Воспитательный модуль нравственно-этического направления "Радуга"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Гармоничное развитие личности характеризуется развитием последовательности и поступательности изменений, происходящих в сознании и поведении детей, и связано с выработкой определенного представления о мире.

Социализация как процесс становления личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, однако, по некоторым аспектам социализация человека продолжается всю жизнь. Таким образом, "социализация - процесс постоянного познания, закрепления и освоения человеком норм и правил поведения, формирование ценностных ориентиров".

"Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьёй, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком:" (Ж.Ж.Руссо)

Значение социализации для подростков, на долю которых выпало время становления личности в такой непростой период, когда в обществе всё большее влияние приобретает власть "золотого тельца", а засилье псевдоидеалов сделало неактуальными истинные общечеловеческие ценности (милосердие, доброту, понимание), очень важно! Для успешного формирования ценностно-смысловых и общекультурных компетенций на базе

МОУ Октябрьская СОШ Таловского района Воронежской области был разработан и успешно реализован воспитательный модуль нравственно-этического направления "Радуга", состоящий из семи бесед-встреч, каждая из которых проходила под символом одного из семи цветов радуги.

Образ радуги выбран не случайно: это жизнеутверждающий символ перемен. Именно после ненастья, уносящего с бурными потоками воды весь мусор и нечистоты, на небе появляется долгожданная радуга. Так и цель каждой новой встречи в рамках модуля "Радуга" определялась как формирование благоприятных предпосылок для кропотливой и важной работы подростка над собой, для избавления от недостатков.

Представляем план мероприятий

Встреча-введение - "Мир вокруг нас"

1) Красный цвет: "Начало всему - любовь!"

2) Оранжевый цвет: "Отношение к тебе начинается с твоего отношения к людям"

3) Желтый цвет: "Дорога к солнцу"

4) Зеленый цвет: "Знать!?.."

5) Голубой цвет: "Я помню - я живу"

6) Синий цвет: "Надежда, вера и:"

7) Фиолетовый цвет: "Нам не "чисто фиолетово".

Мероприятия модуля ориентированы на разновозрастные группы: 5-7 классы, 7-11 классы. Работа с разновозрастными группами обусловлена особенностями школы, которая является малочисленной. Основные формы работы - это часы общения и беседы-встречи. Идея модуля "Радуга" заключалась в следующем:

  • наше благополучие "зависит от доброты нравов, а доброта нравов зависит от воспитания человека";
  • в воспитании различают воспитание тела, или физическое воспитание, образование сердца, или нравственное воспитание, и образование разума.

Ожидаемый результат:

- воспитательное воздействие встреч-бесед, вошедших в состав модуля, рассчитано на долгосрочное действие (увидеть результат воспитательной работы сразу, сиюминутно невозможно!).

При разработке модуля "Радуга" педагоги-воспитатели ориентировались на следующие очень важные моменты:

- беседы-встречи и часы общения предлагают детям знания, необходимые для их морально-этического развития: почему мне нужно это знать? для чего?;

- приобретенные умения помогут учащимся в решении повседневных практических задач жизнедеятельности, в выборе правильного отношения к своему психологическому и физическому здоровью.

Основу модуля "Радуга" составляют беседы-встречи и часы общения на морально-этические темы. Этот выбор не случаен: на первом плане социализация, с которой связан ряд вопросов, характеризующих состояние сознания подростков, их поведение и отношение к происходящим событиям в обществе, в межличностном общении.

Воспитательные задачи модуля из разряда традиционных:

- формирование у детей во время бесед- встреч навыков коммуникабельности, толерантности, отзывчивости, доброты, так как все эти качества позволяют в будущем сегодняшним ученикам стать духовно воспитанными гражданами своей страны;

- воспитатель-педагог должен позаботиться о всестороннем развитии детей, так как развитие воображения, фантазии, творческих способностей требует пристального внимания и терпеливой работы;

- формирование правильного представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, а именно, к собственному здоровью; воспитание негативного отношения к употреблению ПАВ.

Как организаторы воспитательной работы по модулю "Радуга" мы обращали внимание на следующие важные советы:

  • "учитывайте особенности психологии детей: сколько учеников - столько индивидуальностей",
  • "старайтесь сделать должное для них удовольствием",
  • "убедитесь в важности анализа своих поступков и действий; признать свою ошибку трудно, но необходимо и всегда нужно найти душевные силы для ее исправления",
  • "любопытство детей - закон природы, направляйте его на познание благородных, благоразумных отношений в человеческом обществе",
  • не принуждайте детей выполнять такие задания, которые отобьют у них всяческое желание стать участниками очередной беседы-встречи или часа общения,
  • ложные понятия о чувстве, черте характера, вещи или явлении навредят детям, остерегайтесь их!

Тема каждой беседы-встречи и каждого часа общения определялись в соответствии с особенностями разновозрастного детского коллектива:

  • подготовленность к восприятию конкретной информации,
  • благоприятная психологическая обстановка в группе,
  • готовность взрослых в нужный момент разъяснить трудное для осознания, помочь советом.

