философским методом?

После ответов учащиеся зачитывают определение из фрагмента рабочей тетради.

Философское мировоззрение – выступает в понятийной категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижение науки о природеи обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. В основе данного метода лежит достижение научной мысли.

Учитель задает вопрос учащимся.

Откуда получают люди информацию в философском методе формирования мировоззрения?

Ответ: Люди получают информацию в философском методе черезмышление.

Учащиеся заполняют фрагмент рабочей тетради.

Четвертый метод – научный. Учитель задает вопрос учащимся.

Что Вы понимаете под научным методом?

После своих ответов, учащиеся зачитывают правильный ответ с листа опорных знаний.

Научное мировоззрение – это представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой.

В основе данного мировоззрения лежит наука. Учитель задает вопрос учащимся. Откуда на ваш взгляд люди получают информацию в научном методе формирования мировоззрения?

Ответ: Люди получают информацию в научном методе формирования мировоззрения через наблюдение, опыт.

Учащиеся заполняют фрагмент рабочей тетради.

С помощью учителя учащиеся делают первый вывод урока: Мировоззрение формируется на основе обыденного, религиозного, философского и научного методов (данный вывод выводиться на экран).

Хотя мировоззрение возникло как синтез всех перечисленных мировоззрений. На уроке мы более подробно остановимся на научном мировоззрении,являющимся составной частью мировоззрения вообще.

2. Научное мировоззрение.

Многим учащимся в классе было дано опережающее задание на дом. Учащиеся писали рефераты и создавали презентации на тему: “История развития научногомировоззрения”.

Первое выступление учащихся посвящено теме: “Развитие науки Дальнего Востока и Индии”.

Большое значение в развитии научного мировоззрения принадлежит пифагорийцам. Данное мировоззрение впервые дало возможность применять математику в описательной картине мира. Одному из учащихся на дом было задано написать реферат на тему: “Мировоззрение пифагорийцев”.

Рассматривая научное мировоззрение, мы сталкиваемся с понятиями гипотеза и теория. Учащимся предлагается открыть страницу учебника 112, и ответить на вопрос №4. Гипотеза и теория – это одно и тоже? Почему?

После ответов учащиеся, зачитывают определение сфрагмента рабочей тетради.

Гипотеза – это научное допущение или предложение, истинное значение которого неопределенно.

Теория (в широком смысле) – комплекс взглядов,представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких – либо явлений.

Теория (в узком, специальном смысле) – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Как же происходило развитие научного мировоззрения?

Следующее сообщение учащихся принадлежит рассказу о мировоззрении Фалеса Милетского.

Затем учащиеся рассматривают мировоззрение Клавдия Птолемея. Большое значение в представлении картины мира принадлежит Клавдию Птолемею (которая господствовала тысячу лет) неподвижная Земля и вращающееся вокруг неё Солнце и планеты, позже теории Коперника и Галилея (геоцентрическая система), которую в процессе урока вспоминают учащиеся.

Позже Кеплер отошёл от представлений движения Солнца и планет по окружности и на основании многочисленных наблюдений и фактов вывел, что движение планет и Солнца осуществляется по эллипсу.

Учащиеся рассматривают мировоззрение перечисленных ученых по заранее подготовленному дома плану.

Затем учащиеся открывают учебник на странице 112, и отвечают на вопрос №2. Можно ли заниматься наукой и в то же время быть религиозным человеком?

На этот вопрос учащиеся отвечают после прослушивания сообщений подготовленных учащимися класса, посвященных великим ученым.

Учащиеся рассматривают мировоззрение таких учёных как Ломоносов, Ньютон, Лаплас, Фридман, Дарвин, Кювье, Вернадский.

Большой вклад в развитии научного мировоззрения принадлежит Ньютону, который создал теорию движения, что всё движение началось от божественного первотолчка. Со времен Ньютона открывается новая эра в научном мировоззрении, построенная на опытах и математических расчётах.

Через 100 лет Лаплас построил картину мира,основанную на ньютоновских представлениях исключив божественный первотолчок. “Я в этой гипотезе не нуждаюсь” сказал он Наполеону.

Большой интерес в развитии научного мировоззрения принадлежит работам Кювье и теории большого взрыва.

Современная наука основывается на тезисах, что всё в мире познаваемо. Большое значение в развитии современного мировоззрения принадлежит В.И. Вернадскому.

Учащиеся делают второй вывод урока: Религиозное мировоззрение некоторых учёных не отражается на их научном мировоззрении (данный вывод выводиться на экран).

Учащимся предлагается на странице 112, ответить на вопрос №3. Справедливо ли утверждение о том, что биосфера является системой?

Мировоззрение Вернадского нашло отражение в современной науке синергетики.

Синергетика – это нелинейная наука, одна из принципиальных задач которой научиться хранить, перерабатывать, передавать и анализировать большие информационные потоки.

Учитель задает вопрос учащимся: Как Вы думаете, почему именно в экологии рассматриваются вопросы о мировоззрении?

Учащимся предлагается открыть страницу 106 учебника и ответить на вопросы.

  1. Важно ли понимать, как устроен окружающий мир? Связано ли развитие наук с потребностью познавать?
  2. Различают ли мнения науки и религии о том, как устроен мир?
  3. Так ли представляли себе мир древние греки и римляне, как мы сейчас?

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос.

Как Вы считаете, может ли научное мировоззрение перейти в научную истину. Приведите примеры.

3. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на тест – опрос (Приложение №2).

4. Итог урока.

В конце урока ребятам предлагается ответить на вопрос.

Как Вы считаете, будет ли меняться научное мировоззрение в дальней шем? И если будет, то по какой причине?

Ответ: Научное мировоззрение изменяется в связи с развитием и достижениями в науки.

В конце урока ребята делают вывод, основанныйна словах сказанных В.И. Вернадским.

“Научное мировоззрение не есть научно истинное представление о Вселенной – его мы не имеем. Чем дальше, следовательно, мы вдумываемся в научное мировоззрение, чем глубже мы его анализируем, тем более сложным, тем более разнообразным по своему значению и составу оно нам представляется!”

Поэтому с развитием науки изменяется и мировоззрение. Наша планета является крохотной частью Вселенной. Сегодня учёные рассматривают её как единую очень сложную систему, в которой действуют всеобщие законы, изучаемые естественными науками. Окружающий мир представляет собой чрезвычайно сложно организованную систему.

С каждым новым открытием люди осознают, что изучить осталось во много раз больше, чем уже известно.

Вывод урока: Мировоззрение человека формируетсяв течении всей егожизни ( данный вывод выводиться на экран).

Домашнее задание: параграф 17, ответить на вопрос 7 странице учебника112. Дополнительное задание: попробуйте сформулировать и обосновать Ваше мировоззрение “О картине мира”.

Приложение