В заключении каждой встречи звучала одна и та же фраза: "Мы не читаем вам мораль, мы боремся за ваши души! Если вас затронула тема встречи, если нашла отклик в вашей душе, мы рады узнать ваше мнение и встретиться с вами еще раз". Основной принцип реализации модуля "Радуга" заключался в следующем: все мероприятия не являются строго обязательными для посещения, но тема их и предварительная подготовка должны привлечь внимание школьников и не оставить их равнодушными.

И еще об одной особенности воспитательного модуля "Радуга". Почему все мероприятия предназначены для разновозрастных групп обучающихся? Работа в группе предполагает тесный психологический контакт всех участников бесед-встреч и часов общения, вырабатывает чувство значимости (меня слушают, с моим мнением считаются, я могу высказать собственную точку зрения), формирует чувство коллективизма (я не знаю, как справиться с проблемой, мне помогут), способствует активизации работы (даже самые робкие и неуверенные включаются в ход встреч!). Неотъемлемым компонентом таких воспитательных мероприятий является комфортный психологический климат: истинная цель педагога-воспитателя - не предлагать готового ответа, решения нравственно-этической проблемы, а помочь найти пути решения, создать комфортную обстановку, вызывающую желание высказаться и выслушать другого. Выработано главное правило, которое нельзя никому нарушать, - открытость, доброжелательность, выслушиваем каждого желающего говорить. Учащиеся овладевают умением слушать других и соглашаться или обоснованно не соглашаться с чужой точкой зрения, емко и четко излагая свои мысли.

Рассмотрим содержательную сторону часа общения, являющегося составной частью модуля "Радуга", "Дорога к солнцу", проходившего под знаком желтого цвета.

Цель: совместно (дети и педагоги-воспитатели) постараться найти ответ на вопрос: "Что такое дорога к солнцу?"

Необходимая установка вначале: "Мы это делаем для вас, для вашего будущего, слушайте, запоминайте, принимайте решение, воспитывайте самого себя".

Далее предлагается фрагмент из сказки Софи Рейн "Солнечный луч": "Знаете ли вы, кто имеет больше всего детей? Это солнце, которое живет там, высоко в небе.

Ведь множество солнечных лучей, которые приходят к нам на землю, - это все его дети. Правда, у солнца бывает часто много хлопот и забот с такой громадной толпой ребятишек, но зато они доставляют ему и много радости. <:>".

Предлагается вопрос для аналитического размышления: "Можно ли нас, людей, назвать детьми солнца?" Ответ однозначен: да!

Далее ведется беседа о значении слов желание, идеал, значимость, нежность, которые между собой, на первый взгляд, никак не взаимосвязаны. Но не торопитесь делать категоричных выводов.

Шаг 1. Желание - внутренне стремление к осуществлению чего-нибудь.

О своем желании пишет поэт в стихотворении:

О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое приведенье;
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!

Яркие примеры желаний, легко достижимых, мы находим в сказках, народных и авторских, только вот исполняются они при помощи волшебства:

  • трое из ларца, одинаковые с лица,
  • волшебное колечко,
  • золотая рыбка,
  • волшебная палочка,
  • светик-семицветик,
  • по щучьему велению.

Но уместно вспомнить поучительную "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина: разбитое корыто старухи стало символом легкомысленного отношения к своим желаниям, жизненным целям. Очень важно научиться ставить четкие ориентиры, уметь вовремя сказать "нет" прихотям.

Помните: прежде, чем сказать "я хочу, желаю", подумайте: что сделали вы для того, чтобы исполнилось ваше желание? "Желание - мера ценности" (Б.Грасиан)

Игровой момент "Три желания есть у меня". Все присутствующие на карточках записывают три сокровенных желания, затем все карточки (на них не указываются ни имена, ни фамилии) собираются в одну коробку. Стоит ли озвучить написанное? Это зависит от решения всех присутствующих, которые также могут с помощью аплодисментов оценить важность загаданного кем-то желания для человека не конкретного, а вообще. Итогом игрового момента стали слова Эпикура: "Всем желаниям следует предъявить такой вопрос: что со мной будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?"

Психологический эксперимент "Есть ли предел желаемому". Обучающимся предлагается в виртуальном магазине приобретать любые предметы, ограничений в количестве нет. Став владельцем одной вещи, вы утратили желание иметь ещё одну? Нет, наоборот, захотелось как можно больше предметов приобрести. Теперь подумайте: вам стало лучше оттого, что исполнилось так много ваших желаний? Постарайтесь запомнить мудрые слова Гераклита: "Не лучше было бы людям, если бы исполнилось все, чего они желают".

Цель разговора достаточно проста: привести детей к пониманию важности не вещественного, предметного желания в жизни человека, а желания, например, уметь слышать ближнего, любить людей, быть нужным и полезным в этом мире.

Шаг 2. Возможно, что на одной из карточек игрового момента "Три желания есть у меня" было написано: "Хочу стать похожим на свой идеал". Итак, идеал!

Идеал - 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего-нибудь.

Исполнились мои желания.

Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А.С.Пушкин

Специально для мероприятия разработан и создан плакат "Выбери идеал", на котором помещены фотографии очень красивых людей: общепризнанных фотомоделей, актеров кино и театра с мировым именем. Участникам встречи предлагается выбрать по фото идеального, на их взгляд, человека. Мнения разошлись: даже решение о том, кто самый красивый, оказалось неоднозначным. Дети высказали очень важную мысль, что не все люди обладают так называемой модельной внешностью и идеал нужно соотносить не с внешней красотой, а с внутренним миром человека, его душевными качествами. Таким образом, стереотип стремления к "глянцу" и "гламуру" оказывается несостоятельным. Особенно ценно в этом моменте то, что к выводу приходят сами дети.

Из многих высказываний мудрых известных людей выбираем следующее: "Идеал состоит в реализации своего подлинного <<я>>"(Д.Мур)

Шаг 3. Так в процессе разговора об идеале прозвучало слово "значимость". Значимость - важность, значительность, роль. Главная роль в разговоре на данном этапе отводится педагогам-воспитателям. Опираясь на свой жизненный опыт, на имеющиеся знания, они рассуждают о значимости желаний и идеалов в жизни человека. Но не забываем, что никому не запрещено высказать свою точку зрения по разбираемому вопросу, приводить убедительные и доказательные аргументы.

Шаг 4. Многие слова, полезные, важные и нужные нам каждодневно, почему-то постепенно становятся невостребованными. Например, нежность! Все чаще можно услышать сочетание "телячья нежность"; в человеке стали цениться более деловитость, решительность, успешность, материальное благополучие, но только не нежность. Почему? И что такое нежность? В одной из энциклопедий сказано: "Нежность - оттенок поведения (легкое прикосновение руки, улыбка, поцелуй, объятие, мягкий и ласковый взгляд, доброе слово, определенная интонация и т.д.), придающий особую эмоциональную окраску и интимность любовным отношениям".

Давайте обратимся к высказываниям в блогах в сети Интернета.

  • "Нежность - это рука друга, когда он, чуть сжав твое хрупкое плечо, подмигнет и скажет: "Не дрейфь! Прорвемся!"
  • "Нежность - это озорные ромашки, которые смотрят с любопытством из букета в руках любимого на проезжающие мимо машины".
  • "Нежность - это то, что ты даришь миру только за то, что он есть и что в нем есть ты!"

Участникам встречи предлагается дать своё определение нежности.

Итак, нежность - это внимательное, чуткое отношение к окружающему миру, понимание его, радость взаимоотношений, искренность, "любовь, легкость и заинтересованность". Всё вместе перечисленное напоминает солнечный луч. И ещё: "нежность - это когда другой человек для тебя словно дивный цветок, хрупкий и прекрасный, за которым ты ухаживаешь, обогревая его своим теплом, словно солнышко", это способность сопереживать, сочувствовать быть внимательным к объекту нежности.

Вопрос для размышления: "Проявить нежность, значит отдать часть себя близким людям. Как считаете вы, становимся ли мы от этого слабее и смешнее в глазах окружающих?"

Уверенный в себе человек не станет стесняться проявлять нежность. Лишь тот, кто не доверяет ближнему своему, прячется за маской грубости и цинизма, опасается интимности, называет нежность "телячьей".

Что такое нежность?
Это гладь морская,
Родины безбрежность,
Первый ландыш мая.
Хвост кота пушистого,
Запах чайной розы,
Солнца лик лучистого,
Зелен лист березы.
Жемчуг из ракушечки
Да узор снежинки,
Сдобненькие плюшечки,
С тополя пушинки.
Песня милой матушки,
Чей-то добрый взгляд:
Мал-мала ребятушки,
Свадьбы пир-обряд.
Рук прикосновение, полевой букетик:
Сердца откровение, радостный приветик:
Рита Раски

Шаг 5. Предлагаем игру "Дорога к солнцу". На полу помещается макет солнца. Играющие (по желанию) участники встречи образуют круг (примерно радиусом 1,5-2 метра).

Цель игры: научиться вербальному проявлению чувства нежности.

Правила игры: каждый участник желает другому игроку что-то хорошее либо говорит комплимент в его адрес. Получивший пожелание делает шаг вперед, равный по размеру его ступни. Так начинает движение к солнцу!

Итог: движение к солнцу должны начать все игроки; нужно постараться организовать игру таким образом, чтобы все участники шли вперед, чтобы никто не остался без внимания со стороны других. Каким образом? Ответ прост: все сказанное в ходе встречи до этого момента было направлено на результативность игры "Дорога к солнцу".

Шаг 6. Настало время дать ответ на вопрос: "Что такое дорога к солнцу?" На экране остаются лишь первые буквы понятий-слов, о которых говорили, спорили, искали истину: желание, идеал, значимость, нежность. Это буквы Ж, И, З, Н и добавляем Ь. Перед вами ответ: дорога к солнцу - это наша ЖИЗНЬ! Давать комментарии на вопрос: что такое жизнь? - считаем излишне.

Подобные нравственные часы общения требуют очень кропотливой, добросовестной подготовки педагогов-воспитателей к разговору, так как беседы на нравственные темы готовят детей к будущей взрослой жизни, поэтому полутонов, недосказанности и лжи допустить нельзя.